Проект стартовал в Москве 26 сентября . В афише - почти два десятка названий - оперы, мюзиклы, оперетты российских театров, которые проходят на сценах музыкальных театров столицы.

В рамках проекта также проходит Фестиваль драматического искусства "Уроки режиссуры", открывшийся 12 октября 2017 года. Его задача - показать новые лица отечественной сцены. В конкурсной программе - постановки молодых режиссеров из Новосибирска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Москвы. Внеконкурсная программа представлена спектаклями-гостями - "Тремя сестрами" Льва Додина (МДТ-Театр Европы) и "Дядей Ваней" Юрия Бутусова (Театр Ленсовета). В жюри "Уроков режиссуры вошли мастера русского театра: Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро. По итогам фестиваля жюри отберёт три режиссёрские работы, которым на Церемонии закрытия (10 ноября на основной сцене театра имени Вахтангова) будут вручены особые призы.

Партнером Биеннале театрального искусства выступает проект "Театральная Россия", дающий возможность транслировать спектакли фестиваля в кинотеатры разных регионов страны. В Москве трансляции проходят в киноцентре "Октябрь" (треть билетов бесплатно предоставляются студентам театральных вузов).

Онлайн-трансляции и демонстрации кино-версий спектаклей будут также проходить в 7 Федеральных округах РФ (Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ).

"Чук и Гек" реж. М. Патласов (Александринский театр, Санкт-Петербург). Фото: vk.com/alexandrinskytheater

Биеннале театрального искусства представляет обширную выставочную программу и научную программу, подготовленную Музеем имени Бахрушина. В программе Биеннале - презентация нового пространства музея-мастерской Давида Боровского, а также открытие выставок: "Владимир Пахомов - неистовый сочинитель театра", "Технологии будущего в пространстве культуры", "От К.С.Станиславского до Л.А.Додина. Уроки режиссуры". В пространстве музея им.Бахрушина будут проходить мастер-классы, лекции, творческие встречи ведущих режиссеров российского театра.

(театр Мастерская Петра Фоменко, Москва). Фото: Анна Белякова

Одно из направлений Биеннале - Цифровая культура (проекты, направленные на ознакомление с современными технологиями для театра). И в её рамках - научные конференции, семинары, методологические чтения.

Издательская программа Биеннале театрального искусства включает презентацию двух книг ведущих историков русского театра: Ксения Лапина ""Театр начинается с афиши. История театральных афиш в России от истоков до 1917 года" и Инна Соловьева и Вера Шитова "А.С.Суворин: портрет на фоне газеты" (это издание станет Первой книгой Библиотеки Биеннале театрального искусства), которую открывает издательство "Navona".

12 октября, "Души" реж. Ф.Малышев (театр Мастерская Петра Фоменко, Москва) - показ в рамках программы биеннале на собственной сцене театра;

19 октября, "Человек, который принял жену за шляпу" реж. Н.Кобелев (театр им. Вл. Маяковского, сцена на Сретенке, Москва) - показ в рамках программы биеннале на собственной сцене театра;

21 октября, "Свои люди - сочтемся" реж. Е. Равинский (РАМТ, Москва) - показ записи спектакля в рамках программы биеннале в кинотеатрах;

23 октября, "Отцы и дети" реж. Д.Зимин (Свердловский государственный академический театр драмы, Екатеринбург) - показ на основной сцене театра им. Е. Вахтангова;

27 октября, "Женитьба" реж. И.Славутский (Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И.Качалова, Казань) - показ на новой сцене театра им. Е. Вахтангова;

28 октября, "Поздняя любовь" реж. Е. Перегудов (театр "Современник", Москва) - показ в рамках программы биеннале на собственной сцене театра;

29 октября, "Чук и Гек" реж. М. Патласов (Александринский театр, Санкт-Петербург) - показ на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда;

30 октября, "Письмовник" реж. Н. Лапина (Санкт-Петербургский государственный театр Мастерская Григория Козлова, Санкт-Петербург) - показ на новой сцене театра им. Е. Вахтангова;

31 октября, "Билли Миллиган" реж. И. Сергеев и В. Светлова ("Такой театр", Санкт-Петербург) - показ на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда;

31 октября, "Бешеные деньги" реж. А. Шульев (театр им. Вл. Маяковского, основная сцена, Москва) - показ в рамках программы биеннале на собственной сцене театра;

5 ноября, "Первая любовь" реж. И. Керученко (Новосибирский академический молодежный театр "Глобус", Новосибирск) - показ спектакля на сцене театра им. Вл. Маяковского (сцена на Сретенке);

5 ноября, "Гроза" реж. У. Баялиев (театр им. Е. Вахтангова, новая сцена, Москва) - показ в рамках программы биеннале на собственной сцене театра;

6 ноября, "Василий Теркин" реж. А. Ермилышев (Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова, Архангельск) - показ спектакля на сцене театра им. Вл. Маяковского (сцена на Сретенке);

8 ноября, "Камень" реж. Д. Хуснияров (Драматический театр на Васильевском, Санкт-Петербург) - показ спектакля на сцене театра Студия театрального искусства (СТИ).

Москва. Биеннале театрального искусства.2017

Описание:

Спектакль «Василий Тёркин» был показан в театре им. В. Маяковского (сцена на Сретенке) в рамках конкурсной программы фестиваля драматического искусства «Уроки режиссуры».

Архангельский театр драмы впервые представлен в событии такого масштаба - мэтры отечественного театра дали свою оценку спектаклю, а зрители в 30 городах страны смогли увидеть спектакль онлайн в кинотеатрах.

Подобный фестиваль прошел в Москве впервые. В конкурсе под пристальным взглядом жюри участвовали только молодые режиссеры с постановками из регионов и двух столиц. Их работы оценивали признанные мастера - от Алексея Бородина до Валерия Фокина.
«Министерством культуры РФ были приглашены очень серьезные критики и режиссеры в качестве жюри. Ни для кого не секрет, что сейчас существует конфликтная ситуация среди критиков в нашей стране, особенно в Ассоциации театральных критиков по поводу „Золотой маски“. Биеннале театрального искусства - фестиваль, созданный для того, чтобы просто показать спектакли, которые впоследствии будут объективно оценены. Поэтому я думаю, что в будущем это будет самый крутой, самый крупный фестиваль, даже лучше „Золотой маски“», - объясняет главный режиссер Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова Андрей Тимошенко.

Лауреатами конкурса стали: Егор Перегудов со спектаклем «Поздняя любовь» («Современник»), Егор Равинский с постановкой «Свои люди - сочтёмся» (РАМТ) и Денис Хуснияров, спектакль «Камень» (Санкт-Петербург, «Театр на Васильевском»). Приз «Зрительское признание» от проекта «Театральная Россия», по результатам открытого голосования среди зрителей, получил режиссёр Илья Славутский со спектаклем «Женитьба» (Казань). Всего в Биеннале приняли участие 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей. 35 театров со всей России показали свои постановки на 18 сценических площадках Москвы.

Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля «Василий Тёркин»:

«Еще одно отличие фестиваля от других - здесь нет проигравших. «Золотая маска» порой ссорит коллег по цеху, уже давно есть прецеденты. Тут же никто не был обижен. 10 ноября было закрытие в Вахтанговском театре, на котором все друг друга поздравляли. Я искренне всех поздравлял, потому что даже получить диплом участника - это уже выигрыш. Все наши имена называли ведущие церемонии - Сергей Безруков и Ольга Тумайкина, и это уже победа. В общем, нам посчастливилось стать участником грандиозного театрального события в нашей стране, первого «Биеннале театрального искусства».


Кроме того, этот фестиваль задуман как мощный двигатель театров, потому что здесь есть и конкурсная, и внеконкурсная программа, мастер-классы признанных мэтров, обмен опытом. Так, в результате спектакль «Василий Тёркин» Архангельского театра драмы был замечен Сетью детских технопарков «Кванториум», от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда, совместно с организаторами Биеннале театрального искусства, 11 ноября состоялся специальный показ спектакля «Василий Теркин» Архангельского театра драмы.

Участие в подобного рода фестивале, как Биеннале театрального искусства, - большое событие для артистов и режиссёров Архангельского театра драмы.

«Когда выходишь на сцену, чувствуешь, что фестивальный народ, который ходит на фестивальные спектакли, смотрит на артистов не так, как обычные зрители: „Мы готовы! Принимаем!“. Эти смотрят по-другому. Они уже с самого начала вцепились в тебя. Поэтому есть разница между взглядом обычного зрителя и зрителя фестивального, искушенного, избалованного», - поделился впечатлениями артист Иван Братушев.

Действующие лица и исполнители:

Режиссер-постановщик - Алексей Ермилышев
Сценография и костюмы - Андрей Тимошенко

Тёркин - Дмитрий Беляков
Тёркин - Михаил Кузьмин
Тёркин - Иван Братушев
Женщина - Мария Степанова

Ближайшие спектакли

Драма (основная сцена)
Пьеса - Б. Васильев
Режиссёр - Рената Сотириади

Сюжет знаком нам по легендарному советскому фильму: пять девушек-зенитчиц под командой старшины Васкова вынуждены вступить в неравный бой с вражескими десантниками и ценой своих жизней не дать им взорвать железную дорогу. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Сценография, художник по костюмам -
Художник по свету - Ольга Раввич
Композитор - Светлана Голыбина
Балетмейстер - Дмитрий Мельников
Спектакль ведет

Реставрация в одном действии (камерная сцена)
Поэма - А. Твардовский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Спектакль - попытка восстановить в памяти мифического героя Василия Тёркина, героя эпоса и в то же время - героя живого, настоящего. Как реставраторы возвращают к жизни, казалось бы, навсегда утраченную фреску, слой за слоем восстанавливая древнее изображение, так и четверо актеров разыграют этот текст - сначала в шутку, а затем… и сами не заметят, как он приобретёт для них глубокий смысл. Неслучайно жанр спектакля - реставрация в одном действии.

Спектакль стал лауреатом в номинации «Ни пуха, ни пера» на фестивале (Мытищи), получил главный приз на фестивале а также участвовал в престижном фестивале в Москве

Татьяна Тихоновец, театральный критик:

«Грамотно сделанная, правильная сценография, дающая возможность сочинить из неё всё, что угодно. Редко ставят „Тёркина на том свете“. Этот переход меня вдохновил. Я видела много „Тёркиных“, но впервые встречаю в театре, чтобы эту часть включили в постановку, да ещё и закончили ей, без пафоса. Это совершенно другой Тёркин, совершенно другой Твардовский».


Продолжительность - 1 час 45 минут (без антракта)

Сценография и костюмы -
Спектакль ведет

Мне нравится, что публика того...

Радость первых победителей конкурса «Уроки режиссуры». Статс-секретарь Минкульта с театральным анекдотом. Член жюри без голоса. Актриса с куплетами про коллег и публику. Это и многое другое было на церемонии закрытия Первого биеннале театрального искусства, которая состоялась на сцене Театра имени Вахтангова. С подробностями - обозреватель «МК».

Сергей Женовач и Адольф Шапиро. Парный конферанс. Фото: theaterbiennale.ru

Биеннале, в который кроме театра также вошли музыка и арт-проекты, имеет самые серьезные намерения помочь молодым режиссерам - им еще один шанс заявить о себе, чтобы заметили, отметили. Тем более что биеннале поощряет не только морально, но и материально. 14 молодых режиссеров из разных регионов страны представили свои работы на суд жюри, в котором работали только режиссеры, чья репутация в наше непростое время не вызывает сомнений: Римас Туминас, Алексей Бородин, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов. И вот итоги подведены и оглашены в театре Вахтангова.

Сама церемония была не мучительно долгой (1 час 15 минут) и весьма элегантной (постановка Анжелики Холиной). Академичный конферанс Дмитрия Трубочкина (доктор искусствоведения, крупнейший специалист по античному театру) разбавляли импровизации статс-секретаря и замминистра культуры Александра Журавского, искренние, иногда спонтанные выступления лауреатов, а также забавные номера.

Итак, для лауреатов заявлено три равнозначных приза в 3 миллиона рублей. Этот хороший бонус получили два московских спектакля и один петербуржский: «Поздняя любовь» Егора Перегудова («Современник»), «Свои люди - сочтемся» Егора Равинского (РАМТ) и «Камень» Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском). Приз «Зрительское признание» (велось открытое голосование) увез в Казань Илья Славутский, показавший на биеннале «Женитьбу» по Гоголю.

Каждый из членов жюри по-своему напутствовал молодых коллег. Дмитрий Крымов уверен, что не чувствует себя человеком, который может давать советы молодым режиссерам.

Я могу лишь сказать вам то, что говорю и себе: думай о публике хорошо, так, как ты думаешь о себе, и даже лучше. Действуй не так, как другие, но убедительно и красиво.

Большой мастер Адольф Шапиро в результате простуды лишился голоса, но его слова, проверенные многолетним опытом, транслировал Сергей Женовач.

Главное, что вы должны быть готовы ко всему. И отвечать за всё, - произнес от имени Шапиро Женовач.

Кто бы сомневался, что в конце концов за всё ответит режиссер, особенно если спектакль окажется неудачным. В театре знают: успех приписывают себе все, а вот за провал отвечает один. Впрочем, в день закрытия театрального марафона, длившегося без малого три недели, о грустном не говорили - в основном шутили. Прекрасная актриса из «Мастерской Петра Фоменко» Мадлен Джабраилова пела в сопровождении гитары «Мне нравится, что мой партнер... дурак. Мне нравится, что публика…». Молодые, понятное дело, волновались; кто-то расстроился, но... конкурс есть конкурс, и чужие победы надо уметь встречать с улыбкой.

И вот анекдот от Александра Журавского. Режиссер видит, как зритель крадучись, по стенке пробирается к выходу. Режиссер отлавливает его: «Товарищ, вам что, спектакль не понравился?» - «Что вы, спектакль замечательный, постановка авангардная». - «Может, актеры плохо играют?» - «Что вы, отлично работают, просто потрясающе». - «Может быть, пьеса плохая?» - «Что вы, и пьеса отличная». - «Почему же вы уходите?» - «Одному в зале страшно».

С 12 октября по 10 ноября 2017 года вас ждет особенное театральное событие в Москве - это будет Биеннале театрального искусства, а значит каждый день на различных площадках столицы вы сможете увидеть интересные спектакли. Особенность предстоящего Биеннале театрального искусства заключается в том, что практически все спектакли будут представлены молодыми режиссерами из регионов нашей страны. На биеннале в Москве 2017 цена билета зависит от выбранной вами постановки.

Всего в программу Биеннале театрального искусства в Москве входят пятнадцать спектаклей в разных жанрах, и только два из них будут представлены известными режиссерами, специальными гостями. На биеннале театрального искусства 17 купить билет вы можете уже сейчас на сайте Тикетмикс.

Предстоящее Биеннале театрального искусства - это отличный шанс увидеть что-то новое и необычное, посмотреть образцы современного искусства и классику, перенесенную на сцену в интересном формате. Ниже вы увидите список с описанием лучших десяти спектаклей, которые будут показаны в Москве на Биеннале театрального искусства.

«Три сестры» - это одно из лучших произведений А П. Чехова, которое на московской сцене представит вам режиссер Лев Додин. Это будет история о провинциальной жизни, о предопределенности, о судьбах и разрушенных надеждах. Глубина русского менталитета, сильные женские образы и интересный подход к режиссуре - все это ждет вас. У нас вы можете на биеннале театрального искусства купить билеты в режиме онлайн.

Это будет одна из постановок от специальных гостей фестиваля, ее создал известный и талантливый режиссер Юрий Бутусов. Он представит вам необычное видение классической чеховской истории. В такой интерпретации драма превращается в трагикомедию с элементами гротеска и буффонады. Основная тема этой постановки - стремление человека к простому счастью. На московское биеннале театрального искусства 2017 билеты есть в продаже у нас онлайн.

Этот драматический спектакль основывается на одноименной пьесе Островского, мастера трагедии и специалиста по глубокому раскрытию характеров героев. Вы посмотрите на сцене театра Вахтангова спектакль о любви, боли и недостижимости счастья. Главная героиня замужем, но другой мужчина внезапно пробуждает в ней трепетные чувства - такая история нередко встречается и в наше время, но героиня выбирает самый честный и сложный путь.

Спектакль о любви и реалиях провинциальной жизни вы сможете посмотреть в театре Современник в Москве. Режиссер Егор Перегудов представит вам свое видение пьесы Островского. Вы увидите историю, подтверждающую, что любви все возрасты покорны. Ради счастья приходится порой поступиться своими сформировавшимися убеждениями и принципами, смогут ли сделать это герои постановки?

«Души» - это спектакль-размышление по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Это история о поиске души, о том, что человек в настоящее время измельчал, стал мало заботиться о душе. Вы увидите поиск настоящей русской души на сцене театра Мастерская Петра Фоменко. Особенность спектакля заключается в необычной режиссуре и продуманном музыкальном сопровождении, которое состоит из разных стилей: от рока до классики.

«Чук и Гек» - это постановка по любимому многими с детства произведению Аркадия Гайдара. Однако в рамках Биеннале вы увидите неожиданную версию этой истории о двух мальчишках и их маме, путешествующий навстречу отцу в Сибирь. «Чук и Гек» по жанру это психологическая драма, развязку которой сложно предсказать. Дети думают, что отец работает геологом в Сибири, но постепенно зрители начинают догадываться, что он находится там по совсем другим причинам.

Спектакль о любви, которая неподвластна времени и расстоянию вы сможете увидеть в программе биеннале в Москве. Герои этой постановки: мужчина и женщина, они очень разные, их разделяют километры. годы и обстоятельства, но между ними живет настоящая любовь. Они пишут друг другу письма, в которых раскрывается глубина чувств и характеров. Основой для сюжета спектакля «Письмовник» стало произведение современного автора Михаила Шишкина.

Театр Маяковского в Москве приглашает вас познакомиться со спектаклем «Бешеные деньги». Он основан на пьесе Островского, написанной еще в конце 19 века. В постановке наглядно показано, как деньги влияют на судьбу, характер и поступки человека. Интересен подход режиссера Анатолия Шульева: он не судит героев, не преподносит зрителю выводы, не читает мораль. Каждый зритель сможет составить свое мнение и получит пищу для размышлений.

В Театре им. Е.Б. Вахтангова на церемонии закрытия первой Биеннале театрального искусства были объявлены победители фестиваля-конкурса «Уроки режиссуры». Жюри, в которое вошли режиссеры Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, оценивало показанные на 10 московских площадках 14 спектаклей молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани и Архангельска.

Лауреатами конкурсной премии стали Егор Перегудов со спектаклем «Поздняя любовь» (театр «Современник», Москва), Егор Равинский со спектаклем «Свои люди - сочтемся» (РАМТ, Москва) и Денис Хуснияров со спектаклем «Камень» (Драматический театр на Васильевском, Санкт-Петербург).

Приз «Зрительское признание» от проекта «Театральная Россия» получил по результатам открытого голосования среди зрителей режиссер Илья Славутский со спектаклем «Женитьба» (Казанский драматический театр им. В.И. Качалова, Казань).

Собственные призы финалистам конкурса - сертификаты на гастрольные показы спектаклей в регионах - вручил партнер биеннале, фестиваль «Арт-окно», учрежденный благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт». В 2018 году премированные спектакли-финалисты будут в рамках программы фестиваля «Арт-окно» показаны в городах Белгородской, Курской и Оренбургской областей.

В рамках специальной программы в Москве в этом году были представлены спектакли выдающихся режиссеров: «Три сестры» режиссера Льва Додина (Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург) и «Дядя Ваня» Юрия Бутусова (Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург)

В рамках биеннале совместно с Театральным музеем им. А.А. Бахрушина была проведена масштабная образовательная программа - организованы лекции, творческие встречи, обсуждения, мастер-классы с выдающимися театральными практиками (Лев Додин, Сергей Женовач, Валерий Фокин, Алексей Бородин, Дмитрий Крымов). Состоялись презентации книг Инны Соловьевой «А.С. Суворин: портрет на фоне газеты» и Ксении Лапиной «Театр начинается с афиши».

Совместно с Театральным музеем им. А.А. Бахрушина были подготовлены выставки «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина. Уроки режиссуры» и «Владимир Пахомов - неистовый сочинитель театра».

В рамках Биеннале театрального искусства в этом году состоялись:

Драматический фестиваль #Урокирежиссуры (в 2017 году это лучшие спектакли молодых режиссеров, мастер-классы выдающихся отечественных режиссеров, театральные выставки и презентация первых изданий «Библиотеки Биеннале театрального искусства»);

Музыкальный фестиваль #Видетьмузыку, организованный Ассоциацией музыкальных театров;

Проект Музея им. Бахрушина #Цифроваякультура (проекты, посвященные современным технологиям для театра).

В Биеннале театрального искусства приняли участие 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей, 35 театров со всей России, которые показали свои постановки на 18 сценических площадках Москвы. События биеннале посетили более 37 тысяч зрителей. А трансляции спектаклей афиши биеннале посмотрели 6500 зрителей в восьми регионах страны. Мастер-классы ведущих режиссеров музыкального и драматического театров собрали 1800 участников. Онлайн-трансляции мастер-классов посмотрели более 70 тысяч зрителей. Впервые прошедшая в Москве Биеннале театрального искусства стала одним из крупнейших событий театральной жизни страны.


Для справки:

На десяти сценах Москвы в рамках фестиваля «Уроки режиссуры» были показаны 14 спектаклей молодых режиссеров:

- «...Души», режиссер Федор Малышев (Театр Мастерская Петра Фоменко, Москва);

- «Человек, который принял свою жену за шляпу», режиссер Никита Кобелев (Театр им. Вл. Маяковского, Москва);

- «Свои люди - сочтемся», режиссер Егор Равинский (РАМТ, Москва);

- «Отцы и дети», режиссер Дмитрий Зимин (Свердловский академический театр драмы, Екатеринбург);

- «Женитьба», режиссер Илья Славутский (Казанский драматический театр им. В.И. Качалова, Казань);

- «Поздняя любовь», режиссер Егор Перегудов (театр «Современник», Москва);

- «Чук и Гек», режиссер Михаил Патласов (Александринский театр, Санкт-Петербург) ;

- «Письмовник», режиссер Наталия Лапина (Санкт-Петербургский государственный театр «Мастерская Григория Козлова», Санкт-Петербург);

- «Билли Миллиган», режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова («Такой театр», Санкт-Петербург);

- «Бешеные деньги», режиссер Анатолий Шульев (Театр им. В. Маяковского, Москва);

- «Первая любовь», режиссер Ирина Керученко (Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», Новосибирск);

- «Гроза», режиссер Уланбек Баялиев (Театр им. Евгения Вахтангова, Москва);

- «Василий Теркин», режиссер Алексей Ермилышев (Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова, Архангельск);

- «Камень», режиссер Денис Хуснияров (Драматический театр на Васильевском, Санкт-Петербург) .