Апухтин Алексей Николаевич (15.11.1840 (по другим данным, 1841), Волхов Орловской губернии. - 17.08.1893, Петербург) - русский поэт.

Родился 15 ноября 1840 или 1841 года (дата 1840 указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к "Собранию сочинений Апухтина". Эту дату подтверждает пометка "15 ноября 1857", стоящая под стихотворением: "Сегодня мне минуло 17 лет". Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для "Литературного архива" автора настоящей статьи, Апухтин сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года), в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. По достатку и связям отец его, отставной майор, принадлежал к дворянству среднему. Мать очень баловала поразительно рано проявившего свои способности мальчика. Всеобщим баловнем Апухтин остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 году: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц П.Г. Ольденбургский, коверкая фамилию Апухтин, говаривал: "Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин". По хлопотам директора училища, Языкова, в "Русском Инвалиде" 1854 года было напечатано патриотическое стихотворение 14-летнего поэта "Эпаминонд", посвященное памяти Корнилова. Через год там же было напечатано "Подражание Арабскому". Ода на рождение великой княжны Веры Константиновны была представлена государю. В 1859 году Апухтин блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции. В том же 1859 году, омраченном для него смертью матери, Апухтин настоящим образом вступил на литературное поприще, поместив ряд стихотворений в "Современнике". Службой поэт совершенно не занимался. Он весь отдался прожиганию жизни в среде аристократической "золотой" молодежи. Известный "цыганский" романс "Ночи безумные, ночи бессонные", написанный позднее (1876), является весьма точным автобиографическим отзвуком шумно проведенной молодости. И воспоминания об этих "безумных ночах" навсегда остались дороги для поэта-эпикурейца: "Пусть даже время рукой беспощадною мне указало, что было в вас ложного, все же лечу я к вам памятью жадною, в прошлом ответа ищу невозможного". В самом начале 1860-х годов Апухтин уезжает в деревню, недолго служить чиновником особых поручений при орловском губернаторе, и в 1864 году окончательно поселяется в Петербурге. Номинально причислившись к министерству внутренних дел, он опять отдается праздной, светской жизни, тщательно оберегая себя от каких бы то ни было обязанностей и серьезных волнений. Даже к литературному творчеству своему, которое до средины 1880-х годов, когда он стал писать повести и большие поэмы, не требовало усидчивости и труда, он относился как к легкой забаве и всегда сам себя рекомендовал как "дилетанта". Прекрасный чтец и тонко-художественный декламатор, остряк, шутки и интимные эпиграммы которого пользовались широкой популярностью в великосветских сферах, Апухтин был желанный гость самых блестящих салонов.

На почве литературных интересов он сблизился в 1880-х годах с великим князем Константином Константиновичем; несколько раз читал он в присутствии императора Александра III . Значительную часть вечеров поэт отдавал карточной игре, большей частью в английском клубе. Беспечальный образ жизни независимого холостяка, который вел Апухтин, был, однако, совершенно испорчен все более и более надвигавшейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры и "довело его до настоящего убожества", хотя особенных страданий не причиняло. Под конец жизни он проводил целые дни на диване, с трудом двигаясь даже несколько шагов. Угнетали поэта-сибарита и денежные затруднения; приходилось прибегать к займам. Какая-то злая "сплетня" и "клевета" тоже очень тяжело действовали на его настроение. Умер Апухтин от водянки 17 августа 1893 года.

Литературная деятельность Апухтина сложилась очень своеобразно. Несмотря на то, что помещенные в "Современнике" 1859 года десять стихотворений поэта обратили на себя лестное внимание Тургенева и Некрасова, он уже в самом начале 1860-х годов понял, что его чуждая всякой общественности поэзия была в то время не ко двору, и исчез со страниц журналов на целых 20 лет. Только в 1880-х годах, когда в общественной психологии произошел поворот, Апухтин почувствовал настоящий прилив творчества. В 1885 году Апухтин, почти неизвестный большой публике, выступает с поэмой "Год в монастыре", которая настолько заставила говорить о нем, что обеспечила успех собранию его стихотворений, появившемуся через год. Успех был прочный и продолжается до сих пор: в 1907 году вышло 7-е издание. Апухтин - поэт исключительно одних только интимных переживаний; он органически чужд всему, что переходит за пределы чисто личной жизни. Он считал себя приверженцем "чистого искусства"; но если он буквально весь век свой пел "ласку милой", то не потому, что намеренно избегал других мотивов, а потому что всем остальным решительно не интересовался. В той же мере, в какой он был чужд общественности, он был чужд и интереса ко всякого рода "проклятым вопросам". Даже в сфере религиозности он сам так определял свою "разбитую жизнью душу": "... и нет в тебе теплого места для веры, и нет для безверия силы в тебе". И в том, что он равнодушен к злобе дня и высшим вопросам бытия, Апухтин не видит ни заслуги, ни проступка, а просто факт, которым не бравирует, но которого и не стыдится. Поэт выгодно отличается от других поэтов, выступавших в 1880-х годах под флагом "чистого искусства", тем, что в нем нет ничего воинствующего. Он вообще совсем не думает о том, к какому "лагерю" примыкает, и просто дает исход тому, что накопилось у него на душе. И оттого, как ни крошечны размеры поэтических владений Апухтина, он сумел и в них дать образчики истинной поэзии... Значительнейшая часть его творчества посвящена изображению любовных чувств светского человека, слегка разочарованного, слегка меланхоличного и уже несколько состарившегося. В этом упорном служении "любви" нет бурной стремительности южанина: в жилах автора "Года в монастыре" течет северная кровь, располагающая к меланхолии и самопожертвованию. Тот поэт, изображение чувств которого проходит через все стихи, не нуждается даже в разделенном чувстве: "Мне не жаль, что тобою я не был любим: я любви не достоин твоей... Но мне жаль, что когда-то я жил без любви, но мне жаль, что я мало любил!" - В общем, Апухтина можно назвать певцом неудавшейся любви. Трагедий особенных при этом не происходит: ведь место действия - лимфатическая среда "большого света". Но сердце все-таки разбивается и у светских людей - и вот, психологию такого разбитого светского сердца и избрал своей главной специальностью Апухтин. Это не могло не наложить отпечатка тихой грусти на весь сборник его стихов. В грусти поэта нет ничего, напоминающего заправский пессимизм: он грустит не столько оттого, что мир плохо устроен, сколько оттого, что не всякому удается вкушать сладости бытия. Весьма часто меланхолия Апухтина есть не что иное, как осеннее чувство, сознание того, что жить осталось недолго, молодость прошла и впереди только скучная старость. - Крупнейшее произведение - поэма "Год в монастыре". Это чисто светская трагедия, психологически, однако, отразившая настроения всего вообще "чеховского" периода 1880-х годов, с его безвольностью и безличностью. Симпатичная в своей простоте и безыскусственности, эта поэма дает представление о лучших сторонах таланта Апухтина. Стих, плавный и изящный, отмечен истинной красотой - красотой северной, несколько анемичной, которая, однако, северным людям более сродни, чем яркая и пестрая красота юга. Дает поэма выгодное представление и о поэтических приемах Апухтина: он не свободен от изысканности, но изысканности, так сказать, естественной, не принужденной...
Характеристика поэта, как певца любви вообще и неудачной в частности, не определяет, однако, всего содержания его поэзии, хотя именно таковы крупнейшие его вещи. Так, образцовая по своей сжатости поэма "С курьерским поездом" заключает в себе меланхолический рассказ о том, как двое влюбленных, которым обстоятельства помешали соединить свою судьбу, когда они были молоды, получают эту возможность через двадцать лет и при свидании чувствуют, что опоэтизированное ими по воспоминаниям чувство, в сущности, испарилось, и что лучше бы им было не свидеться вовсе. "Письмо" составляет pendant к "Году в монастыре" и тоже имеет предметом рабскую преданность любимому существу, без всякой надежды на взаимность. "Старая цыганка" опять-таки трактует о чарах любви. Наконец, небольшие пьесы сборника Апухтина почти все принадлежат к разряду стихотворений, особенно излюбленных композиторами романсов. Но в редкие минуты светского автора "Года в монастыре" занимают и интересы другого порядка. Тогда он пишет пьесы вроде "Недостроенного памятника" (1871), в котором прославляется Екатерина за то, что, свободно отдаваясь порывам сердца, она никогда не забывала из-за них интересов государства. Это стихотворение одно время пользовалось большой популярностью среди актеров-чтецов и нравилось публике: по тому времени в нем была некоторая пикантность прикосновения к темам запретным. Не в таких торжественных вещах сила интимного по преимуществу Апухтина. Есть у поэта хорошие вещи и неинтимные. Так, по теме красивое стихотворение "В убогом рубище, недвижна и мертва" как будто напоминает Некрасова, но стихотворение спасла ничего общего не имеющая с основным "гражданским" мотивом пьесы параллель между найденною в поле мертвою женщиной и обстановкой, среди которой ее настигла смерть: "Был чудный вешний день. По кочкам зеленели побеги свежие рождавшейся травы, и дети бегали, и жаворонки пели"... Из стихотворений по преимуществу элегического характера отметим прекрасные октавы "Венеции". В них определенно сказалось, что меланхолия автора выросла не на философской почве, не на подкладке общественных и иных духовных разочарований, а исключительно на почве личной и на физиологии стареющегося организма... Красиво написана, но не оставляет определенного впечатления большая пьеса: "Из бумаг прокурора" - исповедь великосветского самоубийцы. Пьеса "Перед операцией" написана с обычной простотой, так сильно напоминающей манеру Коппе. Из юмористических пьесок забавна: "Кумушкам". Проза Апухтина очень неровного достоинства. Вяло и скучно огромное начало не оконченной повести без названия, занимающее целую треть тома, в котором уместилось небольшое литературное наследство. Чувство недоумения вызывает "фантастический рассказ" - "Между смертью и жизнью", более относящийся к области наивного спиритизма, чем к фантастике или мистике. Но с интересом читаются "Дневник Павлика Дольского" и "Архив графини Д***. Повесть в письмах". В некоторых воспоминаниях об Апухтине говорится, что в "Дневнике Павлика Дольского" много автобиографического. Что именно - не указывается, но с точки зрения литературно-автобиографической, т. е. поскольку "Дневник", вместе с "Архивом", является выражением основного настроения Апухтина и центральных типов его, обе повести, несомненно, автобиографичны. Пред нами общеапухтинская психология: неопределенно томящийся пожилой человек, не сдающийся пред надвигающеюся старостью, любящий бесстрастною любовью, без притязаний на взаимность, безвольный, рабски покорный владычице сердца, исполняющий все, что ему прикажут. Много в "Дневнике" и особенно в "Архиве" и чисто описательного; местами зло и метко изображены разные грешки великосветские, амурные по преимуществу. Но это именно только грешки, а не грехи: Апухтин не был способен к серьезному обличению родной ему среды. В общем он представляет собою редкий в истории русской литературы пример талантливого писателя, насквозь проникнутого великосветскостью. Все наши крупные писатели так или иначе прикосновенны к большому свету. Не всеми, конечно, владело лермонтовское желание бросить "пустому сборищу железный стих, облитый горечью и злостью"; но почти все выше суеты и пустоты этого "сборища". Про Апухтина этого никак нельзя сказать. Он не только по своим вкусам, но по всему своему душевному складу нимало не возвышался над уровнем обычной светской психологии.


Музыка из коллекции smart50

Отрывок из стихотворения "Венеция"

Я бросился в гондолу и велел
Куда-нибудь подальше плыть. Смеркалось...
Канал в лучах заката чуть блестел,
Дул ветерок, и туча надвигалась.
Навстречу к нам гондола приближалась,
Под звук гитары звучный тенор пел,
И громко раздавались над волнами
Заветные слова: dimmi che m"ami. {*}
14
Венеция! Кто счастлив и любим,
Чья жизнь лучом сочувствия согрета,
Тот, подойдя к развалинам твоим,
В них не найдет желанного привета.
Ты на призыв не дашь ему ответа,
Ему покой твой слишком недвижим,
Твой долгий сон без жалоб и без шума
Его смутит, как тягостная дума.
15
Но кто устал, кто бурей жизни смят,
Кому стремиться и спешить напрасно,
Кого вопросы дня не шевелят,
Чье сердце спит бессильно и безгласно,
Кто в каждом дне грядущем видит ясно
Один бесцельный повторений ряд,-
Того с тобой обрадует свиданье...
И ты пришла! И ты - воспоминанье!..
16
Когда больная мысль начнет вникать
В твою судьбу былую глубже, шире,
Она не дожа будет представлять,
Плывущего в короне и порфире,
А пытки, казни, мост Dei Sospiri -
Все, все, на чем страдания печать...
Какие тайны горя и измены
Хранят безмолвно мраморные стены!.
17
Как был людьми глубоко оскорблен,
Какую должен был понесть потерю,
Кто написал, в темнице заключен
Без окон и дверей, подобно зверю:
"Спаси Господь от тех, кому я верю,-
От тех, кому не верю, я спасен!"
Он, может быть, великим был поэтом,-
История твоя в двустишьи этом!
18
Страданья чашу выпивши до дна,
Ты снова жить, страдать не захотела,
В объятьях заколдованного сна,
В минувшем блеске ты окаменела:
Твой дож пропал, твой Марк давно без дела
Твой лев не страшен, площадь не нужна,
В твоих дворцах пустынных дышит тленье...
Везде покой, могила, разрушенье...
19
Могила!.. да! но отчего ж порой
Ты хороша, пленительна, могила?
Зачем она увядшей красотой
Забытых снов так много воскресила,
Душе напомнив, что в ней прежде жило?
Ужель обманчив так ее покой?
Ужели сердцу суждено стремиться,
Пока оно не перестанет биться?..
20
Мы долго плыли... Вот зажглась звезда,
Луна нас обдала потоком света;
От прежней тучи нет теперь следа,
Как ризой, небо звездами одето.
"Джузеппе! Пеппо!" - прозвучало где-то..
Все замерло: и воздух и вода.
Гондола наша двигалась без шума,
Налево берег Лидо спал угрюмо.
21
О, никогда на родине моей
В года любви и страстного волненья
Не мучили души моей сильней
Тоска по жизни, жажда увлеченья!
Хотелося забыться на мгновенье,
Стряхнуть былое, высказать скорей
Кому-нибудь, что душу наполняло...
Я был один, и все кругом молчало...
22
А издали, луной озарена,
Венеция, средь темных вод белея,
Вся в серебро и мрамор убрана,
Являлась мне как сказочная фея.
Спускалась ночь, теплом и счастьем вея;
Едва катилась сонная волна,
Дрожало сердце, тайной грустью сжато,
И тенор пел вдали "О, sol beato"... {**}

Безмесячная ночь

Безмесячная ночь дышала негой кроткой.
Усталый я лежал на скошенной траве.
Мне снилась девушка с ленивою походкой,

И пела мне она: «Зачем так безответно
Вчера, безумец мой, ты следовал за мной?
Я не люблю тебя, хоть слушала приветно
Признанья и мольбы души твоей больной.

Но... но мне жаль тебя... Сквозь смех твой
в час прощанья
Я слезы слышала... Душа моя тепла,
И верь, что все мечты и все твои страданья
Из слушавшей толпы одна я поняла.

А ты, ты уж мечтал с волнением невежды,
Что я сама томлюсь, страдая и любя...
О, кинь твой детский бред, разбей твои надежды,
Я не хочу любить, я не люблю тебя!»

И ясный взор ее блеснул улыбкой кроткой,
И около меня по скошенной траве,
Смеясь, она прошла ленивою походкой
С венком из васильков на юной голове.

Небо было черно, ночь была темна.
Помнишь, мы стояли молча у окна,
Непробудно спал уж деревенский дом.
Ветер выл сердито под твоим окном,
Дождь шумел по крыше, стекла поливал,
Свечка догорела, маятник стучал...
Медленно вздыхая, ты глядела вдаль,
Нас обоих грызла старая печаль!
Ты заговорила тихо, горячо...
Ты мне положила руку на плечо...
И в волненье жадном я приник к тебе...
Я так горько плакал, плакал о себе!
Сердце разрывалось, билось тяжело...
То давно уж было, то давно прошло!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О, как небо черно, о, как ночь темна,
Как домами тяжко даль заслонена...
Слез уж нет... один я... и в душе моей,
Верь, еще темнее и еще черней.

В уютном уголке сидели мы вдвоем

В уютном уголке сидели мы вдвоем,
В открытое окно впивались наши очи,
И, напрягая слух, в безмолвии ночном
Чего-то ждали мы от этой тихой ночи.

Звон колокольчика нам чудился порой,
Пугал нас лай собак, тревожил листьев шорох...
О, сколько нежности и жалости немой,
Не тратя лишних слов, читали мы во взорах!

И сколько, сколько раз, сквозь сумрак новых лет,
Светиться будет мне тот уголок уютный,
И ночи тишина, и яркий лампы свет,
И сердца чуткого обман ежеминутный!

Волшебные слова любви...

Волшебные слова любви и упоенья
Я слышал наконец из милых уст твоих,
Но в странной робости последнего сомненья
Твой голос ласковый затих.

Давно, когда, в цветах синея и блистая,
Неслася над землей счастливая весна,
Я помню, видел раз, как глыба снеговая
На солнце таяла одна.

Одна... кругом и жизнь, и говор, и движенье...
Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи...
И в полдень снега нет, и радость обновленья
До утра пели соловьи.

О, дай же доступ мне, моей любви мятежной,
О, сбрось последний снег, растай, растай скорей...
И я тогда зальюсь такою песней нежной,
Какой не ведал соловей!

Всё, чем я жил...

Всё, чем я жил, в чем ждал отрады,
Слова развеяли твои...
Так снег последний без пощады
Уносят вешние ручьи...
И целый день с насмешкой злою,
Другие речи заглушив,
Они носились надо мною,
Как неотвязчивый мотив.

Один я. Длится ночь немая.
Покоя нет душе моей...
О, как томит меня, пугая,
Холодный мрак грядущих дней!
Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму...
Твои слова, как тяжкий молот,
Стучат по сердцу моему.

День ли царит, тишина ли ночная...

День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума все та же, одна, роковая,-
Все о тебе!

С нею не страшен мне призрак былого,
Сердце воспрянуло, снова любя...
Вера, мечты, вдохновенное слово,
Все, что в душе дорогого, святого,-
Все от тебя!

Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя,-
Знаю одно: что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы -
Все для тебя!

Затих утомительный говор людей

Затих утомительный говор людей,
Потухла свеча у постели моей,
Уж близок рассвет; мне не спится давно...
Болит мое сердце, устало оно.
Но кто же приник к изголовью со мной?
Ты ль это, мой призрак, мой ангел земной?
О, верь мне, тебя я люблю глубоко...
Как девственной груди дыханье легко,
Как светит и греет твой ласковый взгляд,
Как кротко в тиши твои речи звучат!
Ты руку мне жмешь - она жарче огня...
Ты долго и нежно целуешь меня...
Ты тихо уходишь... О, боже! Постой...
Останься, мой ангел, останься со мной!
Ведь этих лобзаний, навеянных сном,
Ведь этого счастья не будет потом!
Ведь завтра опять ты мне бросишь едва
Холодные взгляды, пустые слова,
Ведь сердце опять запылает тоской...
Останься, мой ангел, мне сладко с тобой!

Мне не жаль, что тобою я не был любим...

Мне не жаль, что тобою я не был любим,-
Я любви не достоин твоей!
Мне не жаль, что теперь я разлукой томим,-
Я в разлуке люблю горячей;

Мне не жаль, что и налил и выпил я сам
Унижения чашу до дна,
Что к проклятьям моим и к слезам, и к мольбам
Оставалася ты холодна;

Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
Мое сердце сжигал и томил,-
Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
Но мне жаль, что я мало любил!

Отчалила лодка. Чуть брезжил рассвет...
В ушах раздавался прощальный привет,
Дышал он нежданною лаской...
Свинцовое море шумело кругом...
Всё это мне кажется сладостным сном,
Волшебной, несбыточной сказкой!

О нет, то не сон был! В дали голубой
Две белые чайки неслись над водой,
И серые тучки летели,-
И всё, что сказать я не мог и не смел,
Кипело в душе... и восток чуть алел,
И волны шумели, шумели!..

Письмо у ней в руках. Прелестная головка
Склонилася над ним; одна в ночной тиши,
И мысль меня страшит, что, может быть, неловко
И грустно ей читать тот стон моей души...

О, только б ей прожить счастливой и любимой,
Не даром ввериться пленительным мечтам...
И помыслы мои всю ночь неудержимо,
Как волны Волхова, текут к ее ногам...

Цыганская песня

«Я вновь пред тобою
стою очарован...»


Любимую песню мою
О том, как, тревожно той песне внимая,
Я вновь пред тобою стою!

Та песня напомнит мне время былое,
Которым душа так полна,
И страх, что щемит мое сердце больное,
Быть может, рассеет она.

Мне жизнь без тебя словно полночь глухая
В чужом и безвестном краю...
О, пой, моя милая, пой, не смолкая,
Любимую песню мою!

Я ее победил, роковую любовь...

Я ее победил, роковую любовь,
Я убил ее, злую змею,
Что без жалости, жадно пила мою кровь,
Что измучила душу мою!
Я свободен, спокоен опять -
Но не радостен этот покой.

Если ночью начну я в мечтах засыпать,
Ты сидишь, как бывало, со мной.
Мне мерещатся снова они -
Эти жаркие летние дни,
Эти долгие ночи бессонные,
Безмятежные моря струи,
Разговоры и ласки твои,
Тихим смехом твоим озаренные.
А проснуся я: ночь, как могила, темна,
И подушка моя холодна,
И мне некому сердца излить.
И напрасно молю я волшебного сна,
Чтоб на миг мою жизнь позабыть.
Если ж многие дни без свиданья пройдут,
Я тоскую, не помня измен и обид;
Если песню, что любишь ты, вдруг запоют,
Если имя твое невзначай назовут,-
Мое сердце, как прежде, дрожит!
Укажи же мне путь, назови мне страну,
Где прошедшее я прокляну,
Где бы мог не рыдать я с безумной тоской
В одинокий полуночный час,
Где бы образ твой, некогда мне дорогой,
Побледнел и погас!
Куда скрыться мне?- Дай же ответ!!.
Но ответа не слышно, страны такой нет,
И, как перлы в загадочной бездне морей,
Как на небе вечернем звезда,
Против воли моей, против воли твоей,
Ты со мною везде и всегда!

Я ждал тебя...

Я ждал тебя... Часы ползли уныло,
Как старые, докучные враги...
Всю ночь меня будил твой голос милый
И чьи-то слышались шаги...

Я ждал тебя... Прозрачен, свеж и светел,
Осенний день повеял над землей...
В немой тоске я день прекрасный встретил
Одною жгучею слезой...

Пойми хоть раз, что в этой жизни шумной,
Чтоб быть с тобой, - я каждый миг ловлю,
Что я люблю, люблю тебя безумно...
Как жизнь, как счастье люблю!..

Я люблю тебя так оттого...

Я люблю тебя так оттого,
Что из пошлых и гордых собою
Не напомнишь ты мне никого
Откровенной и ясной душою,
Что с участьем могла ты понять
Роковую борьбу человека,
Что в тебе уловил я печать
Отдаленного, лучшего века!
Я люблю тебя так потому,
Что не любишь ты мертвого слова,
Что не веришь ты слепо уму,
Что чужда ты расчета мирского;
Что горячее сердце твое
Часто бьется тревожно и шибко...
Что смиряется горе мое
Пред твоей миротворной улыбкой!

Русский лирический поэт Алексей Николаевич Апухтин – биография, стихи, интересные факты из жизни.

Апухтин Алексей Николаевич – биография

В автобиографической заметке: «Литературного архива» Алексей Апухтин отмечает, что родился 15 ноября 1841 года , хотя в поздних биографиях, в подписях стихов, в том числе знаменитого «Сегодня мне минуло 17 лет», фигурирует другая дата 15 ноября 1857 года.

Одно из биографии остается неизменным – история семьи, в которой родился Алексей Николаевич. Апухтин происходил из древнего дворянского рода среднего сословия.

Отец, Николай Федорович, отставной майор.

Мать, Мария Андреевна (Желябужская в девичестве), не работала.

Детство Апухтин провел на домашнем обучении. Мать любила и баловала своего первенца, привила тягу к поэзии. Отец развивал исконно мужские черты в мальчике, поэтому отдал сына в училище правоведения в 1852 году. Мальчика рано заметили. Принц П. Ольденбургский, покровитель директора училища, часто называл поэта «Апущин» проводя параллели с Пушкины:

«Если бы в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин».

Первое стихотворение Алексея Апухтина была издано в «Русском Инвалиде» в 1854 года. Тематика патриотическая. Позднее написана ода «Подражание Арабскому». Училище Апухтин окончил с золотой медалью, применив специализацию в департаменте Министерства юстиции.

В 1859 году умирает любая мать Алексея Николаевича Апухтина. Поэт выливает переживания в новые стихи, оформляется первый сборник, работы из которого печатаются в «Современнике». В этом же году завязалась крепкая дружба и творческий союз с П. Чайковским, на чью музыку била положены многие романсы Апухтина.

Золотой медалист и отличник пустился во все тяжкие . Жизнь Апухтина на волне успеха – настоящий пример «Золотой молодежи», но 19 века. Ночная жизнь, игры, деньги на ветер нашли отражение в романсе «Ночи безумные, ночи бессонные» 1876 года. Литературы называют работу автобиографической.

В 60-е года переезжает в деревню, меняя шумную жизнь на должность мелкого чиновника Орловской губернии. Через 4 года обосновывается в Петербурге, продолжая свою карьеру в министерстве внутренних дел. Большой город вновь рождает соблазны в эпикурейской душе Апухтина, и поэт вспоминает вкус интимных темных и разгульных ночей.

Об Апухтине

В 1880 году слава шла впереди поэта . Хоть сам Апухтин называл себя «дилетантом», критики и публика считали поэта тонким остряком и отличным декламатором. Его приглашали на литературные вечера, салонные выступления при дворе. В этом же году состоялось знакомство с князем Константином Константиновичем, императором Александром III.

Апухтин вел беспорядочную и не здоровую жизнь. В 70-х годах над здоровьем поэта возобладало болезненное ожирение. Дела подпортили и многочисленные займы. Без денег в кармане, Апухтин оставался один на один со своими стихами, которые снискали популярность у Чайковского, Некрасова, Тургенева , но говорить о поэте, как о народном любимце, начали лишь в 1885 году.

Личная жизнь А. Н. Апухтина

Успех Апухтина Алексея Николаевича продолжался до 1907 года – печаталось уже 7-е издание сборника стихотворений. Сам поэт называл себя «чистым художником», решающим «проклятые вопросы». Классическое искусство Апухтина вполне соответствовало душевной или, лучше сказать, сердечной организации поэта. Из работы И. Кона «Научный взгляд на однополую любовь» узнаем, что Апухтин был гомосексуалистом. Н. Берберова при изучении биографии Чайковского, отмечает, что наш герой развратил композитора.

Последние годы жизни были плодотворными: появилась поэма «Год в монастыре», многочисленные стихотворения и романсы, этюды, рассказы в стихах. Неудачи личной жизни фигурируют в «Дневниках Павликах Дольского», «Неконченая повесть».

Умер Алексей Апухтин 17 августа 1893 года, в Петербурге (Российская империя). Похоронен в селе Фадеево.

«Ты помнишь, как забившись в «музыкальной»,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной…

Искусство было наш кумир»

Посвящено П. Чайковскому, декабрь 1877 года.

(Пока оценок нету)

Луи Буссенар - талантливый французский писатель, чьи романы известны по всему миру. Он прославился оригинальными сюжетами и необычными идеями. Взглянем же повнимательнее на жизнь творца, наполненную различными красочными эпизодами.

Краткое жизнеописание прозаика

Биография Луи Буссенара начинается во Франции, в Эскренне. Родился писатель 4 октября 1847 года.

Отец Луи Буссенара был управляющим замком в Эскренне и сборщиком налогов за коммунальные услуги. Рано овдовев, родитель женился второй раз на девушке, работавшей в замке горничной.

Образование

Луи Буссенар имел гуманитарное образование, которое получил в городе Питивье. После окончания гуманитарного университета, он поступил в медицинский вуз, который успешно окончил.

Военные годы

В 1870 году, когда за окном была франко-прусская война, Луи Буссенар был призван в армию. Всю службу он пробыл в должности полкового врача.

Луи Анри Буссенар получил серьезное ранение, когда его полк сражался под Шампиньи.

После окончания войны, будущий писатель некоторое время продолжал интересоваться медициной. Однако совсем скоро Луи Анри Буссенар понял, что его истинное призвание совсем не в медицине, и нашел себя в литературе.

Начало творческого пути

Долгое время писатель ведет свои разделы хроники во многих парижский газетах.

В 1878 году Луи начинает сотрудничество в известном французском издательстве, которое публиковало «Журнал приключений на суше и на море». Буссенар стал вдохновителем этого журнала и до последних дней жизни вел его. Именно эти публикации и принесли писателю известность и популярность.

Продолжение пути на литературном поприще

Второй книгой Луи Буссенара, принесшей ему небывалый триумф, стало произведение «Кругосветное путешествие юного парижанина». После того, как работа была опубликована в журнале, литературный авторитет Луи поднялся до небывалых высот. С этого момента его произведения стали выпускать отдельными книгами.

Источники вдохновения

В 1870 году писатель отправился в десятилетнее путешествие. Именно в нем Луи Буссенар для творчества нашел новые источники.

Уход с литературного пути

В 1880 году прозаик оставляет Париж и переезжает в маленький провинциальный городок. Книги Луи Буссенар продолжил писать. Однако он посвящал этому намного меньше времени. Отдыхая, мужчина увлекся охотой, рыбной ловлей и велосипедным спортом.

Возвращение в профессию

Отдохнув от литературной деятельности, в 1902 году Луи возвращается к журналистике. На протяжении следующих восьми лет статьи и книги Луи Буссенара выпускаются под псевдонимом Франсуа Девин. В этот период работы писателя публиковались в журнале «Письма крестьянина». Прозаик высказывал свои политические, религиозные и общественные взгляды.

Загадочная смерть

Последний год своей жизни Луи провел в Орлеане. В 1910 году, в июне, умирает его жена, которую мужчина безумно любил. Писатель очень тяжело переживал потерю, ведь с этой женщиной он был в браке 27 лет.

После столь большой утраты Луи Буссенар прожил не более трех месяцев. Смерть писателя наступила в результате продолжительной болезни. Луи Буссенар был похоронен в родных краях - в Эскренне.

Несмотря на данные в свидетельстве о смерти, многие литературные деятели выдвигали версию о самоубийстве писателя.

Известно также, что все работы и рукописи Буссенара были сожжены. Об этом свидетельствовала мать Луи, которая пережила сына на двадцать два года.

Посмертные издания

В 1911 году в России было издано собрание сочинений писателя. Оно состояло из сорока томов. Во времена Советского Союза многие произведения переиздавались. Одним из них стал роман «Капитан Сорви-Голова».

В 1991 году было издано полное собрание сочинений и произведений Луи Буссенара, состоявшее из тридцати двух книг.

Самые известные произведения

Несмотря на известность многих произведений Луи Буссенара, об экранизациях его работ ничего неизвестно.

Одним из самых известных произведений писателя стала работа «Кругосветное путешествие юного парижанина». Роман создан в Впервые это произведение было опубликовано в парижском еженедельнике «Журнал приключений». Уже в 1880 году роман был издан отдельной книгой. В центре сюжета - парижанин, которому всего семнадцать лет, и его верные друзья. Компания постоянно попадала в захватывающие приключения в разных частях света.

Еще одним известным произведением Буссенара стало произведение «Похитители бриллиантов», которое было создано в 1883 году. Сюжет разворачивается вокруг трех французов, отправившихся в путешествие в Африку. Молодые люди руководствовались слухами о том, что на континенте спрятано огромное богатство. Эти слухи дошли и до группы бандитов, также отправившихся на поиски клада. На пути у французов возникает немало препятствий и сложностей, но преодолев их, они, наконец, находят сокровища, за которые придется сразиться с жадными бандитами. Роман наполнен достоверными описаниями культуры народов Африки. Это несет огромную ценность и для литературы, и для науки.

В 1901 в свет выходит не менее известный роман писателя - «Капитан Сорви-Голова». Произведение рассказывает читателю о войне двух бурских республик с колонизаторами. Республиканский народ пытался отстоять свою независимость. Главный герой - совсем молодой француз, который получил кличку «Сорви-Голова». Жизнь основного персонажа насыщена необыкновенными событиями и приключениями. Он открыл золотые россыпи в Клондайке. Затем парень становится очень богатым. Главный герой жаждет новых приключений и создает свой отряд, с которым отправляется в Африку, чтобы воевать за независимость республик.

Еще одной книгой, пользующейся популярностью у читателей, стал роман «Охотники за каучуком». В центре сюжета целая группа, сбежавших с каторги преступников. Бандиты ставят перед собой цель захватить и ограбить одно из маленьких французских поселений в Гвиане. Это еще одна история о невиданных приключениях, в которой нет справедливости, но есть находчивость и целеустремленность.

Многие читатели знакомы с книгой писателя, которая получила название «Остров в огне». Сюжет разворачивается вокруг девушки, чей отец является простым мастером-столяром. Вступив в ряды сестер милосердия, она отправляется в самые экзотические страны мира - Корею, Кубу, Мадагаскар и многие другие. Произведение входит в ряды лучших книг в жанре приключений.

Очень известным произведением писателя также стал роман «Жан Оторва с Малахова кургана». Действие происходит во времена Крымской войны. Храбрый солдат Жан, у которого прозвище Оторва, постоянно рискует жизнью, сражаясь на Севастопольских землях, где идут непрерывные кровопролитные бои. В этом произведении автор сочувствует всем солдатам, которые идут на героические поступки, защищая свою землю.

Прекрасным романом писателя можно назвать книгу «Под Южным Крестом». События произведения происходят в далекой от нас Австралии. Главные герои отправляются на поиски приключений на китайском торговом судне. Преодолев немало трудностей, персонажи, наконец, добираются до нужного им острова и встречают там племя папуасов, которое знакомит их со своими традициями, но это происходит в не совсем формальной обстановке.

Луи Анри Буссенар родился 4 октября 1847 года в Эскренне (департамент Луара). Окончив медицинский факультет в Париже, он в связи с начавшейся летом 1870 года франко-прусской войной был мобилизован в армию, где служил в качестве полкового врача. В сражении при Шампиньи Буссенар был ранен. Будущему писателю довелось вместе с французской армией пережить катастрофу под Седаном и позорную капитуляцию Франции.
После войны Буссенар оставил медицину и вернулся в Париж, где целиком посвятил себя литературным занятиям. Уже его первые романы, опубликованные в «Журналь де Вояж»: «Через Австралию. Десять миллионов Красного Опоссума» (1879) и «Путешествие парижского гамена вокруг света» (1880), сделали имя Буссенара широко известным в читательских и литературных кругах.
В 1880 году Буссенар был послан министерством народного просвещения во французскую Гвиану для проверки состояния медицинского обслуживания. В результате этой командировки в 1882 году увидел свет один из лучших его романов «Гвианские Робинзоны» (в русском переводе – «Беглецы в Гвиане»).
В 1883 году был написан роман «Похитители бриллиантов». Действие его происходит в Капской колонии, захваченной в 1806 году англичанами у потомков голландских поселенцев – буров, и в некоторых других районах юга Африки (ныне это территория Южно-Африканской Республики). Время действия в романе не обозначено. Предположительно, это самое начало 80-х годов, период ожесточенной борьбы ведущих колониальных держав за контроль над землями, исключительно богатыми золотом и алмазами.
Подобно героям своих многочисленных романов, Буссенар был захвачен «таинственной и «мучительной» страстью к путешествиям.
В последующие годы Буссенар посетил Африку (Марокко, Сьерра-Леоне), Америку, Австралию. Собственные наблюдения путешественника-исследователя дали ему богатый географический и исторический материал, позволивший создать такие остросюжетные романы, как «Из Парижа в Бразилию» (1885), «Приключения в стране львов» (1886), «Приключения в стране тигров» (1887), «Приключения в стране бизонов» (1887), «Голубой человек» (1888), «Без гроша в кармане» (1895), «Горбунок» (1901).
Герои авантюрно-географических романов Буссенара – отважные европейцы (чаше всего французы), наделенные незаурядным умом, бесстрашием, находчивостью. Эти качества помогают им с честью выходить из самых опасных и затруднительных положений, возникающих во время их путешествий и скитаний по разным экзотическим странам, иногда совершенно не изученным и труднодоступным.
Приключенческие романы Буссенара насыщены богатым географическим и этнографическим материалом. Мы находим в них многочисленные, хотя, к сожалению, не всегда точные сведении о географии, истории, промышленности различных страт и земель, красочные и поэтические описания животного и растительною мира, изображение нравов и обычаев коренных жителей Африки. Австралии, Южной Америки. «Наше повествование, – писал Буссенар, – только выиграет от этого, ибо, в конце концов, нас интересует не только драма, но и география» («Похитители бриллиантов»).
Буссенар является автором ряда научно-фантастических произведений, в которых довольно отчетливо прослеживается жюльверновская линия в литературе. Таковы переведенные на русский язык романы «Тайна доктора Синтеза» (1887-1888) и «Десять тысяч лет среди льдов» (1890).
В историко-приключенческих poмaнax Буссенара – он писал их в последний период своей жизни – ощущается влияние А. Дюма. Это такие романы, как «Герои Малахова кургана» (1890), «Подвиг санитарки» (в русском переводе – «С красным крестом»), «Пылающий остров» (1898), в котором сочувственно изображена борьба кубинского народа за национальную независимость. В разгар англо-бурской войны появилась историческая повесть Буссенара «Капитан Сорви-Голова» (1901). В ней писатель создает яркие образы юных героев, отважно сражающихся против англичан в рядах интернационального отряда «молокососов».
Умер Буссенар 11 сентября 1910 года в Орлеане. А уже в следующем, 1911 году в Петербурге в виде приложения к журналу «Природа и люди» вышло полное собрание сочинений французского писателя в 40 книгах. После Октябрьской революции в СССР был переиздан ряд романов Буссенара.

Управляющий эскреннским замком, сборщик коммунальных налогов, вдовец, и Элоиза Ланс (1826-1932) - кастелянша и горничная замка, дочь ткача-ремесленника (заключили официальный брак в 1850 году).

В 1860-1867 годах Луи Буссенар получал гуманитарное образование в городе , после чего поступил на медицинский факультет .

С 1880-х годов Буссенар оставляет и поселяется в провинции, в родном департаменте , живя сначала в Нанто-сюр-Эсоне и Вилльтаре (деревни близ ), а после в самом Мальзербе, посвящая свободное от литературного труда время охоте, рыбной ловле, спортивной гребле, велосипедным прогулкам.

Буссенар был дважды женат, детей не имел. 2 июня 1881 года он женился на 30-летней Розали Леша из , но супруги вскоре поссорились и расстались. Их брак был расторгнут судом в 1909 году . С 1883 года писатель состоял в фактических брачных отношениях с Альбертиной Делафуа (1863-1910), официально поженились 18 августа 1909 года .

В 1902 году Буссенар возвращается к журналистской деятельности и на протяжении восьми лет под псевдонимом Франсуа Девин публикует на страницах регионального еженедельника Le Gâtinais «Письма крестьянина», написанные на диалекте, в которых выражает свои взгляды на политику, религию и общество .

Последний год жизни Буссенара прошёл в . В июне 1910 года внезапно умирает любимая жена писателя, Альбертина Делафуа, с которой он прожил 27 лет. Луи Буссенар пережил её менее чем на три месяца и скончался в сентябре 1910 года в одной из орлеанских клиник в результате продолжительной болезни и после проведённой операции. Похоронен в родной деревне . Г. Чхартишви́ли выдвигает версию о самоубийстве Буссенара.

Согласно завещанию Буссенара все личные бумаги и рукописи его произведений были сожжены. Его мать, Элоиза Ланс, скончалась в возрасте 106 лет, пережив своего сына на 22 года.

В 1991-2001 годах издательство «Ладомир» выпустило полное собрание романов писателя в 30 томах (32 книгах).