Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен[источник?].

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область.

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.
Памятник писателю возле автодороги Красноярск—Абакан

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).

Зоя КОЖЕВНИКОВА

Зоя Александровна КОЖЕВНИКОВА (1961) - учитель русского языка и литературы Крайчиковской средней школы Колосовского района Омской области.

С любовью о добром и вечном...

Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Оборудование урока: репродукция картины В.М. Сидорова «Пора безоблачного неба» (1969), рисунки учащихся, глиняная игрушка «Белый конь с розовой гривой».

Ход урока

I. В начале урока задаю вопросы, чтобы дети вспомнили содержание рассказа.

Кто из героев рассказа “в сердцах или в насмешку” называл бабушку генералом? (Дедушка.)

Какую ягоду собирал Витя, чтобы “трудом своим заработать пряник”? (Землянику.)

Почему все жалели Витю и он был окружён редкостным вниманием? (Сирота.)

На берегу какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик? (Енисей.)

Как звали бабушку Вити? (Катерина.)

О ком из героев рассказа Витя говорил: “Он любил море, а я любил его”? (Левонтий.)

Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберёт земляники? (“Пряник конём” - конь.)

II. Слово учителя. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» - это повествование писателя о собственном детстве, в котором действительно были и походы за земляникой, и купание в своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи дяди Левонтия, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.

III. Обращаю внимание ребят на репродукцию картины В.М. Сидорова «Пора безоблачного неба». Ребята рассматривают репродукцию, соотносят с текстом рассказа, читают отрывки, соответствующие содержанию картины.

“День был ясный, летний. Сверху пекло... Берёзовые листья блестели...”

О доме Левонтия: “Стоял он сам по себе, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый...”

Дети делают вывод, что мир действительно поворачивался к Вите доброй, “безоблачной” стороной, потому что мальчик сам нараспашку открыт ему.

Вновь внимание ребят обращаю к тексту, предлагаю подумать над смыслом фразы: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай. А теперь что?”

Ребята рассказывают о том обмане, на который подтолкнул Витю Санька, о переживаниях мальчика, потому что он подвёл бабушку.

Продолжаю рассказ. “Время было очень тяжёлое. Первые годы после Гражданской войны. Страна разорена. Люди живут очень скудно. Все тяготы повседневных забот легли именно на плечи бабушки Катерины Петровны”.

IV. Создаю проблемную ситуацию. Обращаю внимание ребят на высказывания о бабушке, записанные на доске.

“Боже упаси... перечить бабушке, сделать чего не по её усмотрению”.

“Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта”.

Кому принадлежат эти слова?

Выясняем, что это слова ребёнка - Вити, и взрослого человека - писателя В.П. Астафьева. Слова писателя записываем в тетрадь.

Что же главное было в характере бабушки - строгость или доброта? А может, и то и другое?

V. Решаем проблему.

Какие художественные приёмы использует автор, создавая характер бабушки?

Обращаемся к рисункам учащихся, которые они приготовили дома. Обычно предлагаю посмотреть и самые удачные работы ребят разных лет.

Делаем вывод, что при всей внешней разности портретов бабушки в чертах её лица видны и строгость, и доброта.

Эту же мысль высказывают ребята, когда работают над речевой характеристикой героини. Просторечия, диалектизмы (“своих вечно потачил”, “мошенничат”, “Чё потом из него будет”, “малой”, “утворил”, “омманешь бабушку”, “восподь тебе пособил” и др.) подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера. Бабушка кажется хотя и строгой, но “своей, домашней”. В характере бабушки строгость сочетается с добротой.

А теперь предлагаю обратиться к анализу поступков Вити. Астафьев - замечательный психолог, умеет тонко обрисовать переживания ребёнка. Мальчик хоть и совершает плохие поступки (обман, кража калачей), но помнит, чем учила его бабушка.

Ребята анализируют поведение Вити и попутно делают записи в тетради:

Даром в жизни ничего не даётся. Пряник нужно “трудом своим заработать”.

Всё делай аккуратно и старательно. Берёт Витя ягоду старательно.

Будь честным и правдивым. Витю мучает стыд. Бабушка обмана не поймёт. Поступок Вити - для неё позор.

Постепенно приходим к выводу: чем больше мальчик страдает, тем чудеснее, счастливее завершение этой истории. “По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой”.

Демонстрирую ребятам глиняную игрушку «Белый конь с розовой гривой». (Игрушка изготовлена на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства одним из учеников.)

Если у вас есть заветная мечта, то вы поймёте мальчика, который ничего лучше в жизни не видел. Почему же бабушка всё-таки купила пряник (“пряник конём”) своему внуку?

Ребята отвечают: верила в то, что мальчик раскаялся. По мнению автора, добро всегда более действенно по сравнению с другими средствами. “Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”.

VI. Сообщаю учащимся, что о последней встрече с бабушкой В.П. Астафьев пишет в другом своём рассказе - «Последний поклон». После войны он возвращается с орденом Красной Звезды, а она, уже совсем старенькая, встречает его.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из рассказа. Ксерокопии текста на каждой парте.

“Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки.

Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело, уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже лёгкие. Щёки бабушки глубоко провалились...

Што так смотришь? Хороша стала? - попыталась улыбнуться бабушка стёршимися, впалыми губами.

Я... сгрёб бабушку в беремя.

Живой я остался, бабонька, живой!

Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и всё повторяла: - Молилась, молилась...”

Обращаем внимание на лексический строй языка - эпитеты, сравнения, которые раскрывают чувства героя. Это огромная любовь и жалость к той, которая всю свою любовь и ласку отдала когда-то ему.

И ещё одна черта раскрывается в характере бабушки. Опорой в её жизни всегда была православная вера.

Следующий отрывок из рассказа «Последний поклон» читает сам учитель.

“Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны.

Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров... сказал:

Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня...

Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался до Урала, до Сибири отдать ей последний поклон”.

Затем вновь обращаемся к словам В.П. Астафьева, записанным на доске.

Да, действительно писатель хочет, чтобы читатели в его бабушке увидели своих бабушек и дедушек и всю свою любовь отдали им сейчас, пока не поздно, пока они живы.

В заключение один из учеников читает наизусть стихотворение Яшина «Спешите делать добрые дела».

Так заканчивается урок. Но наш разговор не закончен. Предлагаю ребятам написать сочинение о своих бабушках и дедушках, о близких им людях. И рекомендую прочитать и другие рассказы Астафьева: «Далёкая и близкая сказка», «Запах сена», «Ангел-хранитель» - на выбор.

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Манеры русской литературы – писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать в литературных салонах из ничего, из многажды отражённого света эпатажные, «постмодернистские» сюжеты.

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства» и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетно-композиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении.

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться.

Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний поклон» является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен.

Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница, Екатерина Петровна, крутая, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма

В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку (случай с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние.

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

С целью лучше узнать осведомлённость обучающихся нашей школы по вопросу ассоциаций, связанных со словом «бабушка», мы провели опрос. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка - доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки.

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники»

Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»).

Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ.

В. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны - в эпизоде, органично перекликающемся с главой - вступлением, где открыто, сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь - в главе «Бабушкин праздник» - о том же, но пропущенном через бабушкину душу:

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

«У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей».

Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Екатерина

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

10 срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод»

За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти.

Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Н. Карамзин

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.

Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете, за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» .

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник», в печати автор к нему вернулся – нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами.

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже.

Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком, дух хлебный – пахарь будет, пахарь!», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы»

(ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»).

Съездив на фестиваль «Астафьевская весна – 2008, 2009, 2010», мы опросили работников библиотеки - музея В. П. Астафьева в Овсянке, жителей самого села о роли народных речений как художественно-выразительных средств, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Все они едины в своих мнениях о том, что образ бабушки – ведущий образ в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Побывав в доме-музее бабушки Екатерины Петровны и побеседовав с двоюродной сестрой писателя Краснобровкиной Г. Н. , мы будто почувствовали присутствие хозяйки дома с её наказами, заветами, так захотелось увидеть своих бабушек с их прибаутками, поучениями, на которые мы иногда обижаемся без всякого повода. Жалко, что моей бабушки уже нет, но, читая рассказы В. П. Астафьева, я представляю её глаза, смешинки в уголках рта при чтении сказок мне перед сном.

Заключение

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

В произведениях писателя «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов;

Своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин».

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.

Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Член союза писателей. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.

Детство и юность

Родился Виктор Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии Потылициной он был третьим ребенком. Правда, две его сестры умерли еще в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге ее тело нашли лишь через несколько дней.

Мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии – Катерина Петровна и Илья Евграфович Потылицины. О годах, которые внук с ними жил, он вспоминал с теплотой и добротой, позже он описал свое детство в доме бабушки в автобиографии «Последний поклон».

Когда отец освободился, он женился во второй раз. Виктора забрал к себе. Вскоре их семью раскулачили, и Петр Астафьев со своей новой женой, новорожденным сыном Колей и Витей были высланы в Игарку. Вместе с отцом Виктор занимался промыслом рыбы. Но по окончании сезона отец серьезно заболел и попал в больницу. Мачехе Витя был не нужен, кормить чужого ребенка она не собиралась.


В итоге он оказался на улице, беспризорничал. Вскоре его поместили в детский дом. Там он встретил Игнатия Рождественского. Преподаватель сам писал стихи и сумел рассмотреть литературный талант в мальчике. С его помощью состоялся литературный дебют Виктора Астафьева. Его рассказ «Жив» напечатали в школьном журнале. Позже рассказ получил название «Васюткино озеро».

После 6 класса стал учиться в школе фабрично-заводского обучения, после которой работал сцепщиком на железнодорожной станции и дежурным.


В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофером, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги Астафьева наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Литература

Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.


В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.

Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».


В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.


В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.

В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».


А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.

Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Марией Корякиной Астафьев встретился на фронте. Она работала медсестрой. Когда война закончилась, они поженились и переехали в небольшой город в Пермской области – Чусовой. Она тоже начала писать.


Весной 1947 года у Марии и Виктора родилась дочь Лидия, но спустя полгода девочка скончалась от диспепсии. В ее смерти Астафьев винил врачей, а вот жена была уверена, что причиной является сам Виктор. Что мало зарабатывал, не мог прокормить семью. Через год у них родилась дочь Ирина, а в 1950 – сын Андрей.

Виктор и Мария были очень разными. Если он был талантливым человеком и писал по велению сердца, то она это делала в большей степени для собственного самоутверждения.


Астафьев был мужчиной статным, его всегда окружали женщины. Известно, что были у него и внебрачные дети – две дочери, о существовании которых он долго не говорил жене. Мария его безумно ревновала, и не только к женщинам, но даже к книгам.

Он не один раз уходил от жены, но каждый раз возвращался. В итоге они прожили вместе 57 лет. В 1984 году скоропостижно скончалась их дочь Ирина от сердечного приступа, и оставшихся внуков – Витю и Полину – воспитывал Виктор Петрович и Мария Семеновна.

Смерть

В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и он вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп. Умер писатель 29 ноября 2001 года.


Похоронили его недалеко от его родного села, через год в Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

В 2009 году Виктора Астафьева посмертно наградили премией . Диплом и сумму в $25 тыс. передали вдове писателя. Мария Степановна умерла в 2011 году, пережив супруга на 10 лет.

Библиография

  • 1953 – «До будущей весны»
  • 1956 – «Васюткино озеро»
  • 1960 – «Стародуб»
  • 1966 – «Кража»
  • 1967 – «Где-то гремит война»
  • 1968 – «Последний поклон»
  • 1970 – «Слякотная осень»
  • 1976 – «Царь-рыба»
  • 1968 – «Конь с розовой гривой»
  • 1980 – «Прости меня»
  • 1984 – «Ловля пескарей в Грузии»
  • 1987 – «Печальный детектив»
  • 1987 – «Людочка»
  • 1995 – «Так хочется жить»
  • 1998 – «Веселый солдат»

Виктор Петрович Астафьев (01.05.1924 - 29.11.2001) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1995, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-е-1970-е годы. С одной стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, мало-помалу открывавшей истинную картину коллективизации и ее долгих, последовательных и разорительных результатов. С другой - война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. — Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1183 - здесь очень подробно и интересно рассказано о жизни Виктора Петровича. Лучше мне на страницах Интернета не попадалось.

Мемориальный комплекс Астафьева в Овсянке открыт 1 мая 2004 года. Это филиал Красноярского краевого краеведческого музея.

В комплекс входит: музей повести "Последний поклон" (больше известный как- Дом бабушки Е.П.Потылицыной), храм святителя Иннокентия Иркутского, библиотека-музей В.П. Астафьева и дом-музей В.П. Астафьева.

Библиотека-музей В. П. Астафьева.
Построена в 1975 году по проекту архитектора А.С. Демирханова на деньги Виктора Петровича.
Здесь хранится личный фонд писателя: рукописи, книги с автографами, фото-, видео- и другие документы. Книжный фонд библиотеки насчитывает более 33 тыс. томов, его гордостью является уникальная коллекция дивногорского художника и библиофила В.И. Набокова, включающая редкие книги по искусству и автографы писателей XX в. С 1999г. библиотекой ведется научная работа по изучению и сохранности истории поселка Овсянка.

Дом-музей В.П. Астафьева.
Дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год, стоит на узкой улочке Щетинкина. Горница, кабинетик, небольшой огород. Человеку, избалованному городской жизнью, такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, что истинно великий человек скромен. В этом доме Виктор Петрович жил каждое лето (остальное время Виктор Петрович и Мария Семеновна жили в своей квартире в Акадмгородке). Здесь были написаны: «Печальный детектив» (1987), «Зрячий посох» (1988), «Прокляты и убиты» (1993-1994), «Так хочется жить» (1995), многочисленные рассказы, “Веселый солдат”, “Обертон”. В общей сложности он создал 373 произведения. Этот маленький домик видел много гостей. Здесь пили чай президенты Горбачев, Ельцин, писатели Солженицын и Распутин, режиссер Михалков, и много других известных людей.

Во дворе, в окружении кедров и яблонь, посаженных Виктором Петровичем, на невысоком постаменте установлена бронзовая скульптурная композиция (авторы - скульптор В. Зеленов и художник В. Гирич): писатель сидит с женой и другом Марией Семёновной на бронзовой скамеечке напротив дома. Мария Семеновна глядит на мужа восторженно - находясь в тени гениального мужа, она писала свои книги. Сам мастер улыбающийся, распахнутый, широкий, доступный и простой, со стороны задумчивый - такой, каким его знали друзья.
Возле скульптуры раскинулся широкий кедр, который писатель посадил и за которым ухаживал всей душой. Виктора Петровича не стало в последних числах ноября, и на следующую весну кедр, посаженный его руками, заболел. Как ни старались смотрители дома, спасти затосковавшее дерево не удавалось до той поры, пока рядом с ним не возник небольшой бронзовый памятник Виктору Петровичу и Марии Семеновне. И кедр ожил, зазеленел вновь, начал плодоносить.

В доме Астафьева был тщательно воссоздан кабинет писателя и горница. Здесь сохранены подлинная обстановка и личные вещи писателя

Гостевой домик (всего одна небольшая комната, но очень светлая и уютная) :

К 90-летию со дня рождения Астафьева, весной 2014 г., в мемориальном комплексе завершилась очередная реконструкция: были открыты два дополнительных здания, в которых разместили выставочный и зрительный залы с площадкой для выступлений, игровую зону и зону отдыха с беседками (именно там и проводился фестиваль, на котором я побывала)

Дом бабушки Е.П.Потылицыной
Писателю не было еще и семи лет, когда его воспитанием занялась бабушка - «генерал», как называли её в деревне, Екатерина Петровна Потылицына. Самая светлая книга Астафьева «Последний поклон» посвящена воспоминаниям детства. Бабушка приучала Витю к труду: возделывали огромный огород-кормилец, который Виктор Петрович увековечил в «Оде русскому огороду». Как описал этот огород Виктор Петрович, так его и обихаживают: две-три гряды под репчатый лук, самую близкую гряду под лакомство ребятишек - морковку, помидорную грядку на самом солнечном месте, а огуречную почему-то поближе к воротам.

Когда родилась идея сделать музеем бабушкин дом, оказалось, что он не подлежит восстановлению. Было принято решение снести его и заново построить типичную усадьбу 1920—1930-х гг. Усадьба была восстановлена до мельчайших подробностей по воспоминаниям очевидцев и сочинениям писателя. Дом бабы Кати простоял 200 лет, дерево прогнило насквозь. Строители поставили точную копию старого дома по старинным технологиям: как и положено, первые четыре венца срубили из сибирской лиственницы, остальные из сосны.
Хотя подлинных вещей, принадлежащих семье Потылицыных, здесь практически нет, обстановка дома восстановлена по повести Виктора Астафьева «Последний поклон». На лестнице, ведущей в подвал, ровно 28 ступенек - как-то Витя замаялся перебирать тут картошку и с тоски посчитал ступени.

Бабушкин дом: (на фотографиях - на улице и в амбаре- накрыты столы для участников фестиваля)

А подойдя к спаленке - я аж вздрогнула: настолько родной и близкой показалась обстановка в комнате. Точно такая же машинка "Зингер" была у моей бабушки. А подзоры, наволочки, лоскутные одеяла, вышивки и самотканные дорожки словно вернулись из моего детства (всё это было в доме моих бабушки и дедушки)

Есть во дворе зимовье, стайки для скота, сараи и большой навес. Слева от ворот - погреб:

Под навесом собраны многочисленные орудия труда и предметы быта крестьян прошлого века. Большинством из этих вещей пользуются в деревнях до сих пор:

Я впервые (!) увидела деревенские сани

да и телегу не так много раз видела в своей жизни

Заведует музейным комплексом двоюродная сестра Виктора Петровича - Галина Николаевна Краснобровкина (урожденная Потылицына). Мне довелось познакомиться и поговорить с этой удивительной женщиной, истинной хранительницей наследия Астафьева.