Цель: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация. Приложение 1
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • выставка по теме (репродукции, книги)

Новые слова: форум (расположение архитектурных сооружений в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях); акведуки (водопроводы); виадуки (каменные мосты); пилястры (плоский вертикальный выступ на поверхности стены); кессоны (квадратные углубления, которыми разделен полусферический потолок свода), термы (общественные бани).

Ход урока

I. Организационный момент

Художественная культура Древнего Рима оставила человечеству богатейшее наследие.

Тема нашего урока “Архитектурные достижения Древнего Рима”. На уроке мы познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

II. Новая тема

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV-I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

  1. Искусство этрусков (7–4 вв. до н.э.)
  2. Искусство Римской республики (4–1 вв. до н.э.)
  3. Искусство Римской империи (1–4 вв. н.э.)

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.

1. Римский Форум.

С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1 >

Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна <Рисунок 2 > . Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

2. Инженерные сооружения.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями <Рисунок 3 > .

3. Колизей.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей <Рисунок 4 >. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

4. Пантеон.

После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон <Рисунок 5 > – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеонсостоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. <Рисунок 6 >.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка - архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. <Рисунок 7 >.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм <Рисунок 8 >. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

III. Закрепление изученного на уроке

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

IV. Домашнее задание

Гл. 9., ст. 94–101. Вопросы и задания.

Литература

  1. Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. М., Дрофа, 2010.
  2. Соколов Г.И . Искусство Древнего Рима. М., 1996.
  3. Римское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) – СПб, 1890–1907.
  4. ru.wikipedia.org
  5. mystic-chel.ru
  6. uchportal. ru

В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная ар-хитектура сформировалась в Средиземно-морье, Причерноморском бассейне и со-седних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдох-новения для последующих эпох.

Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным.

Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и как следствие осознание пропорции в качестве меры гармонии. Всё это нашло отражение в архитектуре того времени.

Архитектура Древней Греции

Любопытно, что светские здания в Древней Греции были весьма примитивными, в то время как храмовые сооружения становились с каждым столетием всё сложнее и причудливее. На месте дворцов и крепостей появлялись величественные храмы. Именно они отразили архитектурное наследие древних греков.

Ориентировочно в VIII веке до н. э. сформировались два основных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорический стиль отмечался стремлением к совершенству пропорций, монументальности, «мужественности». Характерными чертами направления являются значительное превышение длины храма над шириной и большой диаметр колонн, создающие впечатление тяжеловесности. Примером дорического искусства является храм Геры в Олимпии .

Мастера ионического направления стремились к легкости, изяществу. Ионические храмы имели более богатые украшения и были большими по размеру. Колонны здесь выступают не только в качестве опоры, но и в роли декоративного элемента. Если дорические колонны вырастают словно из земли, то ионические имеют сложный цоколь, более тонкие и богатые украшения. Примером ионического искусства может служить храм Геры на о. Самосе . Несмотря на довольно прозрачные географические наименования стилей, дорические и ионические сооружения никак не связаны с соответствующей местностью.

Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Так, Иктин и Калликрат достигли полной гармонии направлений, соединив высокие колонны со стройностью и изяществом. Гармоничного сочетания двух стилей удалось добиться и архитектору Мнесиклу , создателю Пропилеев — ворот, ведущих к Акрополю.

Характерной чертой греческих храмов были колонны, берущие свое начало от микенского деревянного столба, лишенного каких-либо декоративных элементов. Камень вытеснил дерево — так появились колонны.

Храмы всегда возводились на мощных ступенчатых основаниях. Внутри храмов располагалась статуя божества, люди не входили внутрь постройки, собираясь на площадях перед храмом.

Каждый греческий город имел свой храмовый комплекс, спортивные сооружения, а также театр. Центральной частью театра была круглая площадь. Склоны холма были оборудованы в качестве зрительного зала.

Храмы обычно находились недалеко друг от друга, к ним вели монументальные ворота с большим количеством алтарей и скульптур.

Одним из наиболее выдающихся ар-хитектурных комплексов является афинский Акрополь , возведенный во времена Перикла и ставший композиционным центром города. Сердцем Акрополя является дорический Парфенон .

Творения античной культуры были не хмурыми и безликими, как считают неко-торые, а сочными и яркими, сияя красными, зелеными, голубыми цветами под жарким южным солнцем.

Золотым веком архитектуры Древней Греции стало строительство в Афинах при Перикле: менее чем за 20 лет были сооружены Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Победительницы и Эрехтейон.

Архитектура Древнего Рима

Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие.

Начало зарождения древнеримского искусства охватывает период с конца VI и до середины I столетия до н. э. Римские завоеватели свозили с захваченных территорий найденные произведения искусства, а потому первые римские храмы и дворцы были больше похожи на музеи.

На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом.

Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии.

Золотым веком Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для золотого века Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны.

Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонны храма Кастора и Поллукса.

После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными со-оружениями первостепенной важности ста-новятся оборонительные стены (например, стена Аврелиана ).

Архитектура древних римлян со-ответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились вели-чественные колоннады, монументы и арки.

Античность имела большое значение для последующих эпох. Продолжаются много-численные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.


Современные архитекторы поражают своими невероятными проектами – небоскрёбами, невероятной длины мостами, зданиями для стекла. Но стоит отдать должное и древним архитекторам, которые были весьма искусны в строительстве и создавали здания, которые восхищают людей даже в технологичном XXI веке.

1. Церковь Святой Рипсимэ



618 г.н.э.

Первой страной, принявшей христианство в качестве официальной государственной религии, была Армения. Неудивительно, что именно в Армении сохранились некоторые из наиболее старых и почитаемых святынь, одной из которых является церковь Святой Рипсимэ, построенная в седьмом веке в честь раннехристианской святой. Примерно в 300 г. н.э. Рипсимэ жила в римском монастыре как отшельница, вместе с 35 другими женщинами. Однако, она была вынуждена бежать в Армению, поскольку ее захотел взять в жены римский император Диоклетиан. Но и там ее красота привлекла внимание языческого армянского царя Трдата III, который захотел овладеть ей.

Когда Рипсимэ отказалась, царь пришел в в такую ярость, что велел забить Рипсимэ и всех ее подруг-христианок камнями до смерти. После этого Трдат стал безумен, а когда Григорий Просветитель исцелил его, то царь крестился, провозгласил христианство официальной религией страны и построил первую часовню в честь Рипсимэ.

2. Джокханг



639 г.н.э.

Буддийский храм Джоканг, расположенный в столице Лхасе, считается самым священным храмом в Тибете. Хотя точная дата его строительства не известна, обычно принято считать, что храм создали примерно в 639 году. Согласно тибетской легенде царь Тибета Сонгцен Гампо женился на двух разных женщинах: непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Веньчэн.

Его китайская невеста привезла с собой статую Будды, которая привела Гампо в такой восторг, что он решил построить для нее храм. Обуреваемая ревностью, принцесса Бхрикути также потребовала для себя храм, после чего был построен Джоканг. Другая легенда о храме гласит, что он был построен на дне высохшего озера, над спящей демоницей, чье сердце был заключено в клетку при строительстве Джокханга.

3. Арка Тита



82 г. н.э.

Как и многие из величайших творений ранней архитектуры, арка Тита была построена в честь человека, в данном случае - в честь римского императора Тита. Хотя его правление было кратким (оно длилось всего два года), Тит считался хорошим правителем, а также известным военачальником. Именно он захватил Иерусалим и разрушил Второй Храм.

Триумфальная арка Тита была построена как раз в честь этого подвига. Ее южный барельеф изображает триумфальное шествие Тита с трофеями, захваченными в Иерусалиме, а северный барельеф - императора, управляющего квадригой. Построена арка была младшим братом Тита Домицианом после того, как он стал преемником своего брата в 81 г. н.э..

4. Соккурам



774 г. н.э.

Соккурам - скальный храм, построенный на склонах горы Тхохамсан в Корее. Знаменит он тем, что в нем находится довольно большая статуя Будды. Построен он был в восьмом веке премьером-министром государства Силла Ким Дэ-Сонгом, который хотел таким образом почтить своих родителей. К сожалению, Ким умер до того, как было завершено строительство храма, который сегодня считается одним из самых прекрасных примеров восточноазиатского буддийского искусства.

5. Дхамек



249 г. до н.э.

На протяжении многих веков среди правителей древней Индии большой честью считалось, если после смерти их останки хоронили в большой круглой структуре, известной как "ступа". Одной из старейших ступ во всей стране является Дхамек, расположенный в непосредственной близости от города Сарнатхе. Считается, что именно здесь Будда произнес свою первую проповедь после просветления. Дхамек был построен под руководством одного из величайших правителей Индии - императора Ашока, который был ответственен за распространение буддизма на всем континенте.

6. Королевский мавзолей Мавритании



3 век до н.э.

Расположенный недалеко от города Алжир, Королевский мавзолей был построен для двух последних правителей древнего царства Мавритания - Юбы II и Клеопатры Селены II (их сын Птолемей был последним правителем). Мавзолей не случайно имеет поразительное сходство с тем, который был построен римским императором Августом. Так Юба II хотел выразить свою верность Риму.

Известен мавзолей под различными названиями, в том числе как "Могила христианки" благодаря крестообразной форме ложной двери. К сожалению, этому строению был нанесен существенный вред на протяжении веков: вандалы и воры уничтожили или украли большую часть декоративных украшений, а также различные правители пытались уничтожить мавзолей.

7. Мост Святого Ангела



1347 г. до н.э.

Пешеходный мост через реку Тибр в Риме был построен во времена правления римского императора Адриана, более известного стеной, который он построил, чтобы отметить северные границы Британии (а заодно и отгородиться от кельтов). Мост, который используется до сих пор, первоначально был известен как "Мост Адриана", а название изменили в средние века, после того, как Архангел Михаил якобы явился Папе Григорию Великому в 590 году нашей эры. Изначально мост был построен, чтобы соединить Марсово поле (площадь в древнем Риме) с мавзолеем Адриана, который теперь известен как замок Святого Ангела.

8. Сокровищница Атрея



1250 г. до н.э.

Иногда эту гробницу, построенную в греческих Микенах, также называют Гробницей Агамемнона. Сокровищница Атрея считается одним из самых больших достижений микенской архитектуры и прекрасно сохранилась до сих пор. Ее создатель неизвестен, равно как и предназначение, но предполагается, что в этом сооружении хранились останки правителя, который построил микенскую крепость. Уникальность гробницы заключается в том, что в ней есть побочная камера, соединенная с основной сводчатой камерой.

9. Гринстедская церковь



11 век

Гринстедская церковь считается самой старой деревянной церковью, которая стоит до сих пор, а также может быть самой старой деревянной структурой во всей Европе. Наиболее характерная особенность церкви - белая башенка - была добавлена где-то в 1600-е годы (с момента постройки церкви в 11 веке она неоднократно достраивалась и реконструировалась).

10. Храм Брахадисвара



1010 г.н.э.

Один из самых больших храмов в Индии, Брахадисвара посвящен индуистскому богу Шиве. Что примечательно, он полностью изготовлен из гранита (на постройку пошло около 130 000 тонн). Брахадисвара является невероятным подвигом древних строителей - к примеру, только корона-"луковичка", которая находится на вершине 61-метровой башни, была вырезана из цельного камня и весит более 80 тонн.

Рассказ о древней архитектуре мы продолжим интереснейшей информацией про .

Образец античной архитектуры - постройки Акрополя.

Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции - Акрополя - с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).

Дорический храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос. Начало строительства 447 г. до н.э., храм освятили в 438 г.

Храм Ники Аптерос (Победы Бескрылой) — ионический храм. 427—424 гг. до н. э. Архитектор Калликрат.

Храм Зевса Олимпийского. Олимпейон в Афинах. 6 век до н.э. - 2 век до н.э.

Мегарон - прямоугольное сооружение с очагом посередине.

Античная архитектура Древней Греции до 5 века до н.э. называется архаичной. В тот период начали возводить храмы, посвященные греческим богам. В основе любого храма было строение по типу мегарона. Архаичные храмы строили из необожженного кирпича, они имели двускатную деревянную крышу. В то же время формировалась культура строительства колоннад перед фасадом здания. Храмы того времени были в плане прямоугольными, внутри них находилось наос - святилище. Колонны могли располагаться перед основным фасадом (Храм в Антах) - простиль, на двух фасадах с разных сторон - амфипростиль, или же они располагались вдоль всего периметра, создавая перипетр.

Простиль в античной архитектуре.

Амфипростиль в архитектуре античной Греции.

Перипетр в античном сооружении.

Этрусская культура существовала до н.э. на территории современной Италии. В 3 веке до н.э. Этрурия - страна этрусков - попала под владычество Рима. Этруски строили города с каменными домами, которые имели внутренний дворик, атриум, водоем. Этруски применяли при строительстве математические законы, использовали пропорциональные соотношения, ритм в оформлении зданий. Этрусские храмы напоминали греческие, они устанавливались на высоком фундаменте, к входному портику вела лестница. При возведении храмов использовали ордер, который впоследствии, уже в эпоху Возрождения, получил название тосканского (тосканские колонны напоминают дорический ордер, но имеют гладкую поверхность и базу, антаблемент не имеет членений). Двускатные кровли из терракотовых черепиц выступали над портиками, их поддерживали колонны с капителями, редко расставленные вдоль основного фасада. Храмы были украшены статуями и узорными фризами из терракоты (примеры храмового декора находятся в музее Вилла Джулия - это терракотовые модели храмов из Вульчи - 6 век до н. э., скульптурный фронтон из Неми - конец 6 - 3 вв. до н. э.) Среди храмового декора были антефиксы - вертикально расположенные плиты из камня или дерева, закрепленные у карниза кровли. Антефиксы выполняли двойную функцию: они служили как оберег от злых сил, а также были водоотводами. Подобные храмы стали образцом для храмовой античной архитектуры римлян. Из редких, частично сохранившихся примеров этрусского искусства можно назвать руины храмов: акрополь в Марцаботто и Пирге.

В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Иногда строили храмы круглой формы с круглыми перипетрами. Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. Афинский Акрополь, возведенный в период властвования Перикла - образец храмов архитектуры античности - с дорическим Парфеноном и храмом Ники Аптерос. Жилые дома в Древней Греции периода архаики представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем. Архитектура античности в 5-6 вв. вступает в классический период, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон. Архитектура античности Древнего Рима многое переняла у греков и этрусков.

Терракотовые антефиксы из Южного святилища в Вейях.

Античная архитектура Рима создавалась разными народами, которые попали в зависимость от воинственной республики. Богатства, поступающие из завоеванных стран, послужили толчком для появления новых храмов и дворцов. В 1 веке до н.э. Рим превратился в империю, и основным направлением в зодчестве стал "августовский классицизм", оказавший в дальнейшем огромное влияние на европейскую архитектуру. В это время появилось большое количество общественных зданий, форумов. Сооружения украшались лепниной, каменным рельефом, скульптурами крышами с фронтонами. При императоре Нероне был возведен знаменитый Золотой дом. Во время правления Андриана (125 г. н.э.) - построен Пантеон. Античная архитектура Рима, как и древние верования римлян, приходит в упадок с восхождением на трон императора Константина, принявшего христианство. После 313 г. н.э. - года официального провозглашения христианства как государственной религии - начали возводить христианские храмы, которые по форме напоминали античные сооружения. Константин перенес столицу в бывший город Византий, назвав его Константинополем, Рим сложил с себя функции столицы империи. В результате архитектура античности, хотя еще и сохраняла свое влияние, потеряв идеологическую составляющую, постепенно стала только традицией.