Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, недалеко от Таррагоны в Каталонии (Испания). Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь, поэтому некоторые его дома напоминают замки из песка. Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве, проводил много времени в общении с природой. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио любил подолгу наблюдать за горами, облаками, цветами, улитками. Мать Гауди прививала мальчику любовь к религии. Она внушила ему, что раз уж Господь оставил ему жизнь, то Антонио обязательно должен выяснить для чего.

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Высшую школу архитектуры, которую окончил в 1878 году. Это было учебное заведение нового типа, в котором преподаватели делали все, чтобы обучение не превратилось в рутину. В Школе студенты поощрялись, имея возможность участия в настоящих проектах, а практический опыт всегда очень ценен для архитектора. Занимался Антонио с удовольствием и энтузиазмом, по вечерам засиживался в библиотеке, выучил немецкий и французский языки, для того чтобы иметь возможность читать литературу по профилю. Антонио был одним из лучших учеников, но никогда не был любимым.

В 1870-1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал также мебель для собственного дома.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля , и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики - французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность - начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского - от классической Евклидовой.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» - нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы:

изобилие керамической отделки;

пластичность, текучесть форм;

смелые комбинации разностильных элементов;

контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей.

Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

К этому же периоду относится компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) - единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни:

Также в эти годы появляются следующие проекты:

● Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона) в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле:

Неоготический епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон):

Дом Ботинес в неоготическом стиле (Леон):

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем . Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету. Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона). В этх работах Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектики XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Однажды Гуэль задумал реконструкцию своего летней загородной резиденции. Для этой цели он расширяет свои владения, приобретая еще несколько участков. Заказ на перестройку загородного дома он отдает Антонио Гауди, поручая ему переделать парк, реформировать загородный дом, возвести ограду с воротами, построить новые павильоны на въезде в усадьбу, так же архитектору было поручено построить конюшню с крытым манежем. Сейчас этот комплекс носит название Парк Гуэля .

Как и все последующие работы Гауди, эти постройки глубоко символичны, здесь нет никаких случайных деталей. В основу замысла архитектора лег миф о волшебном саде Гесперид. Этот миф получил отражение в поэме “Атлантида” каталонского автора Жасинта Вердагера, который часто посещал в усадьбу Гуэлья. В поэме описывается один из подвигов Геракла, которому царь Микен, желая испытать силу Геракла, приказал добыть золотые яблоки из сада, который тщательно охранялся. Самая интересная, сохранившаяся часть усадьбы - ворота в виде дракона. По легенде кровожадный дракон Ладон охранял вход в сад, где росло дерево с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

Ещё одно строение Гауди для своего мецената и друга - дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля :

С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь».

В то время Антонио Гауди еще работал чертежником в архитектурном бюро у своего бывшего преподавателя Высшей Архитектурной школы - Вильяра. Это тоже сыграло интересную роль в дальнейшей жизни Гауди. Дело в том, что строительство Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне шло уже несколько лет. И когда встал вопрос о замене архитектора, Вильяр предложил кандидатуру Гауди. Как ни странно, Церковный Совет ее принял. Антонио основал свое архитектурное бюро, набрал штат помощников и с головой окунулся в работу ( )

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре. Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого. Одним из таких домов стал дом Каса Мила - пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя. Дом более известный под названием Ла-Педрера, что переводится как каменоломня. Проект заказал предприниматель Педро Мила-и-Кампс. Ему необходим был дом, квартиры которого он мог бы сдавать. Гауди спланировал волнистый фасад. Железные конструкции облицовывались тесаным камнем, который вырубали неподалеку в провинции Барселоны:

Проектирование началось в 1906 году, и архитектор со свойственной ему скрупулезностью выверял все линии. Он проектировал пространство так, чтобы соседи чувствовали себя максимально изолированно друг от друга, кроме того если хозяин дома задумал бы превратить его в отель, то никаких проблем тоже не должно было возникнуть. Тем ни менее Педро Мила выражал нетерпение и всячески подгонял. Но препоны возникали на каждом шагу. Так, контролирующие органы были недовольны колонной, которая на полметра выдавалась на тротуар. Они требовали ее убрать. Гауди бился за каждую деталь своего проекта. Он пригрозил, что если ему все же придется убирать колонну, то на месте, где она должна была быть, он напишет, кто именно виновен в её отсутствии.

Затем возникли проблемы с размерами. Высота сооружения на четыре метра превышала разрешенные. Появилось требование урезать чердак. В случае невыполнения требования на владельца налагался штраф, который соответствовал пятой части всего проекта. Была создана комиссия, которая признала здание огромной ценностью и таким образом все это разногласие с законом было урегулировано.

Дом Мила строился три года. Пока шла работа, богатый Пере Мила стал бедным, поскольку уже заплатил 100 тысяч песет за нарушение архитектором всех норм строительства. Поэтому ближе к завершению он не выдержал и сказал: «Платить не буду». Гауди ответил: «Ну, сам тогда и достраивай». После чего они разошлись, похлопывая по пустым карманам, понося друг друга и передавая дело в суд. Зато последующие поколения теперь могут теперь вдохновляться и наслаждаться прекрасным памятником архитектуры.

Похожий по духу проект Гауди - Дом Бальо (Casa Batllу) - живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии, имеющей необычное происхождение: в нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. Над крышей возвышается башня в виде копья, вонзающегося в драконье тело. Также дом Бальо известен как «Дом костей» :

С обор Святого Семейства - Саграда Фамилиа - стал самым известным произведением Антонио Гауди, хотя не он его начинал строить и не он его закончил. Но для самого архитектора эта работа стала кульминацией его жизни и творчества. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г. целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный - Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения. Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена. Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и в наше время. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.

Макет будущего Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли «прочитать» только современные компьютеры! Соединив точки-мешки, исследователи получили пространственную модель собора. Кроме того, чтобы не «резать» помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные операции. Это была программа NASA, рассчитывающая траектории космических полётов.

Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства - Саграда Фамилиа, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры. Он так тщательно отделывал завершения башен храма, чтобы ангелам приятно было на них смотреть.

В конце жизни Антонио Гауди сильно заболел. Подхватил бруцеллез или мальтийскую лихорадку, диагностировать которую трудно и сегодня. Медики считают, что «бруцеллез отличают резкие смены настроения, приводящие к суицидальной депрессии. Перемежаясь со вспышками гнева и периодами рассеянности, это подавленное настроение сопровождается физическим истощением, мучительными головными болями и болезненным артритом». Лекарства против этой болезни не было. Может быть, этим и можно объяснить, почему Гауди так сильно изменился в худшую сторону. Он разгуливал в обвисших пиджаках, а брюки болтались вокруг ног, которые он от холода обматывал бинтами… И никакого нижнего белья! Впрочем, и верхнюю одежду он не менял, пока та не превращалась в лохмотья. Ел великий архитектор то, что сунут в руку на ходу - кусок хлеба, например. Если ничего не совали, ничего и не ел. Когда очень долго ничего не ел, то ложился и начинал умирать. Но приходил кто-нибудь из учеников, менял на нем одежду, кормил…

7 июня 1926 года 73-летний Гауди был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Вскоре от полученных травм Гауди скончался.

Смотрите видео-презентацию самых знаменитых произведений Гауди:

Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) успел создать 18 шедевров, которые многие десятилетия считаются верхом новаторского и уникального стиля. До сих пор его фантастические сооружения кто-то считает гениальными, а кто-то просто сумасшедшими. Основная часть этих произведений находится в родной мастеру Барселоне, которая стала не только его домом, но и своего рода странной лабораторией, в которой Гауди проводил потрясающие архитектурные опыты.


Хоть и принято считать, что испанский зодчий творил в стиле модерн, но вместить его проекты в рамки вообще какого-либо течения не получается. Он жил и творил по понятным только ему правилам, придерживаясь непостижимых законов, поэтому все творчество мастера лучше классифицировать как «стиль Гауди».

С несколькими его шедеврами, которые по-праву считаются вершиной архитектурного искусства, мы сегодня и познакомимся. Справедливости ради надо отметить, что из 18 его проектов, семь было включено ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия!

1. Дом Висенс (1883-1885), первый проект Антонио Гауди


Резиденция Висенс (Casa Vicens), первое самостоятельное творение зодчего, была создана по заказу богатого промышленника Мануэля Висенса (Manuel Vicens). Дом до сих является главным украшением улицы Каролинес (Carrer de les Carolines), считаясь самой яркой и нестандартной достопримечательностью Барселоны, который ЮНЕСКО включен в список объектов всемирного наследия.


Этот дом построен в стиле модерн и составляет четырехуровневый архитектурный ансамбль, в котором даже самые мелкие детали играют важную роль.


Поскольку Гауди являлся приверженцем природных мотивов и в них черпал источник вдохновения, то каждый элемент этого необычного дома был отражением его предпочтений.


Цветочные мотивы присутствуют везде, начиная от кованой ограждающей решетки, а также самого фасада и заканчивая внутренним интерьером. Самым излюбленным изображением создателя стали желтые бархатцы и пальмовые листья.


Структура самого дома Висенса, включая элементы его отделки, говорит о влиянии восточной архитектуры. Декор всего необычного комплекса выполнен в мавританском стиле мудехар. Он явно проявляется в оформлении мусульманских башенок на крыше и в некоторых деталях роскошного внутреннего убранства.


2. Павильоны и усадьба Гуэля (Pavellons Guell)


Для графа Эусеби Гуэля, который после этого грандиозного проекта стал не только покровителем великого мастера, но и другом, Антонио Гауди создал необыкновенную усадьбу, которая больше известна под названием павильоны Гуэля (1885-1886).


Выполняя заказ графа, неординарный зодчий не просто провел полную реконструкцию летнего загородного поместья с облагораживанием парка и созданием конюшен и закрытым манежем, а объединил весь эти обычные постройки так, что они превратились в сказочный комплекс.


При создании этих павильонов Антонио впервые применил особую технологию – тренкадис, которая заключается в том, что при облицовке фасада используются кусочки керамики или стекла неправильной формы. Облицевав поверхности всех помещений одинаковым узором особым образом, он добился изумляющей схожести с чешуей дракона.

3. Городская резиденция Гуэль (Palau Guell)


Этот фантастический проект для своего друга Антонио Гауди в 1886-1888 годах и представляет собой необычный дворец, который мастер умудрился создать на площади менее 400 квадратных метров!


Зная главное стремление владельца поразить элиту города роскошью своего жилища, архитектор виртуозно разработал весьма необычный проект, который и позволил создать действительно неординарный и сказочно богатый замок. В стиле которого смешались многовековые традиции, новаторские техники и идеи, которые он с таким же успехом применял в последующих комплексах.


Главная изюминка этого интересного с точки зрения архитектуры дворца – печные трубы, которые имеют образ ярких диковинных скульптур. Такое великолепие достигнуто благодаря облицовке осколками керамики и натурального камня.


Фронтоны и терраса на крыше, которая предназначена для впечатляющих прогулок, приводит посетителей в невероятный восторг своим открывающимся видом на город и «волшебный сад», созданных и изумительных печных туб.

4. Парк Гуэля (Parc Guell)


Проект необычного парка Гуэль (1903-1910) был задуман в стремлении создать город-сад, в противовес набирающей оборотов индустриализации страны и защитой от ее ужасных последствий.



Огромный участок был куплен графом для этих целей, но горожане так и не поддержали идею автора и вместо 60 домов было выстроено всего три выставочных экземпляра. Со временем город выкупил эти земли и превратил их в парк отдыха, где красуются восхитительные пряничные домики архитектора Антонио Гауди.



Поскольку здесь планировался элитный поселок, Гауди создал не только все необходимые коммуникации, но и распланировал живописные улочки и площади. Самым поразительным сооружением оказался зал «100 колонн», к которому ведет особенная лестница, а на крыше расположилась потрясающе яркая скамья, полностью огибающая контуры комплекса.


Этот город-сад до сих пор радует своих посетителей необыкновенной архитектурой и убранством, он также включен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

5. Дом Бальо (Casa Batllо)


Дом Бальо (1904-1906) напоминает зловещую фигуру дракона, которая облицована мозаикой-чешуей и способна менять свой цвет в зависимости от времени суток. Как только его не называют – «дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом».



И действительно глядя на его странные балконы, решетки для окон, фронтоны и крышу, напоминающую спину дракона, избавится от впечатления, что это останки огромного монстра!


Создавая фантастический внутренний дворик, для улучшения и равномерности освещенности он добился игры светотени, выложив керамическую плитку особым образом – постепенно переходя от белого до голубого и синего.


Крышу дома, по традиции, украсил своими диковинными башнями-дымоходами.

6. Дом Мила - Педрера (Casa Milа)


Это последний жилой дом, который создал великий архитектор. Он более известен как «Ла Педрера», что в переводе означает – «каменоломня». Он считается самым невероятным проектом жилого дома не только всей Барселоны, но и мира.


Изначально, это творение мастера не приняли и считали его полным сумасшествием. Невероятно, но Антонио и владельца этого здания даже штрафовали за несоблюдение существующих норм градостроительства.



Со временем к нему привыкли и даже стали считать гениальным творением, ведь при строительстве безо всяких расчетов и проектов зодчий сумел внедрить технологии, которые на несколько десятилетий опередили время.
Только через сто лет подобную технологию разработали проектные институты и стали активно применять при сверхсовременном строительстве.

7. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori De La Sagrada Familia)


Последние сорок лет своей жизни гениальный архитектор посвятил воплощению в жизнь самой нереальной своей фантазии – заключая в камень персонажей притч и основные заповеди Нового завета.


В его оформлении преобладает сюрреалистическая готика, стены украшены образами святых и всякими тварями божьими начиная с черепах, саламандр, улиток и заканчивая лесом, звездным небом и всей Вселенной.


Высочайшие колонны и необычная роспись украшают интерьер храма (Temple Expiatori De La Sagrada Familia).

Однако воздвижение столь масштабного собора продолжается до сих пор. Поскольку зодчий все чертежи и планы держал в голове, для продолжения строительства понадобились годы, чтобы произвести столь сложные расчеты. Невероятно, но с этой задачей смогла справиться лишь программа НАСА, которая рассчитывает траекторию космических проектов!

Благодаря неординарным архитекторам и в наше время создаются уникальные здания, которые можно считать и вычурностью форм.

В домах Гауди живут люди?

Человек с сотней странностей и великий архитектор Антонио Гауди родился в 1852 году. Он прожил 74 года, и пик его работы пришелся на 1890–1910-е годы.

В то время Каталония переживала финансовый бум, тесно переплетенный с идеологической задачей возродить былую славу региона и национального языка. Литературные критики и политики писали о каталонской душе, поэт Жасинт Вердагер создал давно желанный эпос на подлинном каталонском языке - «Атлантиду». Текстильные магнаты пытались конкурировать с Лондоном и Парижем и хотели думать о себе чуть больше, чем как о региональных купцах. Барселонской элите хотелось ощутить себя элитой столичной, а не периферийной; спутником и пособником им в этом стало местное национальное движение - каталонизм. Журналы и магазины на тему каталонизма и Отечества плодились как грибы после дождя, и все искусство, вольно или невольно, было брошено на выполнение задачи прославления Каталонии и всего, что эта без сомнения великая земля породила.

Каса Мила, он же Ла-Педрера. В 1984 году стал первым зданием XX века, включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Главным искусством города стала архитектура. Богатые люди заказывали свои дома у архитекторов-каталонистов, которые воспевали отчизну в камне и кирпиче. Иногда дома строились с нуля, иногда художественно переделывались. Как правило, владельцы зданий жили на втором этаже - именно поэтому в Испании он называется principal, то есть «главный», где живут хозяева. Остальные три-четыре этажа, выраставшие над покоями владельцев, сдавались внаем - в основном людям тоже не бедным. Поэтому в домах работы Антонио Гауди живут: дома для того и строили.

Из всех прокаталонских деятелей этот архитектор был самым каталонским. Он родился в городе Реус, там провел детство и в итоге стал главной достопримечательностью этого малюсенького городка в 100 км от Барселоны. Естественность, неровность, природная асимметрия - узнаваемые мотивы гаудианского стиля в архитектуре, и за бесконечными изгибами растений и жизни Гауди наблюдал именно в Каталонии. Для набожного мастера природа воплощала жизнь и творение, это был Бог как он есть, и этот Бог был неотделим от каталонской земли. В творчестве Гауди, радикально верующего и сурового, Каталония, природа и Бог - своего рода переосмысленная Святая Троица. Архитектор отказывался говорить на испанском и, даже когда его представили королю Альфонсо XIII, на все вопросы отвечал на каталонском, изрядно шокировав придворных.

Центральный вход в Ла-Педреру

1 из 6

Коридор, где расположена квартира Кармен Бургос-Боск - к ней в гости напросилась «Афиша Daily». Хозяйка наотрез отказалась фотографироваться анфас

2 из 6

Парадная столовая, где раньше принимали гостей

4 из 6

Деревянная скамейка - по словам хозяйки, работы самого Гауди

5 из 6

Гостиная, которая выглядит как музей

6 из 6

Что произошло с домами

В самой Барселоне, не считая Саграда-Фамилии (упреждая вопрос - ее достроят к 2026-му), находится семь зданий Антонио Гауди. Это дома Бальо и Мила, расположенные на проспекте Грасия, дом Висенс, дворец и павильоны Гуэля, дом Кальвет и башня Бельесгуард. Из этих семи четыре здания не сдавались внаем, а полностью принадлежали семье заказчика. А Кальвет, Бальо и Мила изначально совмещали в себе две функции: постоянное проживание владельцев и доход от сдачи.

Домом Кальвет до сих пор владеют частные лица - потомки Жуана Бойер-Виласеки, который купил его у семьи Кальвет в 1927 году. Семья Бойер-Виласека не заинтересована в коммерциализации здания и не открывает его туристам. На первом этаже тут находится элитный ресторан Casa Calvet, в котором якобы обедают голливудские звезды. Вот, к примеру, .


Жилище Кармен Бургос-Боск - одна из двух последних частных квартир в доме Мила

Судьба же домов Мила и Бальо - самых эффектных в карьере Гауди и расположенных в пятистах метрах друг от друга - оказалась весьма схожей. После того как заказчики зданий умерли, какое-то время за ними следили их дети и внуки. Затем работы Гауди были перепроданы различным корпорациям.

Дочери господина Бальо Кармен и Мерседес продали фамильный дом в 1954 году страховой компании Seguros Iberia, которая использовала его под офисы. В то время Испания находилась под контролем Франко и мало кто приезжал в Барселону, чтобы прогуляться по Лас-Рамблас в расслабляющей атмосфере правой диктатуры. Ситуация кардинально изменилась в 1992-м, когда город принял Олимпиаду: это был однозначный, ошеломительный успех, и Барселона начала путь к своей нынешней славе главного курорта Европы.

Всего год спустя после Олимпиады дом Бальо купила семья Бернат - владельцы компании Chupa Chups и, судя по всему, люди с исключительным финансовым чутьем. Они отреставрировали здание (в эпоху Франко реставрацией домов, воплощавших собой гордость и притязание на исключительность Каталонии, не занимались) и открыли его туристам. Сегодня мало кто уезжает из Барселоны, не заплатив свои €30 за вход в «дом-дракон». Так его называют из-за одной из версий трактовки декора: фасад похож на чешуйчатые бугры дракона, поверженного святым Георгием - покровителем Каталонии. По городу ходят слухи, что в Бальо до сих пор живет одна старушка лет ста, но документального подтверждения этой информации нет.

Дом Мила - также известный как Ла-Педрера, «Каменоломня», - изначально замышлялся не только как резиденция, но и как элитный жилой комплекс. Гауди даже спроектировал для будущих жильцов подземную автомобильную парковку. Начали работы в 1906-м, строилась Ла-Педрера со скандалами и кое-как была окончена к 1912-му. Результатом конфликта между Гауди и заказчиками - господином Пером Милой и госпожой Рузер Сежимон - стал отказ архитектора когда-либо еще работать с частными лицами и его последующий переезд в мастерскую на территорию Саграда-Фамилии.

В Гражданскую войну Мила и Сежимон вынуждены были бежать, а здание перешло во владение республиканского правительства Каталонии. После победы Франко и унификации Испании Ла-Педрера много раз переходила из рук в руки, пока в 1986 году здание не выкупил главный банк региона - Caixa de Catalunya. В доме, как и задумывалось Гауди, жили люди, снимая помещения в аренду по бессрочным контрактам. Банк Каталонии, став владельцем, принял решение уважить эти контракты, и основная масса жильцов осталась в своих квартирах. Все жильцы Ла-Педреры получили право занимать помещения в здании до своей смерти, без права передачи договора детям, родственникам и кому бы то ни было еще. Сейчас тут живут два человека; попасть в свои квартиры они могут через отдельный, недоступный туристам лифт.


Впечатляющий орнамент на потолке гостиной

Жить в Ла-Педрере

С жительницей дома Мила, Кармен Бургос-Боск, я договорилась о встрече по телефону. Ей 87 лет, и у нее речевая афазия: она говорит короткими, отрывистыми словами, экономя на артиклях, союзах и порой глаголах. По телефону она просто назвала дату и время - вторник, 10 утра.


Свадьба Кармен и Луиса

© Фотография с сайта Finestres de la Memoria, предоставленные семьей Рока-Састре

Кармен въехала в Ла-Педреру в 1960 году, вскоре после свадьбы с сыном известных в Барселоне нотариусов Луисом Рока-Састре. «Я всегда была очень счастлива, когда мы жили здесь с мужем, - рассказывает Кармен. - У нас была дочка. И нам всем хватало места. К нам приходили гости! Они приходили обедать, ужинать с нами. У нас был консьерж. Мы знали всех своих соседей, всех, кто здесь живет. Все жили в тишине, в спокойствии. Когда мы выходили из дома, внизу у подъезда нас ждал автомобиль. Заезд был с улицы Провенса, и выезжали мы прямо на Пасео-де-Грасию! Швейцарских комнат в Ла-Педрере тоже было две. Это был семейный дом. Я всех знала!»

Официальное прозвище здания - Ла-Педрера, - как уже было сказано, означает «каменоломня». Этот гигантский дом действительно похож на скалу, изрытую пещерами. Автор канонической австралиец Роберт Хьюз сравнивает с гротами и интерьеры квартир. Изгибающиеся, непредсказуемые, с фантасмагорической лепниной, они призваны напоминать жильцам о корнях каталонской жизни, о первобытных пещерах и приземленных, дышащих землей романских церквях X века, которые еще можно кое-где найти на здешней земле.

Вид с кухни; Кармен Бургос-Боск собирает со стола рукоделие

1 из 6

Чугунная печка, поставленная в доме еще при жизни великого архитектора

2 из 6

Гостиная, окна которой выходят на Пасео-де-Грасию

3 из 6

Пронзенное стрелой сердце - еще один привет от Гауди

4 из 6

Бывшая комната прислуги. На полу - плитка мастерской Гауди с морскими мотивами в узорах

5 из 6

Вид с балкона на Пасео-де-Грасию

6 из 6

В таком изгибающемся, как след подземного змея, коридоре меня с фотографом встречает Кармен - почти бесплотная старушка в пеньюаре. Из-за афазии кажется, что ее отрывистая речь звучит очень зло. Сходство с подземной пещерой усиливает отсутствие света: на всех окнах в ее квартире - их тут около двух дюжин - деревянные ставни. Все стены коридора густо увешаны картинами - этюд под Пикассо, этюд под Матисса, рисунки углем в стиле Рамона Касаса. На всех картинах в углу стоит подпись - «L.Roca», мужа Кармен.

Она сперва проводит нас по всей квартире, объясняя функцию каждого помещения и давая будто лающие инструкции: «Жалюзи поднять! 50 сантиметров! Со стола все убрать!» Комнаты кажутся бесконечными и будто сами собой появляются в этих натуралистичных поворотах коридора-тоннеля. Общая площадь жилья - 300 квадратных метров; у многих комнат нет назначения - там просто раньше кто-то жил. Вот тут жила прислуга, там жила повариха, здесь когда-то обитали дети.

В последней комнате в окно, выходящее в патио, внезапно врывается свет - посреди пространства в центре оказывается фортепиано. Под нашими ногами обнаруживается знаменитая бирюзовая плитка Гауди, символизирующая морское дно. Между изгибами керамических кальмаров и морских звезд забилась уже, видимо, не смывающаяся грязь. Дому больше ста лет. Во внутреннем патио видна стеклянная крыша, что-то вроде кафе с лежаками и столиками. «Что это за ресторан?» - спрашиваю я у Кармен. Она отвечает, что никакого ресторана тут нет.


Комната с морскими узорами и видом во внутренний двор

Интерьеры производят странное впечатление - тут одновременно и роскошь, и упадок. Декаданс, редко встречающийся в Барселоне в 2017-м, когда весь город кишит веганскими кафе и крафтовыми пивными. «Раньше у меня салон был полностью в стиле каталонского модерна, - рассказывает хозяйка. - Тогда еще я жила с супругом, а затем многое продала». Она не слышит моих вопросов и в режиме радио рассказывает о том, как жила, когда был жив муж. Были соседи - доктор Пуч-Верд, семья Иглесиас с пятью дочерьми. Бургос-Боск часто прерывается посреди фразы, глубоко вздыхает, сжимает кулак - ее будто раздражает болезнь, она не хочет ей поддаваться.

Показав квартиру, Кармен удаляется, чтобы привести себя в порядок. Возвращается в шелковой накидке с прической и алой помадой. Привычки гранд-дамы XX века истребить невозможно - с журналистами надо разговаривать при параде. Она усаживает нас за стол и теперь все-таки отвечает на вопросы. Аренда ужасно дорогая: сейчас она платит 2000 евро в месяц. Именно поэтому пришлось распродать весь модерн. Хотя кое-что у нее и осталось - например, подлинные работы знаменитого мебельного дизайнера эпохи каталонского возрождения Гаспара Омара. Именно поэтому в доме темно: прямой солнечный свет разрушит антиквариат.


Вид на патио со столиками и стульями

Внезапно Кармен извиняется: «Простите, что я так кричу, я глухая. Я хромая. У меня проблемы с речью». Мы молчим. Она улыбается и ведет нас снова в салон, где велит поднять ставни - это непросто. Кармен возмущается: «Боже, это же легкотня! Не было бы мне 87 лет, я бы сама подняла!» Наконец комнату заливает солнце - лучи падают на бюстик начала века, стол, кресла, фотографии, лепнину. Кармен зовет на балкон - внизу бурлит Барселона, видна гора Тибидабо, слышно галдеж туристов. Она жалуется на реставрацию балкона: в памятник архитектуры воткнуто три аляповатых стержня. «Они ничего не держат, - объясняет она и показывает реальные точки опоры. - Гауди все продумал, это по глупости поставили».

Я спрашиваю, что ей больше всего нравится в доме. Она показывает потолок салона со спиралевидным узором - водоворот, ведущий из квартиры выше. «Гауди!» - восклицает старушка и показывает на угол. Там можно разглядеть мешанину из букв a, g, u, d, i - подпись автора. В следующем углу находится маленький барельеф с сердечком - символ любви. За ним четыре узнаваемые полоски каталонского флага. Затем резная буква f, которая читается в каталанском алфавите как «фе», что означает «вера». Получается любовь, Каталония, вера - Святая Троица великого архитектора.

Содержание 1 - Дома Гауди: адреса на карте 2 - Дом Бальо 3 - Дом Мила - Ла Педрера 4 - Дом Висенс 5 - Дом Кальвет 6 - Дом Фигерас и Башня Бельесгуард 7 - Экскурсии с посещением домов 7.1 - Весь Гауди за 5 часов 7.2 - Модерн и готика: два лица Барселоны 7.3 - Знакомьтесь, сеньорита Барселона 7.4 - 7 шедевров Барселоны за 4 часа на машине

В этой статье мы расскажем о самых знаменитых домах архитектора Гауди. Построенных им зданий в городе много, но эти - обязательны к посещению

Дома Гауди: адреса на карте

Дом А.Гауди известен на весь мир. История этого здания уходит в 1877 год, когда оно было просто жильем текстильного магната Жозеппе Бальо-и-Касановаса. В то время дом рассматривали только квартиросъемщики и жильцы. Но все изменилось, когда за дело взялся маэстро.

  • Адрес: улица Passeig de Gràcia, 43.
  • Как добраться: туристический автобус по Северному и Южному маршрутам, городские автобусы H10, V15, 7, 22 и 24, метро линии L2, L3 и L4.
  • Время работы: ПН-ВС 9.00-21.00.
  • Цена билета: €23.50 /€20.50 , вход детей до 7 лет не оплачивается.
  • Ожидание: 2-3 часа, большая очередь.

Домовладелец решил снести здание, а на его месте построить новое, но мастер убедил его, что превратит дом нечто особенное. Архитектор создал новые фасады, скрупулезно работал над бельэтажем и нижним этажом, создал уникальную мебель. Автор воплотил идею внутреннего двора, тем самым добавив света и воздуха.

Главная задумка зодчего – свести к минимуму ровные линии дома. И внутри,и снаружи их мало. На первом этаже поражают круглые окна, рамы, камни с волнистым очертанием. Фасад украшает яркая плитка различных цветов. По дому можно ходить часами, но так и не узнать его полностью. Он поражает своей необычностью, яркостью. Здесь время останавливается. Вы попадаете в сказку.

Главный фасад напоминает дракона. Сказочное существо покрыто плиткой, как чешуей, а в отделке присутствуют формы черепов и костей. За это здание имеет названия «Дом дракона» и «Дом костей ». Крест на башне – дань уважения покровителю Каталонии Св. Георгию и его победе.

Экскурсии с посещением домов

Весь Гауди за 5 часов

Экскурсия рассчитана на 1-5 человек, временем около 5 часов. Искусство Гауди, охваченное программой:

  • Замок Бельесгуард;
  • Павильоны усадьбы Гуэль в Педральбесе;
  • Школа при монастыре Святой Терезы;
  • Фонари на Королевской площади и другие примечательные творения автора.

Прогулка принесет великолепные эмоции и ценнейшие знания всем участникам, поэтому возможно присутствие детей. Она подразумевает внешнее изучение зданий и посещение Замка Бельесгуард (стоимость талона на проезд считается отдельно по 9 €). Проезд осуществляется на Вашем автомобиле либо возможно снятие транспорта (стоимость от 100 €). Особенно это предложение может быть интересно, если в группе будут старики и дети. Возможно посещение платной зоны парка Гауди или попасть во дворец Гуэль.

Стоимость 163 € или 75 € за человека, если количество больше предусмотренного.

Отзывы:

Спасибо Евгению за замечательную экскурсию по уникальным местам гения Гауди.
Очень интересно и хорошо организованно с машиной.
Мы провели 5 часов удивительного путешествия с человеком любящем и знающем своё дело и не устали. Рекомендую всем.

Автомобильная экскурсия по Барселоне в поисках шедевров Гауди - это очень удачная находка. Иным способом Вы бы просто смертельно устали, или просто значительно ограничили количество экскурсионных объектов Гауди. Вас бы познакомили с 4-5тью шедеврами, минуя изумительные дома и элементы декора вне основной программы. Расширенный круг позволил мне разрушить некий стереотип Гауди, увидев его иные архитектурные стили (школа при монастыре). Евгений очень продуманно строит маршрут, и кульминационный момент (Саграда Фамилия) становится пиком, завершающим экскурсию: Вы уже пропитаны творчеством мастера и тут такое! Мы были на экскурсии во второй половине дня и не успевали попасть внутрь, только на следующий день; думаю, если бы мы после экскурсии увидели Саграда изнутри, это было бы ещё более мощное ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Итог: не утомительно, информативно, профессионально, помимо всего у Вас ещё получается полноценная обзорная Барселона. Ставлю "отлично".

Модерн и готика: два лица Барселоны

Программа исследует две совершенно разные по характеру и стилю Барселоны. За 4 часа произойдет знакомство со противоположностями – древней готикой и Барселонским модерном, историей города и интересными фактами.

Знакомство начинается с района Эшампле, где располагаются работы мастера Гауди и других представителей модерна. Квартал Раздора станет почвой для размышления над тем, что же все-таки хотели донести своими зданиями архитекторы. Увидеть шикарные дома Мила и Бальо, Дворец музыки и узнать их предысторию. Спуститься в старый центр к знаменитому бульвару, познакомится с кварталом готическим, осмотреть театры, знаменитый рынок , дворцы, соборы , сделать потрясающие снимки, и насладиться напитками в любимом местечке известных деятелей искусства – все это возможно в рамках данной экскурсии.

Индивидуальная программа рассчитана на 1-6 человек, стоимость 125 € за пешую экскурсию.

Отзывы:

Выбрали для знакомства с Барселоной экскурсию у Юлии и не пожалели! Очень интересно и познавательно провели время! Четыре часа пролетели незаметно, довольны остались и взрослые и подростки. Рекомендуем экскурсии Юлии по Барселоне!

Великолепный экскурсовод! Превосходное знание и владение материалом, которое преподносится тебе с любовью и гордостью местного жителя. Все мы, включая ребенка 11 лет, прослушали и проходили экскурсию на одном дыхании и даже в конце экскурсии не хотелось отпускать Юлю. Говорили от увиденном и услышанном весь вечер! Спасибо, Юля. Всем, кто хочет получить яркую, разностороннюю, честную, непередаваемо увлекательную и завораживающую картину этого великолепного города, рекомендую именно этого экскурсовода!

Знакомьтесь, сеньорита Барселона

Более, чем за 3,5 часа экскурсия охватывает весьма масштабную программу. Путешествие начинается на главной площади. Далее – Рамбле с ее Каналетас, Боккерия и Дворец Вицекоролевы. Прогулка по готическому кварталу и встреча с работами великого архитектора, несомненно, не оставят никого равнодушным. Церковь Санта Мария дель Мар - яркий пример готики и музей Пикассо . Эпогеем путешествия станет: Каса Мила - волнистый дом-прототип самой природы и Каса Бальо - наглядная иллюстрация придания о Святом Георгии.

Услышать уникальные повествования, оставить на память множество фотографий, получить ценнейшие знания будет интересно всем возрастам. Прогулка включает только внешнее знакомство со зданиями и поездку на метро, которая оплачивается отдельно.

Цена пешего гуляния 125 € за 1-4 человека, автономно количеству.

Отзывы:

Очень интересная и познавательная получилась экскурсия,Мила- отличный гид и приятный собеседник,ещё до экскурсии была всегда на связи и отвечала на все вопросы!Мила,спасибо огромное,было очень приятно познакомится и с пользой провести время!!!

Огромное спасибо Миле! Экскурсия была очень позновательная и 4 часа прошли незаметно.

Мила! СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Влюбили! Эмоционально,энергетически!Прониклись! Барселона чудо! Для первого посещения очень познавательно! Спасибо! Рекомендуем Милу:folded_hands_medium-light_skin_tone::rose: 4 часа пролетели незаметно!.

7 шедевров Барселоны за 4 часа на машине

Продолжительность данной эпрогулки 4 часа, за которые возможно успеть ознакомиться с основными экспонатами Барселоны. На помощь здесь приходит комфортабельный транспорт гида.

Главные точки автопрогулки:

  • храм - Саграда Фамилия;
  • Дом Аматльера, где можно попробовать особый шоколад, который готовят также. Как и 100 лет назад.
  • Сердце Барселоны - площадь Испании.

Монумент мореплавателю Христофору Колумбу и Порт Барселоны и многое другое, не менее значимое и интересное.

Во время экскурсии возможен осмотр домов Бальо и храма Саграда. Решение необходимо принять заранее и заказать билеты, которые не входят в стоимость прогулки, так как, чтобы получить билеты в столь популярные места, необходимо простоять большую очередь. Это 15 и 21.5 € парковка 5 -10 €.

Цена € 240 , количество человек до 4.

Отзывы:

Спасибо за интересную экскурсию! Все было сделано и подобрано с учетом того, что один более пожилой участник группы не мог быстро передвигаться. Однако успели все, что запланировали и даже горячего шоколада выпили:)
Спасибо,Оленька!

Экскурсия очень понравилась! Маршрут скорректировали с учетом наших пожеланий. Красивые локации, интересный рассказ. Ольга открыла нам маленькие секреты города -куда прогуляться, где перекусить, что еще посмотреть недалеко от нашего отеля. Спасибо за интересную экскурсию и советы!


В настоящее время мало кто не слышал об архитекторе и Саграда Фамилиа, его самой известной работе. Каталонцы боготворят Гауди, ведь именно благодаря ему Барселона приобрела свой неповторимый стиль.

Биография Антонио Гауди раскрывает массу интересных моментов о его жизни, несмотря на то, что всю жизнь гений был достаточно замкнутым человеком, практически не имея друзей. Архитектура была основным смыслом его жизни, стихией, в которой он никому не давал поблажек, часто бывая жестким и жестоким с работниками. Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в Реусе (Каталония), либо в деревне рядом с этим городком, став пятым ребенком в семье. Именно тот факт, что все его детство прошло возле моря, и объясняет причудливые формы строений гения, напоминающие песочные замки. Еще в детстве Антонио перенес воспаление легких и ревматизм. Из-за заболеваний у него практически не было друзей, поэтому мальчик часто бывал наедине с природой, уже тогда мечтая стать архитектором. Впоследствии это и повлияло на создание в его творениях форм, близких к природным.

С 1868 года Гауди переезжает в Барселону, где проходит архитектурные курсы. Один из преподавателей назвал его то ли гением, то ли сумасшедшим за его нестандартные проекты. Гауди никогда не пользовался чертежами и вычислительными машинами, в своем творчестве он руководствовался лишь интуицией, производя в уме все расчеты. Нельзя сказать, что архитектор находился в поисках собственного стиля, он просто так видел мир, создавая шедевры архитектуры. Здесь можно указать тот факт, что предки Антонио, вплоть до прадедов, были котельщиками, самые сложные изделия выполняли «на глазок», без чертежей. Это, видимо, было их семейной особенностью. В 1878 году он, наконец, был замечен и получил свой первый заказ – проектирование уличного фонаря Барселоны. Уже в следующем году проект был полностью реализован.

Дом Висенс

Дом Висенс («Каса Висенс», 1878 г.) был спроектирован для дипломанта и фабриканта стройматериалов Мануэля Винсенса еще в начале архитектурной карьеры Гауди. Дом имеет простой прямоугольный план, выстроен из камня и кирпича, но архитектор снабдил здание богатой отделкой керамикой и таким количеством пристроек, башенок и балконов, что дом стал похож на сказочный дворец. Вдохновение мастер подчерпнул в старинной арабской архитектуре. Гауди сам разработал оконные решетки и ограду сада, а так же выполнил эскизы интерьера столовой и курительной комнаты. В этом проекте впервые использован опыт создания параболической арки. Эту виллу можно увидеть на улице Каролинес, к сожалению теперь уже лишенную сада.

Его карьера началась с очень скромных заказов, помимо уличного фонаря для Королевской площади, он занимался оформлением магазинных витрин, проектировал уличные туалеты. Но благодаря этому он был замечен богатым промышленником графом Эусебио Гуэлем-и-Басигалупи, который стал его покровителем и постоянным заказчиком вплоть до смерти графа в 1918 году. Граф Гуэль предоставил Гауди полную свободу, позволив тем самым самовыражаться. Все то, что построил Антонио для Гуэля, стало коллекцией шедевров, которыми так гордится Барселона.

Первой работой Гауди для графа Гуэль было строительство графского поместья в округе Гарраф (1884-1887). Уцелевшими остались только ворота с кованым драконом, появление могучего чудовища на воротах было очень символично, так как он входит в состав эмблемы Каталонии, а так же его изгибы повторяют очертания созвездия Дракона. В этом и был весь Гауди, все его постройки и скульптуры пронизаны символизмом. Рядом с воротами находятся входные павильоны, в которых раньше располагались конюшня, манеж и дом привратника, а теперь Центр исследований творчества Гауди. Башенки с куполами на этих павильонах напоминают книгу «Тысяча и одна ночь».

Самой же неповторимой работой Гауди для графа стало здание барселонской резиденции Гуэлей – (1886-1891). Это здание является ярким отображением собственного стиля Гауди. Уникальное сочетание материалов и многоцветие создает фантастические образы. Кровля этого здания уставлена декоративными дымоходами и вентиляционными трубами не мысленных видов, не один из которых не повторяется. Не забывал Гауди и о практичности своих зданий, благодаря огромным аркам экипажам было легко въезжать в конюшни, расположенные под домом. Внутри дома был просторный главный зал, который венчался куполом с отверстиями, так что даже днем, подняв голову, казалось, что смотришь на звездное небо. Все в этом здании разработано Гауди, балконные перила, мебель, лепнина на потолках, колонны (сорока разных форм).

Главной мечтой архитектора было строительство церквей, он был глубоко верующим человеком. К нему обратилась католическая церковь с просьбой завершить здание колледжа Сестер ордена Святой Терезы, которое было брошено другим архитектором. Средства ордена были очень скудны, так как орден дал обет бедности. Но Гауди смог придать этому зданию утонченный, изысканный стиль, украсив его не роскошно, а скромно: гербами ордена, башенками с крестами и арками.

Еще одним заказом церкви стал епископский дворец в Асторге (1887-1893), который закончить ему так и не удалось, так как академия изящных искусств в Мадриде, разрешение которой требовалось для осуществления этого проекта, затравило архитектора поправками, и он бросил работу, так как отстаивал каждый штрих на своих чертежах. Дворец был закончен другим архитектором, но сохранил от Гауди общий облик, напоминающий о средневековых замках своими башенками и контрфорсами.

Однако, безусловно, самой известной работой мастера остается Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства), выполненный в нетипичном стиле для храмовой архитектуры. Возведению собора архитектор Антонио Гауди посвятил много сил и времени, начав его в 1883 году, однако, здание так и не было завершено из-за смерти Антонио Гауди. После того, как гения не стало, проект Саграда Фамилиа так и остался незавершенным, так как Антонио не любил чертить, после него не осталось авторских чертежей. Формы и символика собора настолько сложны, а метод работы Гауди настолько уникален, что все последующие попытки продолжения возведения выглядели слишком неуверенно.

Помимо Саграда Фамилиа, в Барселоне находится 13 основных построек Антонио Гауди, придающих городу неповторимый оттенок и позволяющих создать представление о стиле гениального творца. К ним относятся Дом Мила (жилой дом, стены которого расписаны с внутренней стороны, а на плоской неровной крыше находятся каминные трубы, облицованные кусочками стекла и керамики), Дом Батльо (волнистая, чешуйчатая крыша которого напоминает гигантского змея), Ворота Миралес (округлая стена, покрытая черепицей из черепашьего панциря), Парк Гуэль (являющий собой урбанистический стиль в природе, здесь нет ни одной прямой линии, этот парк стал жемчужиной Барселоны), церковь загородной усадьбы Гуэль, дом Бельесгвард (вилла в виде готического замка с витражами сложной звездчатой формы) и конечно много других, так как, войдя «в моду» у богатых граждан не выходил из нее до конца своей жизни.

Архитектор Антонио Гауди погиб, попав под трамвай 7 июня 1926 года. Распространена информация, что в этот день в Барселоне был запущен первый трамвай и якобы именно им и был задавлен архитектор, но это всего на всего легенда. Гауди был неухоженным стариком и был принят за бездомного. Он умер через три дня 10 июня, в приюте для бездомных, но его совершенно случайно опознала пожилая женщина. И благодаря ей великого зодчего не похоронили в общей могиле, а похоронили с почестями в здании всей его жизни Храме Святого семейства, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.

По решению ЮНЕСКО парк Гуэль, дворец Гуэль и дом Мила были объявлены достоянием человечества.

о великом Антонио Гауди<<