Начинающие бухгалтеры порой задают вопрос, как сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Чтобы избежать ошибок при сближении бухгалтерского и налогового учета, надо сначала разобраться, в чем их различие. Статья поможет понять разницу в признании доходов, расходов, амортизации, в создании резервов.

Определение бухгалтерского и налогового учета и цель их применения

Обратимся к Налоговому кодексу РФ. В статье 313 НК РФ приведено определение налоговому учету:

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Если организация применяет общую систему налогообложения, то налоговый учет она ведет с целью определить налог на прибыль - это главная цель налогового учета.

Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Рассмотрим, какое же определение дает данный нормативно-правовой документ бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Цель бухгалтерского учета — составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета. Например, решение о предоставлении организации кредита или займа в большинстве случаев осуществляется на основании представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она же необходима и для участия в конкурсах, аукционах и т.д. Почему же внешним пользователям нужна именно бухгалтерская (финансовая) отчетность? - только на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности можно судить об экономическом положении организации.

Не меньший интерес вызывает бухгалтерская отчетность и у внутренних пользователей: учредителей, руководителей и т.д. Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности они принимают управленческие решения.

Итог из вышесказанного: позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов. А , в свою очередь, ведется с целью составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.

Итак, организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, вместе с бухгалтерским учетом ведут налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Основные отличия между бухгалтерским и налоговым учетом

В рамках данного раздела рассмотрим следующие различия между бухгалтерским и налоговым учетом:

Различия в признание доходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок и условия признания доходов
В бухгалтерском учете: В налоговом учете: Комментарий эксперта
Регламентирует ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
Согласно п. 2 ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Понятие дохода в налоговом учете приведено в ст. 41 НК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Обратите внимание, что в понятии «доход» в бухгалтерском и в налоговом учете фигурирует термин «экономическая выгода». Российское законодательство не раскрывает данное понятие. Обратимся к Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике*. Экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п. 7.2.1 Концепции).
То есть, если говорить о доходе организации как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете, то в первую очередь доход тождествен притоку денежных средств в организацию.
* Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России РФ от 29.12.1997г.
Классификация доходов
1) доходы от обычных видов деятельности — выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99); 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав — выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав; В обоих случаях организация имеет дело с выручкой
2) прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99, перечень открытый). Например, к прочим доходам относятся поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, курсовые разницы и т д. 2) внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ, перечень закрытый). К ним можно отнести те доходы, которые не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Например, к внереализационным доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы и т д. Обратите внимание, что перечень внереализационных расходов, поименованных в ст. 250 НК РФ закрытый, чем отличается от перечня доходов в бухгалтерском учете, приведенных в п.7 ПБУ 9/99.
Ограничения в признании доходов
Перечень доходов, которые нельзя учитывать в бухгалтерском учете (п.3 ПБУ 9/99). Не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц, например, сумм возмещаемых налогов, в погашение кредита, займа, предоставленного организацией заемщику и т д. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Например, не являются доходами те доходы, которые поступили в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученных от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; в виде имущества, которое получено в форме залога или задатка в качестве обеспечительных обязательств и т д. Перечни в обоих случаях закрытые и расширительному толкованию не подлежат.
Порядок признания доходов
Раздел 4 ПБУ 9/99. Для признания выручки в бухгалтерском учете должны выполняться условия, предусмотренные п.12 ПБУ 9/99. Если хотя бы одно из условий не выполняется, это уже не выручка, а кредиторская задолженность.* В общем случае бухучет ведут методом начисления, но есть исключения. Организациям, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом, можно применять кассовый метод признания доходов. Порядок признания доходов при методе начисления в налоговом учете приведен в ст. 271 НК РФ. Дата признания отдельных видов доходов в налоговом учете отличается от даты признания в бухгалтерском учете.
* Не следует забывать и о п.13 ПБУ 9/99. Согласно данному пункту, признание выручки в целях бухгалтерского учета может зависеть от условий договора, заключенного с контрагентом. Также, исходя из норм п.13 ПБУ 9/99, может возникнуть ситуация, когда в бухгалтерском учете возникает возможность применять одновременно разные способы признания выручки в течение одного отчетного периода. Это возможно в том случае, если речь идет о признании выручки в отношении разных по своему характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг и производства изделий.

Вывод при сравнении доходов, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете : в общем случае данные налогового учета будут совпадать с данными бухгалтерского учета. И все-таки правильнее сделать акцент, что совпадение рассмотренных видов доходов происходит «в общем случае». Поэтому при ведении бухгалтерского и налогового учета нельзя забывать и о случаях частных: при признании доходов в налоговом учете есть несколько особенностей. Далее в статье рассмотрим их по порядку.

Особенности признания доходов в налоговом и бухгалтерском учете

1. Классификация доходов в бухгалтерском учете в отдельных случаях отличается от классификации доходов, формируемых в налоговом учете

Например, в доходы, формируемые в бухгалтерском учете, можно включить доходы от участия в капитале других организаций, согласно п. 5 и 7 ПБУ 9/99, как в доходы от обычных видов деятельности при условии, что для организации это является предметом ее деятельности, так и в прочие доходы, если это предметом деятельности не является.

А вот в налоговом учете доходы от долевого участия в других организациях (за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации) следует всегда относить к внереализационным доходам. Это требование п. 1 ст. 250 НК РФ.

2. Перечень доходов, не формируемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, несколько шире, чем перечень доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете

Например, не является доходом поступление в виде имущества, имеющего денежную оценку, которое получено в виде взноса (вклада) в уставный капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены над номинальной стоимостью (первоначальным размером)) (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данного вида поступления в перечне доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете, нет.

3. Дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты признания в целях налогового учета

Вести учет доходов в отдельных случаях можно не только методом начисления, но и кассовым методом. Бухгалтерский учет, в общем случае, организации могут вести только методом начисления, за исключением субъектов малого предпринимательства. А вот налоговый учет доходов можно вести как кассовым методом, так и методом начисления. Вот здесь и следует понимать, что если в двух рассматриваемых видах учетов доходы будут признаваться разными методами, то это приведет к разнице в дате признания этих доходов.

Различия в признании расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок учета расходов в бухгалтерском учете регламентирует ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99).

Не признается расходами организации выбытие активов (п. 3 ПБУ 10/99):

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т п.);
  • вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Сравним, в чем же отличие в признании расходов в налоговом учете.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

То есть, для того, чтобы признать в налоговом учете расход, должны выполняться следующие условия:

  1. затраты обоснованы;
  2. затраты документально подтверждены;
  3. затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В бухгалтерском же учете расходы признаются при наличии условий, поименованных в п. 16 ПБУ 10/99:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Исходя из вышесказанного: в общем случае, на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадут

Но также как и с доходами, расходы в бухгалтерском и налоговом учете все же будут различаться, так как, например, в налоговом учете признаются не все расходы, учитываемые в бухгалтерском учете. Есть и другие различия. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

  1. Часть расходов, которые учитываются в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли учитываться не будут. В ст. 270 НК РФ поименованы расходы, которые в целях налогового учета не учитываются. Например, расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения; в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет; в виде взноса в уставный (складочный) капитал и другие расходы. В свою очередь, в бухгалтерском учете, указанные расходы учитываются.
  2. Часть расходов в налоговом учете являются нормируемыми, что существенно отличается от бухгалтерского учета. Например, расходы на капитальные вложения для целей налогообложения прибыли являются нормируемыми в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ. В свою очередь в бухгалтерском учете можно учесть в расходах всю сумму расходов на капитальные вложения.
  3. Момент признания расходов в налоговом учете может отличаться от момента признания в бухгалтерском учете, даже если расходы будут признаваться в одинаковой сумме. Обратите внимание, что порядок признания расходов в налоговом учете при методе начисления представлен в ст. 272 НК РФ, при кассовом методе — в ст. 273 НК РФ. Например, расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом могут возникнуть при учете курсовых разниц.

Также остановимся на прямых и косвенных расходах в налоговом учете.

К прямым расходам, например, можно отнести расходы на оплату труда, суммы начисленной по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг и другие расходы (п. 1 ст. 318 НК РФ).

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода (ст. 318 НК РФ).

В бухгалтерском же учете нет такого деления расходов. Это может привести к расхождениям между двумя рассматриваемыми видами учета.

Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете: различия

Способы начисления амортизации
В бухгалтерском учете: В налоговом учете:

Метод начисления в бухгалтерском учете характерен для большинства предприятий. В повседневной деятельности организаций метод начисления в бухгалтерском учете позволяет отразить финансовое состояние компании наиболее точно. Рассмотрим, в чем состоит суть метода начисления и кто может его не использовать.

Что такое метод начисления

Признание доходов и расходов в ходе хозяйственной деятельности организации в момент совершения действий (передача прав собственности, образование задолженности), подтвержденное документально актами, накладными, бухгалтерскими справками, известно как метод начисления. В отличие от кассового метода, когда доходы и расходы признаются при поступлении/выбытии денежных средств на расчетный счет или в кассу, при методе начисления доходы и расходы признаются вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств.

В бухгалтерском учете признание доходов отражено в пункте 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», расходы формируются согласно пункту 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Метод начисления соответствует основным принципам бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») и применяется по умолчанию. Исключение сделано для представителей малого предпринимательства. Согласно пункту 12 ПБУ 9/99 и пункту 18 ПБУ 10/99 для таких компаний момент доходов и расходов в бухгалтерском учете установлен по мере поступления денежных средств или их фактического списания.

Налог на прибыль: метод начисления в налоговом учете

При использовании для налога на прибыль метода начисления налоговый учет максимально приближен к бухгалтерскому. Метод начисления для целей налогообложения прибыли обязаны соблюдать все хозяйственные субъекты, не попадающие под определение «малое предприятие» и имеющие выручку более 1 млн руб. в квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Организации, ведущие налоговый учет методом начисления, имеют наиболее точное отражение своего финансового состояния, платежеспособности, наличия оборотных активов и задолженности перед бюджетом, работниками и контрагентами.

Малые предприятия вправе выбрать кассовый метод при отражении налога на прибыль. Положительной стороной для них является возникновение обязательств перед бюджетом только в случае получения реальной денежной оплаты или дохода. Нет необходимости исчислять и уплачивать налоги, не имея фактического подтверждения оплаты. Для предприятий с небольшим оборотом это существенный плюс.

Преимущества использования метода начисления

Используемые способы бухгалтерского и налогового учетов отражаются в учетной политике предприятия. Кассовому методу вправе отдавать предпочтение субъекты малого предпринимательства. Но им следует помнить, что ведение бухгалтерского учета по кассовому методу не является обязанностью, они вправе выбрать метод начисления.

Учет хозяйственной деятельности при использовании метода начисления считается более совершенным. Он максимально соответствует требованиям МСФО, дает возможность получить точную информацию по состоянию организации на конкретный момент со всеми ее обязательствами и активами. При кассовом методе не соблюдается допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), наблюдается частичное искажение отчетности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сухов Максим Владимирович. Налоговые расчеты в бухгалтерском учете коммерческой организации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12: Москва, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:05-8/2043

Введение

Глава I Налоговая система Российской Федерации, как механизм изъятия доходов предприятий 10

1.1 Зарождение налоговой системы Российской Федерации 13

1.2 Налоговая система Российской Федерации после принятия первой части Налогового кодекса 22

1.3 Налоговая система Российской Федерации после принятия второй части Налогового кодекса 34

1.4 Влияние на прибыль организаций» на экономику предприятия. 42

1.5 Подходы к формированию законодательства по налогу на прибыль 49

Глава II Информационные системы учета доходов расходов и обязательств предприятия 57

2.1 Роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия 57

2.2 Цели и задачи налогового, бухгалтерского и управленческого учета 66

2.3 Отражение информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете: российский

и международный опыт 71

2.3.1 Правила отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете, установленные российскими стандартами 75

2.3.2 Правила отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете, установленные международными стандартами финансовой отчетности 89

2.3.3 Основные различия между российскими и международными правилами отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете 100

2.4 Концептуальные подходы развития учета налогооблагаемой прибыли коммерческой организации 104

Глава III Организация налогового учета в коммерческой организации 111

3.1 Стандартизация налогового учета в организации и учетная политика для целей налогообложения 111

3.2 Построение системы налогового учета на основе бухгалтерского учета 115

3.3 Построение автономной системы налогового учета 126

Заключение 180

Библиография 184

Введение к работе

Основы действующей в настоящие время налоговой системы были заложены в начале 90-х годов прошлого века. В самом конце 1991 года Верховный Совет РСФСР принял около полутора десятков налоговых законов. Они вступили в силу с начала 1992 года. Большинство из них действовало более десяти лет, а некоторые действуют до сих пор.

Основная задача налоговой системы - это изъятие части доходов организаций и физических лиц в государственный бюджет. Налоговая система влияет на принципы учета доходов и расходов организаций. Ведь, устанавливая правила налогообложения, государству приходится определять и механизм расчета налоговой базы. Таким образом, через налоговую систему государство вводит обязательные принципы раскрытия информации о деятельности предприятия: утверждает формы налоговой отчетности, устанавливает правила формирования доходов и расходов для исчисления определенного налога и исключения из этих правил. Поэтому, одновременно с зарождением налоговой системы возникает проблема определения налоговой базы, расчета доходов и расходов для целей налогообложения.

На разных этапах развития Российской налоговой системы эта проблема решалась по-разному. Для некоторых налогов (например, для налога на имущество) налоговая база рассчитывалась по данным бухгалтерского учета, для других налогов (например, налога на добавленную стоимость) - вводились собственные информационные системы мало связанные с бухгалтерским учетом. В связи с этим все больше времени и внимания бухгалтерская служба организации уделяла вопросам налогообложения, расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Что касается налога на прибыль, то изначально он рассчитывался по данным бухгалтерского учета, которые корректировались в соответствии с требованиями налогового законодательства. В целом это соответствовало общим принципам исчисления налоговой базы, сформулированным в статье 54 первой части Налогового кодекса. Согласно пункту 1 этой статьи налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Правда, этот пункт допускает возможность определения налоговой базы не по данным бухгалтерского учета, а на основе иных документально подтвержденных данных. Воспользовавшись этим,

российские законодатели решили создать новую систему обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль, которую назвали налоговым учетом.

Систему налогового учета ввела в российское налоговое законодательство глава 25 Налогового кодекса, которая начала действовать с 1 января 2002 года. Установленная этой главой система не имеет аналогов в мировой практике. Она предполагает выделение налогового учета в отдельное направление, которое требует определенной научной систематизации. В связи с этим возникла необходимость теоретически осмыслить роль принятой системы налогового учета в информационном поле предприятия, выявить механизмы взаимодействия системы налогового учета с другими информационными системами - системой бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, возникла необходимость адаптации существующих информационных систем к требованиям главы 25 Налогового кодекса и выработки механизмов по использованию бухгалтерского и управленческого учета для определения налоговых обязательств предприятия. Все эти проблемы определили цель и задачи, актуальность и значимость избранной темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета налоговых обязательств предприятия и механизма их реализации в условиях реформирования налоговой системы.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были решены следующие задачи:

определить роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия;

сравнить российский и международный опыт налоговых расчетов в системе бухгалтерского учета;

предложить механизмы стандартизации налоговых расчетов в коммерческой организации и порядок формирования учетной политики для целей налогообложения;

разработать концептуальные подходы к формированию адекватного налогового законодательства по налогу на прибыль;

предложить варианты расчета налогооблагаемой прибыли коммерческой организации на основе данных бухгалтерского учета.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования являются теоретико-методологические и прикладные аспекты организации налоговых расчетов в системе бухгалтерского учета. В качестве объектов исследования выбраны

организации всех видов собственности, независимо от их организационно-правовой структуры. При изучении настоящей проблемы использовались данные машиностроительных заводов, полиграфических предприятий, строительных организаций, организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания и др.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей и специалистов в области бухгалтерского и управленческого учета, российские и международные стандарты бухгалтерского учета и нормативные документы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Решения Верховного суда и Высшего Арбитражного суда, приказы Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства финансов РФ.

В частности в работе над диссертацией были изучены работы следующих авторов: С.А. Николаева, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, Н.П. Кондраков, А.Н. Романов, Я.В. Соколов, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Л. 3. Шнейдман А.С. Бакаев, А.И. Иванеев, К.И. Оганян, О.Д. Хороший.

Изучены труды ведущих зарубежных специалистов в области бухгалтерского, управленческого учета и отчетности, таких как X. Андерсон, И. Бетге, К. Друри, Д. Колдуэл, Дж. Рис, Ж. Ришар, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Р. Энтони и др.

В процессе работы применялись общенаучные приемы и методы: обследование, сравнение, обобщение, группировка, моделирование, анализ, системный подход и т.д.

Научная новизна. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке теоретической и методологической базы по расчету налоговых обязательств предприятия в системе бухгалтерского учета; выявлении механизмов адаптации системы бухгалтерского учета к требованиям налогового законодательства, для удовлетворения интересов государства, как пользователя информации о финансовом положении предприятия и размере его налоговых обязательств.

В результате проведенного исследования сформулированы положения, обоснованы выводы и рекомендации, которые характеризуют его научную новизну и выносятся на защиту:

доказана несостоятельность выделения в информационном поле предприятия отдельного учетного направления, именуемым налоговым учетом;

предложены механизмы отражения в бухгалтерском учете информации о различиях в порядке оценки в бухгалтерском учете и для целей налогообложения отдельных активов и обязательств, доходов и расходов.

предложен механизм стандартизации налоговых расчетов на предприятии и порядок формирования учетной политики для целей налогообложения;

предложены концептуальные подходы к формированию законодательства по налогу на прибыль;

доказана низкая эффективность и экономическая нецелесообразность автономной системы налогового учета, в том числе построенной на основе регистров налогового учета, рекомендуемых налоговыми органами.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее концептуальные положения по адаптации бухгалтерского учета к требованиям Налогового кодекса позволяют российским организациям составлять налоговую отчетность на основе данных бухгалтерского учета. Материалы выводы и рекомендации автора могут использоваться коммерческими организациями всех форм собственности для формирования бухгалтерской и налоговой учетной политики.

Разработан механизм корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения путем выявления постоянных и временных разниц и расчета отложенных налоговых активов и обязательств. Определены необходимые реквизиты, которыми нужно дополнить регистры бухгалтерского учета, для расчета налогооблагаемой прибыли и заполнения декларации по налогу на прибыль.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе вузов при изучении дисциплин «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Апробация результатов работы. Исследование носит научно-практический характер, его отдельные составляющие были опубликованы автором, использованы в своей практической деятельности.

Работа прошла апробацию на кафедре учета, анализа и аудита Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Содержащиеся в работе организационно-методические рекомендации апробированы и использованы в деятельности многих организаций страны, в частности, в ЗАО Консультационно-финансовый центр «Актион», ЗАО «Издательский дом «Главбух», ЗАО «Газета «Финансовая Россия», ЗАО «Редакция журнала «Главбух».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 34 работах общим объемом 15 печатных листов.

    Сухов М.В. Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет: сходства и различия» // Материалы XXXI международной практической конференции «Татуровские чтения». - М.: Макс Пресс, 2003 - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Ошибки в ведении учета и исчислении налогов на предприятиях торговли // Консультант бухгалтера - 1999. № 7. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (комментарий к изменениям в главе 12 НК РФ) // Главбух -

1999. №17.-0,3 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)» // Главбух» - 1999. № 18.-0,5п.л.

    Сухов М.В. Ошибки, выявленные в бухгалтерском учете: документальное оформление и порядок исправления // Консультант бухгалтера - 1999. № 11.

    Сухов М.В. Комментарий к перечню выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд занятости // Главбух - 1999. № 22. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к порядку реструктуризации задолженности по налогам и сборам // Учет в производстве -1999. № 2. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» // Главбух - 1999. № 24. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» // Главбух - 2000. № 2. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ» //Главбух - 2000. № 3. - 0,3 п.л.

П.Сухов М.В. Новый порядок исчисления НДС предприятиями розничной торговли // Главбух - 2000. № 4. - 0,6 п.л.

12. Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств,
стоимость которых выражена в иностранной валюте» // Главбух - 2000. № 5.

2000. № 9. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Новое в учете основных средств // Главбух - 2000. № 10. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 3/2000 «Информация об аффилированных лицах» // Главбух - 2000 № 11. - 0,2 п.л.

    Сухов М.В. Особенности налогообложения затрат на рекламу // Главбух -2000.№14.-0,5п.л.

    Сухов М.В. Единый социальный налог. Комментарий к главе 24 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2000. № 16. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Налог на доходы физических лиц. Комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2000. № 17. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Новая инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль // Главбух - 2000. № 19. - 0,8 п.л.

    Сухов М.В. Покупка основных средств, бывших в употреблении // Главбух - 2000. № 21.-0,4 п л.

    Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». // Главбух - 2000. № 24. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. «Раскрытие в отчетности информации о прибыли на одну акцию» // Главбух - 2001. № 3. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Исчисление НДС с авансов в иностранной валюте // Главбух -

2001. №10.-0,6 п.л.

    Сухов М.В. Налог на прибыль организаций. Комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2001. № 16. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения // Главбух - 2001. № 18. - 0,8 п.л.

    Сухов М.В. Как организовать налоговый учет // Главбух - 2002. № 3. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет основных средств и нематериальных активов // Главбух - 2002. № 4. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Амортизация основных средств и нематериальных активов // Главбух - 2002. № 5. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет расходов на сырье и материалы // Главбух -

2002. № 6. - 0,6 п.л.

30. Сухов М.В. Первый отчет по новому Плану счетов // Главбух - 2002. № 7. -
0,1 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет операций по реализации и списанию основных средств // Главбух - 2002. № 8. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет резервов по сомнительным долгам // Главбух -2002. № 9. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет процентов по кредитам и займам // Главбух -2002. №17.- 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Ульянова Н.В. Как оценить незавершенное производство в налоговом учете // Главбух - 2002. № 17. - 0,8 п.л.

Зарождение налоговой системы Российской Федерации

Процесс формирования налоговой системы Российской Федерации начался с 1991 года, когда был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот закон установил условия налогообложения в Российской Федерации. В частности, он определил:

Порядок установления и отмены налогов и других платежей;

Понятие налога, другого платежа и налоговой системы;

Круг лиц, которые могут являться плательщиками налогов;

Виды объектов налогообложения;

Порядок установления налоговых ставок;

Порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;

Порядок установления льгот по налогам;

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;

Ответственность налогоплательщиков и налоговых органов за нарушение налогового законодательства;

Виды налогов взимаемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Плательщиками налогов являлись юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возлагалась обязанность уплачивать налоги.

Объектами налогообложения являлись доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Согласно статье 18 Закона «Об основах налоговой системы» в Российской Федерации взимаются:

Федеральные налоги;

Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

Местные налоги.

К федеральным относились следующие налоги:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные группы и виды товаров;

Налог на доходы банков;

Налог на доходы от страховой деятельности;

Налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

Налог на операции с ценными бумагами;

Таможенная пошлина;

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

Платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

Подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

Подоходный налог с физических лиц;

Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

Гербовый сбор;

Государственная пошлина;

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Поступления от этих налогов зачислялись в Федеральный бюджет. Исключением

из этого правила являлись подоходный налог (налог на прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц, суммы отчислений по которым зачислялись непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней. Еще одним исключением являлись гербовый сбор, государственная пошлина, и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, суммы отчислений по которым зачислялись в местный бюджет.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относились следующие налоги:

Налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;

Лесной доход;

Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Эти налоги, устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определялись законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия

Сравнительный анализ главы 25 Налогового кодекса и действующих положений по бухгалтерскому учету показал, что объекты бухгалтерского учета, включают в себя объекты налогового учета. Поэтому правильно организованная система бухгалтерского учета должна давать полную информацию о доходах и расходах, имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, которые влияют на налогооблагаемую прибыль, то есть об объектах налогового учета.

Согласно статье 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций, признается прибыль, рассчитанная как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Понятие себестоимость продукции (работ, услуг), которое содержало Положение о составе затрат, в определении объекта налогообложения отсутствует. Объект налогообложения по налогу на прибыль, определяется через такие чисто бухгалтерские категории, как доходы и расходы.

Проанализируем классификацию доходов и расходов, определенную главой 25 Налогового кодекса РФ и сравним их с классификацией доходов и расходов, содержащейся в Положениях по бухгалтерскому учету. Согласно статье 248 Налогового кодекса, к доходам относятся:

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

Внереализационные доходы.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

Расходы, связанные с производством и реализацией;

Внерализационные расходы.

В Положениях по бухгалтерскому учету содержится следующая классификация доходов и расходов. Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации (ПБУ 9/99)», доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

Доходы от обычных видов деятельности;

Операционные доходы;

Внереализационные доходы.

Расходы организации, в соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99)», подразделяются на:

Расходы по обычным видам деятельности;

Операционные расходы;

Внереализационные расходы.

Таким образом, наименования отдельных видов, доходов и расходов, приведенные в главе 25 Налогового кодекса, незначительно отличаются от наименований, содержащихся в ПБУ. Однако, в бухгалтерском учете понятия доходы и расходы, трактуются более широко и обобщено. Так, под доходами понимается увеличение экономических выгод, а под расходами - уменьшение экономических выгод. По сути, такая трактовка доходов и расходов, включает в себя понятие доходов и расходов, содержащиеся в 25-й главе. То есть, система бухгалтерского учета позволяет сформировать информацию о доходах и расходах необходимую для целей налогообложения.

Из этого следует, что налоговый учет не может иметь собственную самостоятельную информационную базу. Ни разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ, ни законодатели не подумали над тем, как при таких обстоятельствах организовать самостоятельный, независимый от бухгалтерского налоговый учет.

Теперь проанализируем требования к ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Глава 25 Налогового кодекса обязывает каждого налогоплательщика самостоятельно организовывать систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета. Профессор Д.Г. Черник, по этому поводу писал: «В 25-й главе говорится, что налоговый учет определяется руководителем предприятия в его приказе об учетной политике для целей налогообложения. А сама глава задает только концептуальные параметры налоговых регистров. И что, позвольте спросить, будет, если каждый руководитель предприятия в России начнет устанавливать свои налоговые учетные параметры и с этим придет в налоговую инспекцию? .... Одна из серьезнейших задач для экономистов, специалистов налоговой области, аудита - это разработка методики и практики налогового учета. Бессмысленно разрабатывать налоговый учет для отдельного предприятия, нужно в экстренном порядке создавать методику налогового учета по крупным отраслям производства».14

Суть принципа последовательности применения норм и правил налогового учета заключается в том, что раз установленные нормы и правила ведения налогового учета нельзя необоснованно изменять. Их нужно применять последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения допускается в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Стандартизация налогового учета в организации и учетная политика для целей налогообложения

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, наряду с учетной политикой для целей бухучета все плательщики налога на прибыль должны иметь учетную политику для целей налогообложения. Эти учетные политики можно формировать по-разному.

Первый вариант. Можно утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета отдельными приказами. Основной недостаток этого варианта состоит в том, что эти два приказа будут во многом дублировать друг друга. Например, будет совпадать порядок оформления хозяйственных операций первичными документами и правила документооборота, поскольку и бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании одних и тех же документов.

Второй вариант. Можно издать один приказ, в котором предусмотреть три раздела:

Организационно-технический;

Учетная политика для целей бухгалтерского учета;

Учетная политика для целей налогообложения. В первом разделе нужно указать:

1. порядок и сроки проведения инвентаризации;

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3. формы первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки или которые организация разработала самостоятельно;

4. формы регистров налогового учета;

5. правила документооборота;

6. прядок контроля за правильностью учета хозяйственных операций для целей бухучета и для целей налогообложения.

Второй раздел - это учетная политика для целей бухгалтерского учета. Основным документом, который регламентирует порядок ее составления, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.

Третий раздел - это учетная политика для целей налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС. Кроме того, в этом разделе организация должна указать, как она будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль. Заполняя этот раздел, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ.

Этот вариант построения учетной политики наиболее подходит для тех организаций, которые ведут самостоятельную систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским учетом. Поскольку правила бухучета и налогообложения отражаются обособленно, а дублирование исключается за счет вынесения общих моментов в первый организационно-технический раздел.

Организации, которые ведут налоговый учет на основе бухгалтерского, могут создать объединенную учетную политику: одновременно для бухгалтерского и налогового учета. В этом случае, отдельно прописывать правила бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения придется только по тем операциям, по которым эти правила не совпадают. По тем операциям, по которым правила бухучета и учета для целей налогообложения одинаковы, нужно прописать порядок их отражения в бухучете и установить, что для целей налогообложения эти операции учитываются в том же порядке.

Существуют и другие подходы к построению учетной политики для целей налогообложения. Например, директор аудиторской фирмы «ЦБА» С.А. Николаева в книге «Налоговый учет в 2003 году» (Москва «АН-Пресс» 2003 год) предлагает трех уровневую систему внутренних стандартов, устанавливающих порядок ведения налогового учета на предприятии. По ее мнению в стандартах первого уровня должен устанавливаться порядок и концептуальные основы построения системы ведения налогового учета:

Структура ведения налогового учета организации, включая краткое описание и основные требования к составлению документов, входящих в систему ведения налогового учета;

Перечень налогов, плательщиком которых является конкретная организация, налоговый календарь на текущий год;

В качестве приложения к стандартам первого уровня может быть разработан Глоссарий (словарь), в котором приводится перечень терминов и их определений, используемых в системе ведения налогового учета.

В стандартах второго уровня описывается процесс ведения налогового учета организации, они не носят адресного характера, не направлены на конкретных исполнителей учетных процедур. В стандартах второго уровня по ведению налогового учета должны быть отражены:

Способы организации технологического процесса функционирования налоговой службы организации;

Способы формирования информации об исчислении конкретного налога и предоставления отчетности в налоговый орган по этом налогу.

Таким образом, стандарты второго уровня разрабатываются в разрезе конкретных налогов и процессов налогового учета. Они также конкретизируют требования к составу и содержанию налоговой отчетности для данной организации, необходимость составления которой закреплена на законодательном уровне. Они содержат подробные указания по заполнению форм налоговой отчетности (деклараций по налогам и необходимых справок).

Утверждено
решением Президентского cовета
НП «Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России»
(протокол № 3/12 от 29 марта 2012 г.)

Продолжительность спецкурса - 40 часов.

Цель спецкурса - повысить уровень специальных знаний по составлению расчетов и деклараций по налогам с учётом требования налогового законодательства на базе бухгалтерского учёта. Сформировать у слушателей практические навыки по использованию бухгалтерской информации для исчисления налогов, исходя из особенностей исчисления каждого налога. По всем темам вопросы исчисления налогов даются в сравнении с порядком отражения аналогичных операций в бухгалтерском учёте.

Тема 1. Система бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт, его основные задачи. Объекты бухгалтерского учёта и их классификация. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта. Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и в целях налогообложения. Бухгалтерский учёт как основа для исчисления налогов.

Тема 2. Общие принципы исчисления налогов

Объекты налогообложения. Налоговая база, налоговая ставка, налоговый период. Общие вопросы исчисления налоговой базы. Налоговая декларация. Порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию . Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Подтверждение данных налогового учёта: первичные учётные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учёта.

Тема 3. Налог на прибыль организации и учет расчетов по налогу на прибыль в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2

3.1 Общие принципы исчисления и уплаты налога на прибыль

Объект налогообложения. Налоговая база и её исчисление. Операции, по которым налоговая база определяется в особом порядке. Методы признания доходов и расходов. Особенности уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по налогу на прибыль. Декларация по налогу на прибыль и сроки ее представления.

3.2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02«

Порядок применения ПБУ 18/2. Постоянные и временные разницы. Постоянные налоговые обязательства (активы) и их отражение в бухгалтерском учете. Отложенные налоги порядок их признания и их отражения в бухгалтерском учете.

3.3 Сопоставление порядка признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Материально-производственные запасы в бухгалтерском и налоговом учете: оценка (при приобретении за плату, поступивших в качестве взноса в уставный капитал, полученных безвозмездно или по товарообменным операциям), методы списания. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете: Первоначальная и последующая оценка. Методы начисления амортизации. Повышающие коэффициенты. Восстановление основных средств (текущие и капитализированные затраты). Выбытие (продажа, безвозмездная передача, передача в уставный капитал, списание недоамортизированных основных средств). Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Нематериальные активы в бухгалтерском и налоговом учете. Виды нематериальных активов . Первоначальная и последующая оценка. Методы начисления амортизации. Выбытие. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Товары для перепродажи. Цена приобретения в бухгалтерском учете. Учетная политика по формированию цены приобретения товаров в целях налогообложения. Методы списания стоимости товаров при выбытии. В бухгалтерском и налоговом учете. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Финансовые вложения бухгалтерском и налоговом учете. Первоначальная оценка и последующая оценка. Методы списания стоимости при выбытии. Особенности формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами (статья 280 НК РФ). Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам в рублях, в иностранной валюте и в условных денежных единицах в бухгалтерском и налоговом учете. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Дивиденды в бухгалтерском и налоговом учете. Порядок составления расчета налога на прибыль обществом - налоговым агентом по доходам в виде дивидендов (Лист 03 декларации по налогу на прибыль).


Нормируемые расходы в целях налогообложения. Возможность и целесообразность отражения в бухгалтерском учете сверхнормативных расходов. Классификация возникающих в течение календарного года разниц между бухгалтерским и налоговым учетов по расходам, норматив по которым определяется нарастающим итогам с начала года.

    оборотов по реализации в разрезе облагаемых и необлагаемых, облагаемых по ставкам 0%, 10%.18%, 10/110% и 18/118% товаров (работ, услуг); операций по начислению НДС в момент отгрузки до перехода права собственности к покупателю; по начислению (вычетам) НДС с полученных (уплаченных) авансов; НДС, начисленного при неподтверждении права на применение ставки 0 %; НДС, предъявленного поставщиками:
      по товарам (работам, услугам), которые будут использоваться только для операций, облагаемых НДС; по товарам (работам, услугам), которые будут использоваться только для операций, не облагаемых НДС; по товарам (работам, услугам), которые будут использоваться как для облагаемых, так и для не облагаемых НДС операций;
    операций, связанных с возвратом товаров; операций, связанных с предоставлением покупателю скидок и вознаграждений; операций по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету в случаях, предусмотренных главой 21 НК РФ.

Учетная политика для распределения сумм НДС, предъявленного поставщиками по товарам (работам, услугам), предназначенным для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых операций (включая виды деятельности , которые переведены на ЕНВД, а также по товарам (работам, услугам), используемым для операций по реализации товаров (работ, услуг) облагаемых по ставке 0%.


Налоговая декларация и порядок её заполнения.

Тема 5. Налог на имущество организаций

Изменение нормативных документов Минфина России по учету основных средств. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций. Порядок расчёта среднегодовой (средней) стоимости имущества . Рекомендации по расчёту налоговой базы по налогу на имущество в сложных ситуациях: по построенным и приобретённым объектам недвижимости , по основным средствам, приобретённым по договору купли- продажи, в качестве вклада в уставный капитал, безвозмездно. Порядок расчёта и уплаты налога на имущество при создании и ликвидации обособленных подразделений. Порядок уплаты налога по объектам недвижимости. Порядок заполнения и представления декларации по налогу на имущество, сроки уплаты. Зачёт налога на имущество, уплаченного за рубежом. Порядок налогообложения имущества переданного в доверительное управление. Порядок отражения расчетов по налогу на имущество в бухгалтерском учете.

Тема 6. Упрощенная система налогообложения

Объект налогообложения. Налоговая база. Порядок определения доходов и расходов. Особенности ведения налогового учёта. Налоговая декларация и порядок её заполнения. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения. Различия в учете основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете при применении упрощенной системы налогообложения.

Тема 7. Страховые взносы

Плательщики страховых взносов и особенности их учёта. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Особенности определения налоговой базы по страховым взносам В ФСС РФ. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Расчетный и отчётный периоды. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений. Тарифы страховых взносов: основные и льготные. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Порядок ведения карточки индивидуального учета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Порядок составления форм расчетам по страховым взносам в ПФ РФ, в фонды обязательного медицинского страхования и в ФСС РФ (форма РСВ-1 и форма 4-ФСС). Порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов по страховым взносам.

Тема 8. Налог на доходы физических лиц

Объект налогообложения. Доходы, не подлежащие налогообложению.

Налоговая база. Особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения , от долевого участия в организациях, по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговые вычеты и порядок их предоставления: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

Налоговый период; дата получения дохода; налоговые ставки; порядок исчисления налога. Порядок уплаты налога налоговыми агентами. Порядок исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов.

Декларирование доходов физическими лицами. Порядок возврата налога , излишне удержанного налоговым агентом с физических лиц-резидентов РФ и физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Порядок взыскания и уплаты налога.

Обязанность налоговых агентов по ведению учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, разрабатываемых самостоятельно.

Тема 9. Сдача бухгалтерской и налоговой отчётности в электронном виде

Цель и задачи сдачи отчётности в электронном виде. Программные средства, используемые для составления отчётности в электронном виде. Порядок формирования отчётности и передача в налоговые органы.

Уплачивать законно установленные налоги - обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). А как начисление тех или иных налогов отражать в бухгалтерском учете? Расскажем об этом в нашей консультации.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению () для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 в бухгалтерском учете отражаются начисленные или удержанные суммы налогов и сборов, а по дебету - суммы, фактически перечисленные в бюджет или иным образом уменьшающие задолженность перед ним.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Это достигается, как правило, путем открытия отдельных субсчетов к счету 68.

Представим в таблицах наиболее типичные бухгалтерские проводки по начислению налогов или их удержанию, а также уменьшению задолженности по налогам перед бюджетом (кроме оплаты). Оплата налогов отражается независимо от вида налогов так:

Дебет счета 68 - Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

В том случае, когда в таблице приведено несколько дебетуемых счетов, это означает, что тип бухгалтерской записи зависит от особенностей конкретных хозяйственных операций, специфики деятельности организации и положений ее .

Проводки по налогам и сборам представим в разрезе типичных федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13-15 НК РФ).

Федеральные налоги

Операция Дебет счета Кредит счета
НДС
Начислен НДС при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) 90 «Продажи», субсчет «НДС» 68
Начислен НДС от прочих операций 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «НДС»
Начислен НДС с полученного аванса 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
Начислен НДС на стоимость выполненных СМР для собственного потребления 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Исчислен таможенный НДС 19 76, 68
Восстановлен НДС 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76, 91 и др. 68
Удержан НДС налоговым агентом 60, 76
Принят НДС к вычету 68 19, 76, 62
НДФЛ
Удержан НДФЛ из заработной платы работников 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68
Удержан НДФЛ из прочих доходов работников 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Удержан НДФЛ из дивидендов 75 «Расчеты с учредителями»
Налог на прибыль организаций
Начислен налог на прибыль 99 «Прибыли и убытки» 68
Удержан налог на прибыль налоговым агентом 76, 60
Государственная пошлина
Начислена госпошлина 08, 26, 44, 91 и др. 68

Также к федеральным обязательным платежам, взимаемым на основании НК РФ, с 01.01.2017 отнесены страховые взносы (ст. 18.1 НК РФ). Для учета страховых взносов Планом счетов предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). и можно посмотреть в наших отдельных материалах.