Комедия "ревизор "является одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Автор сумел показать истинное лицо России 19-го века в этой пьесе. Гоголь с помощью различных средств художественной выразительности, речи героев, "говорящих "фамилий высмеял людские пороки, а именно жадность, лицемерие, лживость, безответственность, глупость. Немаловажную роль в вышеупомянутом обличении сыграл такой прием, как "немая" сцена в конце пьесы. Каков же её идейный смысл? Давайте попытаемся в этом разобраться.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, стоит немного упомянуть о сюжете комедии. В городе N, где царят беспорядки, где все гонятся за выгодой и не выполняют своих обязанностей, должен приехать ревизор. Приняв за него другого человека, хитреца Хлестакова, чиновники ухаживают за ним, как могут, дают денег "взаймы ", лишь бы оставить о себе хороший впечатление.

В конце пьесы герои узнают, что это был не ревизор и что скоро нагрянет настоящий. Именно эта новость стала причиной "Немой "сцены. Пренеприятнейшая весть буквально "парализовала"героев. Они поняли, что Хлестаков – это ещё "цветочки ", им вскоре придётся пережить все заново, только по-настоящему. Городничий распростёр руки и запрокинул голову вверх, словно вопрошая небо: "за что?! " Его жена и дочь устремились к нему, ища защиты. Земляника склонил голову вбок, прислушиваюсь к чему-то. Этот хитрый человек, как оказалось, никогда не поддается безумной панике. Наоборот, он размышляет о том, как ему выйти сухим из воды в данный момент. Ляпкин-Тяпкин сделал движение губами, как будто хотел произнести: "вот тебе, бабушка, и Юрьев день ". Он очень сильно испугался. Бобчинский и Добчинский кинулись друг к другу, расчитывая на поддержку.

Идейный смысл "немой "сцены заключается в том, чтобы показать без реплик всю сущность героев, их пороки, страхи, характер. Ведь именно в экстремальной ситуации человек снимает маску и открывает свое истинное лицо. Гоголю это успешно удалось. Более того, он сумел раздвинуть рамки комедии, превратить её из общественной в нравственную, философскую. Так, с помощью небольшого элемента Гоголь напомнил всем, что за свои поступки рано или поздно все равно придётся отвечать.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арлюкская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила:

учитель и литературы

Тема урока: Завершающий урок по комедии «Ревизор».

Анализ «немой» сцены комедии

Цели урока:

Помочь учащимся осознать философское значение не только финала, но и всей комедии в целом через всестороннее рассмотрение этой сцены. Развитие аналитических умений и навыков учащихся. Формирование положительных нравственных ориентаций.

Оборудование: портрет, афиша «Ревизора»,

иллюстрация «немой» сцены,

слайды, ИКТ, экран

Методы и формы работы:

Методы проблемного обучения

Метод работы под руководством учителя

Вид урока: урок закрепления знаний, умений и навыков

Тип: урок-эврика

Ключевые слова: Бюрократическая система

Провидение

Аллегория

Ход урока

Мотивационное начало урока:

Итак, произведение «Ревизор» прочитано, жизненная основа комедии раскрыта; обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке, выявлены; представление о характере «мнимого» ревизора Хлестакова получено.

Данный урок завершающий. Он включает в себя анализ финальной сцены, так называемой «немой» сцены; раскрытие эпиграфа комедии и литературную игру по произведению с использованием ИКТ.

Цель урока вытекает из темы: раскрыть роль финала, помочь вам, учащимся, осознать философское значение «немой» сцены и комедии в целом.

Дома, готовясь к сегодняшнему уроку, вы ещё раз просмотрели афишу к комедии, подумали над смыслом эпиграфа и прочитали последнее явление V действия. На партах у вас лежат листы с иллюстрацией «немой» сцены.

Слово учителя:

Идея завершения пьесы («немая» сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания комедии более уже не изменялась. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» длилась не менее 2-3 минут. Лишь по настоянию режиссёра и актёров Александринского театра, которые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность её была сокращена до полутора минут.

Вывод: Таким образом, мы видим, что для Гоголя финальная сцена была не менее важна, чем все предшествующие действия комедии.

Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной?

(Ученики высказывают разные предположения.)

Гоголь добивался эффекта всеобщего понимания: читатель (зритель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев – это в какой-то мере он сам.

«Немая сцена» - это как бы застывшая в окаменевших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!..»

Зачем Гоголь вводит эту сцену, ведь с приходом жандарма комедию можно считать оконченной и опустить занавес?

Но Гоголь не просто решает так завершить комедию, но и детально расписывает положение каждого героя на сцене и настаивает именно на таком композиционном построении финала.

Ученик: Начиная с IV действия, читатель чувствует, как постепенно меняется пафос пьесы – от комического до трагического; трагизм достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене».

(Сообщение подготовленного ученика.)

Из воспоминаний современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге: «Смех по временам ещё перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей».

Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма через статическое, картинно застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызвать у зрителей единственное, но очень сильное чувство – страх, ужас. «Несмотря на… комическое положение многих лиц… в итоге остаётся… что-то чудовищно мрачное, какой-то страх беспорядков наших. Самое это появление жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях… всё это как-то необъяснимо страшно!»

Назовите характерные особенности афиши «Ревизора»

Ответы учащихся:

В афише представлен весь город, то есть все представители системы любого российского города, а в более широком понимании – и вся Россия.

Конфликт самой комедии социальный; на это указывает само название комедии – «Ревизор» - государственный чиновник.

К тому же, единственное лицо, действующее в комедии, но не указанное в афише, - жандарм.

Подумайте, почему жандарм оказывается не заявленным в афише?

Учащиеся: Жандарм – это представитель государственной власти, которая карает пороки той бюрократической системы, которую сама и создала.

Учитель: Гоголь в «Театральном разъезде» пишет: «Не смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неизбежный рок в трагедиях у древних. - … Тут нет ничего дурного, дай Бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание своё быть представителем Провидения на земле и чтоб мы верили в него, как древние веровали в рок, настигший преступление»

Жандарм – посланник Провидения, высшей силы, более могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и в зрителях) ужас и страх. Гоголь в «Развязке» «Ревизора» писал: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба».

В сознании автора «Ревизора» жандарм – фигура несколько мистическая: он появляется неожиданно и ниоткуда, а слова, им произнесённые, «поражают как громом всех; так что, вся группа, вдруг переменивши положение, остаётся в окаменении». И настоящий ревизор, приславший жандарма с известием о своём приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усиливается ещё и тем обстоятельством, что ревизор не появляется на сцене: лишь одно известие о нём повергает действующих лиц комедии в ужас, который передаётся в зрительный зал.

Обратимся к описанию положения героев на сцене (городничего и почтмейстера).

Ученик зачитывает: «Городничий посередине в виде столба, с распростёртыми руками и запрокинутою назад головою».

Ученик: Городничий занимает центральное место.

Учитель: Не напоминает ли фигура городничего крест, распятие?

Ученик: Да, поза городничего, действительно, напоминает крест.

Учитель: «Немая сцена» вводит в комедию, во-первых, мотивы, а во-вторых, мотив смерти (сравните «ревизор, который ждёт нас у дверей гроба»).

Так социальный конфликт комедии получает философскую трактовку: истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.

Определите место расположения почтмейстера на сцене.

Ученик: Этот персонаж, «превратившийся в вопросительный знак», обращённый к зрителям, стоит за городничим.

Попробуйте сформулировать вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое воплощение на сцене?

Учитель: Герои на сцене застыли, окаменели, но в этой окаменелости есть движение – не внешнее, внутреннее – духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки – это некая проекция недостатков духовного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться.

(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов.)

Учитель: На наш взгляд, наиболее точно отражающий смысл финальной сцены может быть вопрос: «Каким ты, зритель (читатель), встретишь судный день?»

Как вы думаете, похож ли настоящий ревизор на Хлестакова или он представляет собой полную противоположность этому «чиновнику из Петербурга»?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Кто такой ревизор, приславший жандарма, - Хлестаков №2 или высшая сила, провидение?

(Звучат ответы учеников.)

Учитель: Однозначного ответа нет. Во-первых, сам ревизор на сцене не появляется. Во-вторых, жандарм – посланец ревизора – не заявлен в афише. В-третьих – финал комедии открытый.

Предлагаю провести эксперимент. Допустим, на сцене появляется настоящий ревизор. Ревизор, похожий на Хлестакова.

Ученик: После «немой сцены» действие повторится сначала: опять тревоги, опасения, необходимость снова искать пути установления контактов.

Учитель: А если ревизор будет самим провидением (на что и указывает анализ «немой сцены»)?

Ученик: Развитие пьесы после «немой сцены» тогда будет непредсказуемым. Финал – это символ судного дня жизни города.

Таким образом, если за верную принять первую трактовку образа ревизора, то комедия теряет свою сатирическую значимость; пороки нельзя искоренить, они лишь видоизменяются. Тогда «немая сцена» теряет свою актуальность, ею можно пренебречь без ущерба для идеи комедии.

Какая трактовка образа ревизора оказывается значимой для Гоголя? Обоснуйте своё мнение.

Ученик: Значимой для драматурга, несомненно, является вторая трактовка. Герои комедии потрясены, они ввергнуты в новое душевное состояние. Видно, что в финале они окончательно выбиты из колеи привычной жизни, поражены навечно. О том, что предпримет настоящий ревизор и что грозит чиновникам, ничего не сообщается. Вполне возможно, что «немой сценой» Гоголь хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной власти.

Учитель: Прочитайте эпиграф к комедии и объясните его значение.

Ученик: Пословица «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» появилась перед текстом комедии только в 1842 году, когда Гоголь закончил свою работу над отделкой «Ревизора». Эпиграф этот был ответом драматурга на негодование чиновной публики по поводу постановки его пьесы на сценах Петербурга и Москвы. Гоголя обвинили в злостном искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.

Учитель: Почему не правы те, кто обвинял Гоголя в клевете?

Ученик: Прочитав воспоминания современников, мы увидели, что в картинах жизни города, где происходят события «Ревизора», имели место те факты, та действительность, которая наблюдалась в разных городах России. Поэтому можно утверждать, что негодование на Гоголя вызвала не «клевета», а та правда жизни, которую почувствовали первые зрители комедии.

Гоголь своим эпиграфом отвечал тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность: нельзя сердиться на зеркало, если в нём видишь истинное отражение, плоха и несправедлива сама жизнь, а не её изображение.

Подведение итогов урока.

Учитель: Какие открытия сделали вы сегодня на уроке?

Ученики: «Немая сцена» имеет широкий символический смысл.

Комедия имеет философскую трактовку.

Важная идея «Ревизора» - идея неизбежного духовного возмездия.

«Немая сцена» имеет очень важную композиционную роль.

Развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, если

настоящий ревизор - это провидение, высшая сила.

Финал комедии становится символом последнего – судного –

дня жизни города.

Литературная викторина

По данным иллюстрациям узнайте персонажей комедии


Комедия Гоголя «Ревизор» - произведение новаторское. Впервые в русской литературе была создана пьеса, в которой на первой место вышел общественный, а не любовный конфликт. В «Ревизоре» драматург обличал пороки российского общества, смеялся над всеми своими героями, но это был горький смех, «смех сквозь слезы».

Порочность чиновников города N., их страх за свои места сделали этих людей слепыми – они приняли за ревизора «пустышку», «вертопраха» Хлестакова. В конце пьесы все, казалось бы, встает на свои места – Хлестаков разоблачен, чиновники наказаны. Но настоящий финал еще только впереди – это последнее действие и знаменитая немая сцена комедии.

Взбудораженным известием о мнимом ревизоре чиновникам сообщают, что приехал …ревизор настоящий. В «пылу событий» все уже и забыли о том, что должен ведь приехать и настоящий, если Хлестаков – всего лишь обманщик. И вот, как «гром среди ясного неба, известие: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».

Это сообщение буквально парализует всех героев, они окаменевают: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою», «Прочие гости остаются просто столбами», «Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение».

Мы понимаем, что именно в эту минуту все чиновники испытывают настоящий ужас. Тот страх, который они пережили при Хлестакове, увеличился в десятки раз еще и потому, что им нужно все переживать заново. И если к приезду мнимого ревизора герои успели как-то подготовиться, то здесь полная неожиданность превратила чиновников в каменные статуи.

Посередине, как глава города, главный «вор и мошенник», стоит городничий. Автор указывает, что он распростер руки и запрокинул голову вверх. Кажется, будто Антон Антонович вопрошает у неба: «За что? Почему?» Этот герой считает себя грешным не больше, чем другие, – ведь все живут так, как он. Жена и дочь Сквозник-Дмухановского устремились к городничему, как бы ища у него защиты как у главы семейства.

В немой сцене, на мой взгляд, Гоголь без помощи реплик героев сумел выразить их характер, сущность каждого персонажа. Так, кроткий и трусливый смотритель учебных заведений Лука Лукич «потерялся» «самым невинным образом», а попечитель богоугодных заведений Земляника склонил голову набок, прислушиваясь к чему-то. Этот хитрый человек не теряет голову, а «прислушивается» к событиям, размышляет, как ему «сухим выйти из воды». Но комичнее всех со стороны выглядит судья Ляпкин-Тяпкин. Он «с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Мы понимаем, что судья очень испугался, ведь и он прекрасно знает, что за ним водится немало грехов.

Комичны фигуры Бобчинского и Добчинского, которые выпучили глаза, разинули рты и, кажется, кинулись друг другу в объятия, да и так и окаменели на полдороге. Впрочем, как и все оставшиеся гости. Гоголь показывает нам, что у каждого из них совесть нечиста и каждый из них боится наказания.

Именно в немой сцене границы комедии раздвигаются. И она из общественной перерастает в нравственную, философскую. Автор напоминает о том, что рано или поздно всем людям предстоит отвечать за свои поступки, как чиновникам в комедии. Гоголь обращается к каждому из нас – нужно жить по совести, всегда помнить о своей ответственности перед собой, богом, людьми.

Таким образом, знаменитая «немая сцена» затрагивает интересы всех героев пьесы: в финале Гоголь выводит на сцену всех персонажей, заставляет их в течение нескольких минут впасть в «окаменелость». Этот прием позволяет драматургу сфокусировать внимание зрителя на самом действии, сильнее прочувствовать тот ужас, который испытали герои при известии о приезде настоящего ревизора.

Кроме того, немая сцена дает возможность вариативного толкования финала комедии. Приехал настоящий ревизор, и город настигнет заслуженное возмездие? А может быть, приехал некто, ассоциирующийся у жителей с небесной карой, которой все страшатся? А может, приехал не ревизор, а важный чиновник, путешествующий в сопровождении жандарма? И даже если приехал настоящий ревизор, может, ревизия пройдет гладко и все, как всегда, закончится благополучно?

Прямого ответа сам автор не дает, потому что финал, по сути, не так уж и важен. Важна сама мысль о неизбежном наказании, о суде, про который все знают и которого все боятся. А может, стоит жить так, чтобы не страшиться ответа перед Богом?

Комедия Гоголя "Ревизор" заканчивается очень неожиданно и необычно. Автор использовал в качестве финала так называемую "немую сцену". Но каково же её значение для понимания происходящего?

Дело в том, что за эти несколько дней чиновники пережили столько неожиданных и страшных событий, что последняя беда - приезд настоящего ревизора - оказалась для них настолько сногсшибательной, что повергла их в шок.

Ведь вначале они боялись мнимого "ревизора", пытались задобрить его денежными взятками, всячески ухищрялись, чтобы услужить ему, даже уже почти успели выдать за него замуж дочь городничего. Затем почтмейстер объявил, что ревизор оказался ненастоящим. Даже этой новости было достаточно, чтобы вызвать у героев недоумение. Но к этому добавляется и ещё одна - о приезде настоящего ревизора, ставшая последней каплей. В головах бедняг бурлило столько чувств и эмоций, что они просто окаменели и не смогли сдвинуться с места.

Вся группа смотрится очень комично и нелепо. Участники застыли в самых разных позах: кто-то присел, кто-то встал с распростёртыми руками, кто-то просто задумался. Очень смешно изображены Бобчинский и Добчинский: "с устремившимися движениями рук к друг другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами". Час расплаты за все проступки пришёл. И все это понимают. Ведь за каждым из чиновников были грешки, как то: взяточничество, отсутствие контроля над городом, беспорядки в заведениях. Но виновники всегда оказываются наказанными. И чиновники этой участи избежать не смогли.

"Немая сцена" является оригинальным, интересным финалом. Она показывает всю безысходность и комичность получившегося положения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.