Легендарного Гребенщикова по достоинству считают отцом-основателем русского рока. Благодаря его таланту слушатели наслаждались потрясающими композициями и познакомились с совершенно непривычным жанром в музыке.

Биография

Борис Борисович – потомственный ленинградец, родился в интеллигентной семье 27 ноября 1953 года. Папа, Борис Александрович, – научный сотрудник вуза, мама -преподаватель математики. Семья проживала недалеко от метро «Московская». Здесь и прошло детство будущей легенды русского рок-течения. Учился сначала в обычной школе, в средних классах перешел в школу с математическим уклоном. Мальчик успешно сдал экзамены и поступил в университет, выбрал математическую специальность. Параллельно он организует первый в своей жизни музыкальный ансамбль, его помощником становится приятель Анатолий Гуницкий. Стартовые репетиции проходили в актовом здании вуза. В молодые годы Борис Гребенщиков, Гуницкий, как и вся молодежь, заслушивались западной музыкой. Кумирами миллионов были группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл» и т. д. На жанр, выбранный молодыми исполнителями, повлияло творчество Моррисона, Дилана, Марли. Отлично владея английским, Гребенщиков мог с легкостью переводить любые композиции. В 1973 году выпущен первый винил «Искушение святого Аквариума». Публика услышала что-то необычное, не похожее на композиции советской эстрады – привычной и однотипной.

Все фото 7

В 1974 году ансамбль пополняется Файнштейном и Романовым. Параллельно с созданием группы ребята организовали в институте театральный кружок и принимают участие в постановках. Гуницкий становится автором пьес, Гребенщиков и Романов примерили на себя роли актеров. Но постоянная занятость на сцене отрицательно сказывается на репетициях «Аквариума», и группа оказываются на грани распада. В то же время руководство факультета запрещает ребятам выступать, и Гребенщиков вступает с деканатом в конфликт. Состав ансамбля сокращается до одного человека. Спустя несколько месяцев Гребенщиков познакомился с Севой Гаккелем – талантливым виолончелистом. Он, не раздумывая, приглашает его выступать вместе и пишет композиции, которые вошли в золотой список хитов «Аквариума». Выступления группы полностью запрещены руководством вуза, и ребята начинают выступать подпольно. Некоторый период Борис Гребенщиков со своими коллегами играл на квартирах, в которых собирались поклонники русского рока. Чтобы соседи не позвали правоохранителей, петь и играть на инструментах нужно было очень тихо. Но для «закрытых» музыкантов в те годы существовала еще одна проблема: они не могли записывать свои песни, с ними не работали звукозаписывающие студии. Пришлось искать нелегальные пути в самиздатах, и в 1976 году записывается альбом «Зеркальное стекло», через два года – «Все братья-сестры». Несмотря на то что последняя пластинка имела тираж 10 экземпляров, слушатели стали передавать диск из рук в руки и переписывать шлягер в домашних условиях. Благодаря росту популярности ребята заимели полезные связи и уже на полулегальном положении работали в студии. Борис начал сотрудничать с Андреем Тропилло. С его помощью в свет вышли альбомы «Треугольник», «День Серебра» и несколько других. Впервые открыто о себе группа «Аквариум» заявила на рок-фестивале в Тбилиси. Публика приняла выступление на ура, но номенклатурное жюри было недовольно успехом ребят. Во время концерта Гребенщиков познакомился с Виктором Цоем и сказал о его творчестве лестные слова. Руководство также возмутил тот факт, что «Аквариум» исполнил не ту композицию, о которой объявил ранее. Вместо акустического выступления музыканты исполнили песни «Герои», «Кусок жизни» и «Минус 30». Жюри покинуло концерт, зал для репетиций в Ленинграде опечатали. Бориса Гребенщикова исключили из комсомола, распалась семья. Образованному человеку пришлось устроиться обычным сторожем. Чтобы заниматься творчеством, он согласился войти в состав профкома драматургов и продолжил работать в «Аквариуме». Сергей Курехин, неоднократно приходивший на помощь андеграундным исполнителям, начинает раскручивать «Аквариум». Вскоре группу пригласили в эфир передачи «Веселые ребята». Затем они становятся участниками популярного «Музыкального ринга». Так началась телевизионная карьера легендарного «Аквариума».

В конце 80-х «Аквариум» полностью выходит из подполья. Парни с завидным постоянством дают концерты на лучших площадках страны. Популярность стала залогом набитых битком стадионов и залов, композиции звучат в культовых кинолентах «АССА», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Город» и т. д. Слушатели могут спокойно наслаждаться песнями «Равноденствие», «Город золотой», «Десять стрел». Борис Гребенщиков разъезжает по миру, в 90-е годы примыкает к легендарной британской группе «Ю-Ритмикс» и солирует вместе с непревзойденной Энн Леннокс. В 1986 году в США выходит сингл ансамбля, затем сразу два диска «Радио Лондон» и «Радио Сайленс». В 2003-м талантливому музыканту был вручен орден 4-й степени «За заслуги перед Отечеством», а также награда «Триумфа» за вклад в искусство.

Личная жизнь

Лидер «Аквариума» неоднократно состоял в официальном браке. Первой женой музыканта была Наталья Козловская. Молодые люди познакомились, еще будучи совсем юными, Наташа только окончила институт. Свадебные торжества были пышными, гуляли в легендарном ресторане «Астория», были приглашены друзья и родственники. Семейная идиллия продлилась недолго. После рождения дочери Алисы Борис ушел из семьи. С дочерью он никогда не прекращал общаться, помогал во всем, в том числе поддержал, когда она объявила о том, что хочет стать актрисой. После ухода из семьи лидер «Аквариума» попросился пожить у друга Гаккеля. Его супруга, Людмила Шурыгина, была женщиной ослепительной красоты. Гребенщиков настолько увлекся, что не только занял полезные метры, но и отбил жену у близкого приятеля. На удивление, Сева спокойно отнесся к такой новости и не стал вступать в конфликт с другом. Приятели поддерживают отличные отношения до сих пор. Молодые уехали из Ленинграда в небольшое село на Валдае и поселились в бывшем доме культуры. Там новоиспеченная семейная пара арендовала участок земли, занялась хозяйством. Поначалу артисту нравились тишина и спокойствие. Так они прожили девять лет, родился мальчик Глеб. О загородном доме музыкант мечтал давно, но привыкший к городскому быту сын интеллигентов вскоре устал от деревенской жизни. Вскоре он бросил жену и ребенка и уехал в Питер. Вторая жена осталась в деревне и начала заливать свое одиночество алкоголем. В 1991 году наш герой встретился с супругой солиста группы «Земляне» Александра Титова Ириной. Борис влюбился с первого взгляда, почувствовал в женщине родственную душу и увел ее от законного мужа. В том же году была сыграна свадьба. У Ирины от первого брака есть сын Марк, немного позже она родила исполнителю «Города золотого» дочь Василису. Пара до сих пор вместе и, судя по всему, расставаться не собирается.

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)

Имя : Борис Гребенщиков (Boris Grebenshhikov)

Знак зодиака : Стрелец

Возраст : 65 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Рост : 182

Деятельность : музыкант, композитор, поэт

Теги : композитор, музыкант, поэт

Семейное положение : женат

27 ноября 1953 в семье петербургских интеллигентов (инженера и юриста) родился мальчик, которому спустя годы суждено было стать целой эпохой в истории русской музыки, духовным учителем и автором любимых композиций многих тысяч слушателей. Борис Борисович Гребенщиков рос в славном городе Ленинграде, учился в школе с математическим уклоном и с детских лет был очень сильно увлечён музыкой.

После школы он стал студентом Ленинградского университета, учился на факультете прикладной математики. Но главное, что в этот период он решил сформировать собственный музыкальный коллектив – «Аквариум». Школьный друг Анатолий Гуницкий, которого за очень большое сходство с Харрисоном прозвали «Джордж», составил Борису компанию в его долгих творческих поисках и репетициях в актовом зале университета. Как рассказывают очевидцы, мальчики были одарёнными поэтами и не могли представить в своей жизни радости большей, чем пение песен.

Воспитанные на классике рок-н-ролла, влюблённые в Марка Болана, Боба Дилана и «The Beatles», они с самого начала писали и пели по-английски. Но в скором времени было принято твёрдое решение: исполнять песни лишь на родном языке.

Первый альбом коллектив выпустил в свет самиздатом. «Искушение Святого Аквариума» в 1973 году критики назвали «первой попыткой создать концептуальную музыку в Советском Союзе». В 1974 в составе «Аквариума» появляются еще 2 персонажа — М. Файнштейн и А. Романов. Ребята расширяют свои творческие горизонты и создают на родном факультете театральный кружок. Файнштейн придумывает абсурдные пьесы, а Романов и Гребенщиков с радостью в них играют. Одно только плохо – ребята настолько сильно увлекаются драматургией, что практически забывают о музыке. Они выходят из состава коллектива, в это же время им запрещают репетиции в университете, а лидера группы вообще грозятся отчислить.

В «поле» «Аквариума» остается лишь один воин – Гребенщиков. Однако Борис не впадает в уныние: Вселенная начинает медленно, но верно сводить его с музыкантами, которые задержатся в составе группы на 15 ближайших лет. Первой ласточкой оказался виолончелист Всеволод Геккель. Тогда же БГ сочиняет истинные хиты, поныне звучащие на концертах. Репетировать и записывать песни группе в эти годы абсолютно негде – всё довольно дорого и не одобрено в нужных кабинетах. Несмотря на это в 1976 «Аквариум» издаёт альбом «С той стороны зеркального стекла», а в 1978 на открытом воздухе записывает дуэтом с Майком Науменко пластинку «Все – братья-сёстры». С 1981 года дела пошли немного веселее: Борис стал сотрудничать с легендарной студией Андрея Тропило, в которой были записаны пластинки «Синий альбом», «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День серебра» и «Дети декабря».

Музыкант продолжал записывать песни, хотя в этот период проблем у него было «выше крыши» — после выступления на тбилисском рок-фестивале в восьмидесятом году его исключили из комсомола, уволили с должности младшего научного сотрудника и официально запретили выступать.

Гребенщиков опять не теряется и устраивается работать дворником, чтобы не стать «дармоедом». Его концерты превращаются в «квартирники» — формат, когда музыканты и слушатели приходят домой и довольно тихо поют под гитару, чтобы бдительные соседи не вызвали милицию. Тогда же музыканта сводит знакомство с ленинградским авангардистом Сергеем Курёхиным, и с его помощью появляется в телепрограмме «Весёлые ребята».

После этого приглашения на ТВ приходят певцу всё чаще. В 81-м Борис становится членом Ленинградского рок-клуба, в 82-м замечает и продюсирует первый альбом легендарного Виктора Цоя и группы «Кино». Спустя несколько альбомов и лет Гребенщиков записывает сразу 2 англоязычных пластинки в Америке — «Radio Silence» и «Radio London» выходят в 1989 году. Тогда же певец знакомится со многими иностранными рок-деятелями. С 1990 коллектив «Аквариум» официально не существовал. Гребенщиков возглавил «БГ-Бэнд», но хватило его не на долго – в 1993 «Аквариум» возобновил свою работу.

С перестройкой исполнитель вышел из «подполья» на вполне приличные сцены клубов, концертных залов и стадионов. Его альбомы становятся все более необычными по звучанию, его приглашают сочинять музыку для массового кино. В этот же период он не на шутку интересуется буддизмом, становится учеником ламы Оле Нидала, и много раз посещает ашрам индийского гуру Саи Бабы. Сам артист себя не считает убеждённым адептом любой из религий, но слывёт пропагандистом общечеловеческих гуманистических ценностей. С конца девяностых музыканта заслуженно осыпают наградами: 1998 – премия «Триумф», 2000 – премия «Люди нашего города», 2001 – премия журнала «Fuzz», 2002- премия «НАШЕГО Радио», 2002 – Царскосельская художественная премия, 2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени – за весомый вклад в развитие музыкального искусства.

С 2005 по сей день Борис Борисович ведёт авторскую передачу «Аэростат» на «Радио России». Программа пользуется неизменной популярностью у широких масс населения – в ней лидер «Аквариума» в свободной форме поднимает интересующее его вопросы, рассказывает о малоизвестных иностранных группах и ставит лучшую, как он считает, музыку. В 2006 году Борис встретился с гуру неоиндуистского толка – Шри Чинмоем, который дал певцу имя Пурушоттама. Новый знакомый помог в проведении концертов Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холее. В 2007 артист дал сольный концерт в ООН.

В 2013 ходил упорный слух, что «Аквариум» окончательно прекращает свою деятельность. Слух оказался газетной «уткой» — коллектив лишь в очередной раз обновил состав и превратился в «Aquarium International», вобрав в себя ирландского флейтиста Браяна Финнигана.

С 1981 БГ выступает актером в театральных постановках и кинокартинах. В их числе «Жажда», «Долгая дорога домой», «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Красное на красном», «Два капитана-2», «Нежный возраст».

В ещё большем количестве кинокартин звучит музыка коллектива «Аквариум»: «Асса», «Дом под звёздным небом», «Азазель», «Питер FM», «Сезон дождей», «Соловей-Разбойник».

В 2014-м был поставлен мюзикл по песням артиста — «Музыка серебряных спиц».

Гребенщиков создал пару произведений в прозе: повесть «Лес» и рассказ «Иван и Данило». В 2009-м участвовал в написании книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Является автором переводов нескольких буддийских и индуистских трактатов, в частности «Бхагават-гиты».

Изданные книги певца: «Сочинения в 2-х томах: «Песни», «Непесни», «Книга Песен», «Два стиха о квартире номер шесть», «Аэростат. Течения и земли», «Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты», «Аэростат. Параллели и Меридианы», «Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы», «Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник».

В 1976 Борис узаконил свои отношения с Натальей Козловской. Спустя 4 года пара развелась, от брака осталась дочка – ныне востребованная российская актриса Алиса Гребенщикова (12 июня 1978).

Второй раз узами брака певец сочетался в восьмидесятом году с художницей Людмилой Шульгиной – до этого бывшей гражданской супругой Всеволода Геккеля. 14 декабря 1984 в семье появился на свет мальчик – Глеб, сегодня знаменитый как диджей Gebe. Финалом совместной жизни с Людмилой оказался очередной развод и еще одна женитьба.

В 1991 Борис отправился под венец с Ириной Титовой, бывшей супругой бас-гитариста «Аквариума» Александра Титова. От предыдущего брака у Ирины 2-е детей – Марк и Василиса, ставшая приёмной дочерью Гребенщикова. Марк Титов играет в нескольких группах, сочиняет электронную музыку под псевдонимом Bio C. Василиса Гребенщикова является художницей.

Дискография

  • Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)
  • Все братья - сёстры (БГ + Майк)
  • Синий альбом
  • Дети Декабря
  • Radio Silence (сольный)
  • История Аквариума том 3 — Архив
  • Русский альбом (сольный)
  • Любимые песни Рамзеса IV
  • Кострома mon amour
  • Radio London (сольный)
  • Беспечный русский бродяга
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (запись 1988 года)
  • Воздухоплавание в компании сфинксов
  • Тайная история пчеловодства
  • Соль (сольный)

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".

В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников