и культуры Санкт-Петербурга. .Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона. Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были удалены с фасада. Здание — двухэтажное (с 1931 года), по углам оформлено пилястрами, завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но отштукатуренные. Кровля железная. В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии знаменитых мраморных Диоскуров — Кастора и Поллукса, установленных в Риме перед Квиринальским дворцом. Каждая композиция представляет собой юношу (Кастора или Поллукса), укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа. В период с 1840 по 1954 год Диоскуры стояли у фасада, противоположного основному. Разработка предназначена для уроков истории, для обучающихся 7 классов.

Дунаева Светлана Романовна, 17.11.2017

374 84

Содержимое разработки


Конногвардейский манеж

Выполнено Дунаевой С.Р. учителем истории ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт Петербурга




  • История
  • Здание построено в годы правления Александра Первого, в 1804-1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здание строилось для Лейб-гвардии Конного полка, для зимней и летней выучки парадных конных выездок.



























  • Центральный выставочный зал «Манеж»
  • Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок
  • Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10»»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).
  • В начале XIX века на берегу канала, связывавшего Адмиралтейство с лесными складами («Новой Голландией»), были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарменных сооружений входил и манеж, возведенный по проекту архитектора Д. Кваренги в 1804–1807 годах. Здание манежа представляет в плане вытянутый прямоугольник. Почти весь его объем занимал в прошлом один большой зал, предназначенный для упражнений в верховой езде.
  • Отделка зала была предельно проста. Весьма скромно решил Кваренги и боковые фасады. Только один фасад, обращенный на площадь, получил более сложную и богатую обработку: его украшает величественный и строгий портик, увенчанный фронтоном. Двойная колоннада в центральной части портика создает сильную игру светотени и ещё более подчеркивает монументальность небольшого по протяженности торцевого фасада. Стены здания членятся тягой как бы на два яруса. Нижняя часть стен рустована. Над рустовкой в глубине портика расположен барельеф, разделенный пилястрами на три части.
  • Неизвестным автором с большим мастерством изображены полные динамики и напряженной борьбы сцены конных состязаний, которые происходили на римском ипподроме. При сооружении манежа на постаментах перед портиком были установлены скульптурные группы Диоскуров. Эти парные мраморные скульптурные группы юношей, сдерживающих вздыбленных коней, были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни и доставлены в Россию в 1817 году. Образцом для них послужили античные статуи Диоскуров (мифологических близнецов Кастора и Поллукса) перед Квиринальским дворцом в Риме.
  • В 1840-х годах скульптурные группы перенесли от манежа к зданию казарм в Конногвардейском переулке. Только в 1954 году статуи Диоскуров возвращены на свое место. Пристройка с западной стороны манежа относится к концу XIX века. В 1873 году в тимпанах фронтонов были установлены неудачные по композиции терракотовые барельефы работы скульптора Д. И. Иенсена. В 1930-х годах, после пожара, архитектор Н. Е. Лансере перестроил здание, приспособив его под гараж. Зал был разделен на два этажа, и с задней стороны пристроены пандусы, ведущие на второй этаж. Барельефы Иенсена были сняты. В 1967 году принято решение о передаче здания Союзу художников для устройства в нем выставочного зала.

  • ru.wikipedia.org/wiki
  • http://www.manege.spb.ru/
  • http://www.hellopiter.ru/
  • http://www.citywalls.ru/
  • http://www.visit-petersburg.ru/

Шпалерная ул., 60-62
Шпалерная ул., 49-51


Год постройки: 1741-1757, 1800
Архитектор: Боенналь

Стиль: Классицизм

Главные артиллерийские казармы (Аракчеевские казармы)
1800-е гг.
Утраченные здания

До революции на Шпалерной ул. (по обеим ее сторонам), начиная от угла Таврической ул., располагались Аракчеевские казармы. По правой стороне казармы располагались от дома № 60/41 до самого Смольного собора, по левой стороне от дома № 49/29 (позднее № 49/39) и доходили до Ставропольской улицы.
С 1733 до 1800 гг. здесь квартировала Конная гвардия.
В 1730-е гг. Кикины палаты передали лейб-гвардии Конному полку, прибывшему из Москвы, где он был сформирован по приказу Анны Иоанновны.
Поблизости правильными рядами были поставлены 107 изб и светлиц, образовавших четырехугольник с одиннадцатью улицами - Конную слободу, выходящую на Первую Березовую улицу (Шпалерную). В 1733 г. Кикины палаты были приспособлены под полковой лазарет и канцелярию. Большой зал использовали для полковой церкви.
Создавалась слобода Конного полка по проекту и под руководством арх. Боенналя. Строительство велось с 1741 по 1757 гг. Постепенно территория слободы стала сокращаться, деревянные избы заменяться каменными. Сокращение территории произошло за счет строительства на ней сначала Смольного собора, а позднее Таврического дворца с садом.
При Павле I началось повсеместное строительство каменных казарм, куда были переселены солдаты. Конному полку выделили и роскошный Таврический дворец.
В 1800 г. Конногвардейская слобода была ликвидирована, здания распроданы.
В начале 1800-х гг. на территории бывшей слободы Конного полка вдоль Воскресенской наб. (Шпалерной ул.) были выстроены (возможно, перестроены из старых построек) длинные одноэтажные казармы. Поскольку шефом артиллерии считался Аракчеев, казармы стали называть также Аракчеевскими. Описание казарм - низенькие здания, украшенные огромными гербами с инициалами Императора Павла I и изображением мальтийского креста, с живописным мальтийским орлом над порталом.
Аракчеевские казармы, уже показанные на плане 1806 г., состояли из одноэтажных кирпичных корпусов конюшен, расположенных по обе стороны Шпалерной ул. Параллельно основным конюшням, стоявшим по красной линии, размещены с некоторым разрывом дополнительные корпуса (сеновалы, кузницы и т.д.).

С 1807 г. полку был отведен участок между Мойкой и Адмиралтейским каналом.





Конногвардейский бульв., 2
Якубовича ул., 1
Исаакиевская пл., 1
Архитекторы: Кваренги Д.

Год постройки: 1804-1807
Стиль: Классицизм


Долгое время на месте Конногвардейского бульвара был канал, соединяющий Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В начале XIX в. на берегу канала были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарм входил и манеж , сооруженный по проекту арх. Д. Кваренги в 1804-1807 гг. Главным фасадом манеж выходит на Сенатскую площадь и Исаакиевский собор. выполнен в стиле строгого классицизма; благодаря великолепному дорическому портику главного фасада похож на антитчный храм.
Почти весь внутренний объем здания в прошлом занимал один большой зал, предназначенный для занятий верховой ездой.
В 1817 г. перед входом были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, держащих коней. Они были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни. В 1840-х гг. скульптуры были перенесены к зданию казарм в Конногвардейском пер. Возвращены в 1954 г.
В 1872-1873 гг. арх. Д. И. Гримм перестроил манеж. Тогда же с западной стороны был пристроен вестибюль, разобранный в 1970-х гг. В это же время на фронтоне установлен терракотовый барельеф работы скульптора Д. И. Иенсена.
В 1930-х гг., после пожара, арх. Н. Е. Лансере перестроил манеж, приспособив его под гараж. Барельефы были сняты. В 1967 г. здание передали Союзу художников для выставок.
(Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. 54)

Полк занял новое здание, построенное вдоль Адмиралтейского канала специально для Лейб-гвардии Конного полка (Конногвардейский бульвар, 2-4).

Казармы лейб-гвардии Конного полка - Трехэскадронный корпус



Конногвардейский бульв., 4
Конногвардейский пер., 2
Якубовича ул., 3
Архитекторы: Ермолаев (?)
Руска Л. (?)

Черник И. Д.
.

Год постройки: 1810, 1844-1847
Стиль: Классицизм

Фасад дома выходил на Адмиралтейский канал, который проходил по Конногвардейскому бульвару и соединял Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В 1844-1847 гг. арх. И. Д. Черник перестроил старый корпус, изменив фасад здания в стиле, переходном от казарменного классицизма к неоренессансу в безордерной трактовке.
(Памятники истории и культуры, состоящие под государственной охраной. 64)

Главный фасад первоначально выходил на Ново-Исаакиевскую (ныне Якубовича) улицу: отсюда офицеры поднимались в свои квартиры на 3-м этаже. Солдаты располагались на втором этаже и входили со стороны Адмиралтейского канала. Первый этаж был занят конюшнями.
После 1845 г., когда канал был засыпан и на его месте образовался Конногвардейский бульвар, были построены новые корпуса ближе к Мойке. Вход с бульвара в Трехэскадронный корпус стал главным, а с противоположной стороны пристроили еще один ряд конюшен. Длина фасада этого здания с бульвара составляет 275 м, стены скупо оформлены в стиле классицизма, однако здание выглядит привлекательно, благодаря пяти выдвинутым за красную линию ризалитам, над центральным из которых возвышается фронтон, над боковыми - небольшие аттики.

Согласно новейшему изданию справочника охраняемых государством памятников, казармы возведены в 1805 - 1807-е годы, их автор - совершенно неизвестный А. И. Ермолаев. А ведь историк города П. Н. Столпянский еще в 1934 г. писал, что Ермолаев выстроил Конногвардейские казармы по проекту придворного архитектора Л. Руска…
Конногвардейские казармы - хороший образец безордерного ампирного стиля. Выносной карниз, дощатый руст по первому этажу, отделенному профильными тягами от двух верхних, - обычные элементы этого стиля, как и украшения оконных проемов: прямоугольные сандрики и заглубленные арки. Именно окна придают строгую ритмичность зданию, объемно расчлененному четырьмя ризалитами; центральный из них украшен треугольным фронтоном.
На каком основании Руска следует назвать автором Конногвардейских казарм? Во-первых, он входил в Городской комитет о построении гвардейских казарм и состоял его ведущим архитектором. Во-вторых, сам Руска, перечисляя свои произведения, упоминает и эти казармы. Зачем было приглашать какого-то Ермолаева, если Руска, автор казарм Кавалергардского и Гренадерского полков, стоял во главе всей казарменной программы?
Казармы, сохраняя свой внешний облик, подвергались основательной переделке военными архитекторами Е. Тимофеевым (1820), который расширил их по торцам, и И. Д. Черником (1844-1847). Последний, вероятно, придал казарме более нарядный вид, ибо главный фасад стал выходить на новопроложенный бульвар… В центре Петербурга возник военный квартал… Посередине этого квартала по-прежнему стоит здание, автором которого отныне необходимо считать Л. Руска.

Ист.: Антонов В. В. Кому был нужен Ермолаев? // Антонов В. В. Петербург неизвестный. Забытый. Знакомый. - М.: Центрполиграф, 2007. -С. 80-82.

Казармы Конногвардейского полка


Конногвардейский бульв., 6
Конногвардейский пер., 1
Труда ул., 8
Архитектор: Черник И. Д.

Год постройки: 1843-1848

Полку было тесно, один из эскадронов квартировал в Стрельне. В 1844 г. началось строительство нового казарменного комплекса на территории, ограниченной Большой Морской ул., Благовещенской площадью, Ново-Исаакиевской улицей и Конногвардейским переулком. Автор проекта и руководитель строительства архитектор И.Д. Черник. Основную площадь занимают солдатские казармы и полковой плац между ними. Двухэтажные здания, в первых этажах которых размещались конюшни, образуют три стороны каре. Две расположены вдоль современных улиц Труда и Якубовича, третья идет под углом к Большой Морской. Свободная сторона Каре обращена в сторону Конногвардейского переулка и забрана изящной чугунной решеткой на гранитном основании, за которой находился плац.

Казармы лейб-гвардии Конного полка. Офицерский корпус




Большая Морская ул., 67
Труда ул., 10
Конногвардейский пер., 5

Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1840-1849
Стиль: Эклектика
Офицерский корпус построен в 1840-х гг. по проекту арх. Ивана Денисовича Черника.
Двухэтажное на высоком гранитном цоколе с трехэтажными центральным и боковыми ризалитами здание соединяет черты классицизма (исп. штукатурки, рустовка) с чертами неоренессанса - "брамантовыми окнами" (арочное окно в прямоугольной раме - названо по фамилии итальянского архитектора Браманте, впервые использовавшего их при строительстве одной из итальянских вилл).
Над главным входом в здание до настоящего времени сохранилась лепнина: знамёна, шлемы, латы.
До недавнего времени дом имел красный кирпичный фасад, такой же как у дома № 69. Эти здания строились одновременно.

По адресу Благовещенская ул. (ул. Труда), дом 10 в начале XX в. располагался Усиленный лазарет Лейб-гвардии конного полка с Благовещенским офицерским отделением. В лазарете к 1910 г. имелось 75 коек для нижних чинов и 25 коек для офицерского состава. Гражданские больные принимались за плату в отделение для нижних чинов, если были свободные места. Руководил лазаретом старший врач.
(Ист.: Врачебные и санитарные учреждения города Санкт-Петербурга. СПб.,1910) .

Офицерский корпус и служебный флигель лейб-гвардии Конного полка, здание полковых казарм с конюшнями и ограда



Якубовича ул., 26
Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1848-1850
Стиль: Эклектика

Последнее здание казарм возведено в 1914 г. военным инженером В.П. Апышковым параллельно строениям И.Д. Черника на нынешней улице Труда. Стилизованное под ампир здание удачно вписалось в существовавший комплекс. Здание украшено центральным портиком со сдвоенными колоннами на уровне 2-го и 3-го этажей и треугольным фронтоном, богато отделано скульптурой.

Церковные службы для конногвардейцев отправлялись в домовой церкви, расположенной в казармах. В 1842-49 гг. на площади, примыкающей к казарменному комплексу со стороны Невы, архитектор К.А. Тон построил церковь в русско-византийском стиле, освященную во имя Благовещания пресвятой Богородицы 4 марта 1849 г. Тогда же Благовещенскими стали именоваться площадь и мост через Неву. В 1939 г. церковь была снесена, и с тех пор площадь лишена доминанты.

Конногвардейский манеж был построен в 1804-1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.

Конногвардейский полк был создан на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, участвовавшего в Северной войне и Прусском походе, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Роты этого полка принимали участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличились в войне с Францией и Отечественной войне 1812 года. Конногвардейский полк считался одним из наиболее привилегированных и пользовался особым вниманием императоров.

Манеж представляет собой простое прямоугольное здание, украшенное строгим портиком с фронтоном. В глубине портика расположен барельеф неизвестного автора, изображающий сцены конных состязаний в Риме. На постаментах перед портиком поставлены парные скульптуры Диоскуров, удерживающих коней. Они были отлиты в Италии скульптором П. Трискони в 1817 году, а прообразом для них послужили античные статуи мифических Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме. В 1840-х годах статуи перенесли к казармам Конногвардейского полка, но в 1854 году они были возвращены на прежнее место.

В конце 19 века с западной стороны манежа появилась пристройка, а в тимпанах фронтонов – терракотовые барельефы работы Д. И. Иенсена. В первой половине 20 века по проекту Н. Е. Лансере здание было переоборудовано в гараж и приобрело второй этаж с ведущими на него пандусами, лишившись достаточно неудачных терракотовых барельефов. С 1967 года манеж используется Союзом художников Санкт-Петербурга как выставочный зал.

Как добраться

Адрес: Конногвардейский бульвар, 2
Станция метро: Гостиный двор

Доехать до станции метро “Садовая” или “Сенная площадь”, выйти на переулок Гривцова и идти по нему до пересечения с набережной реки Мойки, на которой нужно повернуть налево и идти до Исаакиевской площади. Затем нужно пройти через площадь к Конногвардейскому бульвару.

Историческая справка

1700-1721 гг. – война Северного союза против Швеции.
1706 г. – создание лейб-шквадрона А. Д. Меньшикова.
1711 г. – Пруcский поход.
1721 г. – создание Конногвардейского полка.
1735-1739 гг. – русско-турецкая война.
1741-1743 гг. – русско-шведская война.
1804-1807 гг. – строительство Конногвардейского манежа.
1805-1807 гг. – война с Францией.
1812-1814 гг. – Отечественная война.
1817 г. – создание статуй Диоскуров.
1840 гг. – перенос скульптур Диоскуров к зданию Конногвардейских казарм.
1842 г. – Адмиралтейский канал заключен в трубу.
1854 г. - возвращение статуй Диоскуров к зданию манежа.
1873 г. - установка терракотовых барельефов Д. И. Иенсена.
1930 гг. – переоборудование здания под гараж.
1967 г. - передача здания Союзу художников.

Легенды и мифы

О Конногвардейском манеже, как и о многих других зданиях, которые часто посещали российские императоры, ходили слухи, приписывающие ему подземное сообщение с Зимним дворцом. От других легенд, посвященных подземным ходам, эта отличалась любопытной подробностью – рассказывали, что потолок хода между Зимним дворцом и манежем сделан таким высоким, что по нему можно проехать верхом на лошади.

Ново-Голландский (Мастерской) канал /1717? - 1790-е?/.
/+ Смоляной, + Прядильный/.

План Санкт-Петербурга 1738 года Зихгейма
giper.livejournal.com/283302.html

Здесь /Адмиралтейский/ каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе - "Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ.

Когда начался этот канал рытьем /Адмиралтейский на месте нынешнего бульвара/, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, был проведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен.

Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
retromap.ru

15 Адмиралтейская (улица)
17 Исаакиевская (улица)

XV Адмиралтейской (канал)
XVI Мастерской (канал)

s "Новая голландия и прядильной двор"

Летучая Новая Голландия.

У Зихгейма /1738/ она, Новая Голландия, там, где и должна быть. У Трускотта /1753; и не только у него/ ни с того ни с сего и Новая, и Голландия находится на "полуострове" между нынешними Галерной и Конногвардейским бульваром. А у Столпянского канал Ново-Голландский огибает Безымянный остров. Не он ли и есть - первично-исторически - именно Новая, и именно Голландия?

Атлас г. Санкт- Петербурга 1798 год
giper.livejournal.com/268938.html

Канал бОльшей частью "исчезает" (именуется "Крюков"; Екатерина II, обозначая в письме Безбородко место отводимое под Почтовый двор, возможно, говорит именно об этом "Крюковом" канале /1782/).

РГИС (для сравнения)
rgis.spb.ru

Зелёный - Прядильный (Адмиралтейский, Пеньковый/?/) канал
Синий - Ново-Голландский (Мастеровой, "Крюков") канал
Голубой - Смоляной канал
Фиолетовый - "Исаакиевский" канал (показан у Зихгейма)

Укрупнённые цитаты:

Въ такомъ виде соборъ Исаакія простоялъ некоторое время, былъ снова разобранъ и замененъ ныне существующимъ по проекту Монферана. Вотъ первая перемена, резко бросающаяся въ глаза. Затемъ изъ этой местности въ настоящее время безследно исчезли каналы, которые составляли главную отличительную ея черту. Изъ-подъ фортификаціи или, попросту говоря, изъ-подъ вала Адмиралтейства на нынешнюю Сенатскую площадь выходилъ Адмиралтейскій каналъ, и подъ такимъ названіемъ онъ шелъ приблизительно до нынешняго зданія Синода; здесь каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе—"Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары. Прядильный каналъ впадалъ на, нынешней Благовещенской площади въ Крюковъ каналъ, тогда еще выходившій изъ Невы, а не спрятанный въ трубы, какъ это случилось съ нимъ, когда стали строить Благовещенскій прежде, а ныне Николаевскій, мостъ. По левой стороне нынешней Галерной улицы и по набережной Прядильнаго канала тянулись вплоть до Благовещенской площади Канатные дворы, где "канаты вертятъ", а на Благовещенской площади стояли кузнечныя и инструментальныя мастерскія. За Крюковымъ каналомъ шелъ первоначальный Галерный дворъ, а тамъ, где теперь Новое Адмиралтейство, были провіантскіе амбары. По Неве между Адмиралтействомъ и Крюковымъ каналомъ были нарезаны домовые участки, предполагаемые къ заселенію мастерами галернаго дела. Вотъ въ какомъ виде въ петровское время и много летъ позже была Англійская набережная и Конногвардейскій бульваръ.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ. И, проходя въ настоящее время по широкому красивому Конно-Гвардейскому бульвару, петербуржецъ, конечно, не думаетъ, что онъ идетъ по маленькому островку, на которомъ въ Петровскіе дни - "пожарнаго страха ради" устраивали амбары для храненія леса...

Столпянский П.Н. 1918 Как возник, основался и рос Санкт-Петербург, 216-217, 221

Из-под валов Адмиралтейства шел через бывший Александровский сад длинный канал, который носил названые Адмиралтейского, он проходил под нынешним Бульваром Профессиональных Союзов и впадал в существующий доныне Крюков канал; теперь этот Адмиралтейский канал заключен в трубу, одно отверстие которой видно при впадении его в Крюков канал: подробности об этом будут сообщены ниже. Крюков канал был прорыт от Невы до Мойки, часть этого Крюкова канала, на бывшей Благовещенской площади, при постройке первого постоянного в Петербурге Николаевского моста, была также заключена в трубу. Крюков канал был прорыт в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/, получил свое название от фамилии подрядчика Крюкова, копавшего этот канал и получившего 20 сентября 1719 года /Опись сенатских указов Баранова Л» 681/ 150 рублей за добавочное рытье. Канал этот был прорыт со специальною целью осушить эту местность. Назначение Адмиралтейского капала было несколько иное: этот канал — он вырыт также в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/ — должен был служить для хранения привозимого в Петербург леса. «Корабельные сосновые леса,— читаем мы распоряжение от 8 июня 1720 года /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 413/,—класть по каналу, который делается от Адмиралтейства к Голландии». Но когда начался этот канал рытьем, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, бы.упроведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен. С другой стороны этого Адмиралтейского канала, вплоть до нынешней Благовещенской площади, тянулись, как и говорится в описании Берхольца, канатные амбары, занимая собою всю левую сторону современной Галерной улицы, правая сторона Галерной улицы была уже и в то время отчасти застроена постройками частных домов, хотя Петр Великий и его преемники противились появлению в этой местности сперва вообще частных домов, а впоследствии деревянных домов. 9 июня 1720 года, т.е. в год постройки канатного двора, появился именный, объявленный генерал-полицмейстером Девиером указ «о нестроении в Санкт-Петербурге, где казенный прядильный двор и прочие Адмиралтейские заводы, строения». 22 декабря того же года этот указ был подтвержден, причем вместо хоромного строения приказано было сделать «забор с решетками» /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 440/; наконец, 10 июля 1738 года последовала утвердительная резолюция кабинета министров на доклад комиссии о строении, «о сломке деревянных зданий в С.-Петербурге по Галерной набережной» /Опись сенатских указов Баранова № 66, 77/; но из дальнейшего изложения будет видно, что все эти указы не имели никакого действия. Вышеупоминаемый палисад был в действительности построен на несколько ином месте, а именно, он шел /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 617/ через былую Сенатскую площадь, приблизительно там, где теперь возвышается монумент Петру I, и затем этот палисад уже не постоянный, а передвижной, устраивался по льду Невы, зимою, чтобы воспрепятствовать входить посторонним лицам в Канатный завод, но, кажется, очень скоро догадались, что этими палисадами делу не поможешь, и их перестали ставить /Архив бывшего Морского Министерства. Дело Адмиралтейской коллегии 1729 г. № 10 л.л. 405, 406, 1097-1102/.

Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Дворец труда, 10-11

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге – это монументальное строение, созданное для прославленного лейб-гвардии Конного полка. Историческое здание расположено рядом с Исаакиевским собором и Александровским садом. Посещая эти достопримечательности Санкт-Петербурга , Вы, несомненно, обратите внимание на здание с колоннами, это Конногвардейский манеж, главным украшением и символом которого являются две скульптурные группы юношей и коней.

Молодежи это место знакомо по клипу группы Ленинград «В Питере пить» - именно здесь ГИБДДшник пересаживается на коня.

В Конногвардейском манеже проходили занятия по верховой езде солдат Конного полка. Конногвардейский полк был одной из самых привилегированных частей российской гвардии, его шефами являлись правящие императоры и великие князья. Полк был создан ещё в петровские времена и участвовал в войнах с Турцией, Швецией и в войне с Наполеоновской армией 1812 года. Царские особы часто присутствовали на занятиях в манеже. Согласно одной из легенд, от Зимнего дворца сюда был прорыт подземный ход.

Конногвардейский манеж построен в строгом классическом стиле по проекту известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги в 1804-1807 годах. Широкая лестница ведет к глубокому портику, украшенному восемью мощными колоннами. На фронтоне над входом Вы увидите барельеф, выполненный скульптором Давидом Иенсеном, с изображением сцен спортивных конных состязаний в античном цирке.

Справа и слева от лестницы на высоких пьедесталах установлены две скульптурные композиции. Их герои - Кастор и Полидевк, юноши-близнецы Диоскуры, укрощающие своих вздыбленных коней.

Согласно древнегреческому мифу, Кастор и Полидевк были близнецами, их родила Леда, супруга спартанского царя Тиндарея. Отцом Кастора был сам Тиндорей, а отцом Полидевка – Зевс, бог неба, грома и молний, соблазнивший Леду, обратившись в лебедя.

Полидевк, сын Зевса, был бессмертен, обладал огромной силой и никто не мог тягаться с ним в кулачном бою. Кастор славился как искуснейший возничий боевой колесницы, но он был смертен и погиб в одном из сражений.

Братья были дружны и неразлучны. С разрешения Зевса, бога неба, Полидевк разделил с братом свое бессмертие: теперь они проводили один день с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

Скульптуры выполнены в Италии Павлом Трискорни (Triscorni Paolo) в 1810 году и привезены в Россию в 1817 году. Образцом для них послужили античные статуи Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме . Скульптурные группы у Конногвардейского дворца – это уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме. На одной из композиций Вы прочтете надпись «1810 год, Паоло Трискорни, Каррара».

Интересно, что по настоянию духовенства Исаакиевского собора с 1844 по 1954 год статуи обнаженных героев были перенесены на противоположную от храма сторону манежа, где они и находились вплоть до 1954 года.

Как выставочный зал Конногвардейский манеж стал использоваться с 1850 года, когда Николай I распорядился провести в нем сельскохозяйственную выставку. Интересно, что в 1886 году знаменитый композитор Штраус выступил здесь на благотворительном концерте, он дирижировал оркестром, исполняющим его произведения, в том числе прозвучал и Конный марш, написанный к этому мероприятию.

В 1973-1977 годах проведена реконструкция исторического здания, в результате которой облик Конногвардейского манежа максимально приближен к его первоначальному историческому виду. Внутри появились просторные экспозиционные залы.

В настоящее время – Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге является крупнейшим выставочным залом в центре Санкт-Петербурга. Здесь проходят художественные выставки, лекции и мастер-классы, семинары по вопросам искусства и культуры, кинопоказы и концерты. Также работает кафе-кондитерская и книжный магазин.