Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам - январь 1672 г., там же) - нидерландский художник и гравёр из известной нидерландской семьи художников ван де Вельде; сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Точная дата его рождения не известна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк - 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. По его протекции Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и Паулюса Поттера. Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена, а потом стал свободным художником.

В 21 год он женился на Марии Аудекерк. Адриан ван де Вельде работал совместно с другими художниками-пейзажистами, например писал животных и людей на картинах Яна Хаккерта, Яна ван дер Хейдена, Яна Винанта, Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы.

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме.

Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.

ТВОРЧЕСТВО АДРИАНА ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ

В своих ранних работах Адриан ван де Вельде ещё находится под влиянием харлемской школы живописи и её лидеров - Паулюса Поттера и Николаса Берхема.

Пейзажи Адриана ван де Вельде отличаются тщательным выполнением деталей, гармоничностью композиции и контрастными цветовыми решениями.

В пейзаже его наставником был Винантс, в изображении фигур Вуверман, а впоследствии он подвергся сильному влиянию П. Поттера.

Адриан ван де В. превосходно изображал тишину и спокойствие в природе; его картины полны света, даль чрезвычайно воздушна. Живопись его тонка и легка, и хотя во многих картинах краски очень изменились, тем не менее, цена им на распродажах, близких к нашему времени держалась очень высоко и доходила, напр., до 30 и 50 тыс. фр.

Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении.


Фигурки кисти Адриана ван де В. встречаются в пейзажах его учителя Винантса, Мушерона, Ван дер Гейде и даже у знаменитых Рюисдаля и Гоббемы; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де В. могут быть отнесены к разряду бытовых.

Адриан ван де В. писал иногда картины религиозного содержания, напр. «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть.

The Annunciation 1667

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам — январь 1672 г., там же) — нидерландский художник и гравёр, принадлежит к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего и Эсайаса ван де Велде.

В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, нередко писал фигуры в композициях других голландских мастеров. Однако известность Адриан ван де Велде приобрел прежде всего как пейзажист.

Adr. van den Velde. Illustration from Part 3 of Arnold Houbraken"s Schouburg (1721)

Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. Он обнаружил способности к рисованию и живописи в годы первой молодости и на четырнадцатом году уже гравировал. Если эти первые его гравюры несовершенны, то впоследствии он выполнял их очень хорошо. По протекции отца Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и . Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман , но в его произведениях больше естественности и простоты, свободного демократизма образов.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена , а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк.

В пейзажах Велде главную роль играют дали, почва, облака — во всем воздушная перспектива; но он не изображал леса по преимуществу. Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении. Фигурки кисти Адриана ван де Велде встречаются в пейзажах его учителя Яна Вийнантса , у Яна Хаккерта , Яна ван дер Хейдена , Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы ; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де Велде могут быть отнесены к разряду бытовых.

Для его живописи также характерны свежесть и яркость цветовых решений. При этом пейзажи художника отличают изысканная нарядность, приукрашенность (облагороженность) изображаемого, придающие им своеобразную идилличность. Таковы его картины "Ферма", "Коровы на пастбище" (Картинная галерея, Дрезден), "Пейзаж со стадом коров" (1671. Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Романтичностью наполнены морские пейзажи А. ван де Велде. Среди них одно из самых известных произведений художника - "Берег моря в Схевенингене" (1658. Картинная галерея, Кассель). Другие известные произведения: "Аллегория". 1663. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Охота". ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, напр. "Снятие со креста" (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.



Hilly landscape with high road (Rijksmuseum , Amsterdam)



Winter scene with a group of golfers on a frozen river (1654-1672, Manchester City Art Gallery)


Коза и козленок. (1655-72, National Gallery , London)


A Farm with a Dead Tree (1658, National Gallery , London)


Школа верховой езды (ок.1658, North Carolina Museum of Art , Raleigh)


Cattle and Goats in a Meadow (1658, Частная коллекция)


Опушка леса (1658, National Gallery , London)

Коровы на пастбище (1658, Berlin - Gemäldegalerie)


Песчаное побережье в Схевенинге. (1658, Картинная галерея. Кассель)


Дюны в Схевенингене (ок.1659, Indianapolis Museum of Art , Indiana)


Carriage on the Beach at Scheveningen (1660, Лувр , Париж)


Остановка в пути (1660, Эрмитаж , С.-Петербург)


A Landscape with a Farm by a Stream (1661, National Gallery , London)


Landscape in summer (ок.1661, Museum Bredius , Netherlands)


Peasants with Cattle fording a Stream (ок.1662, National Gallery , London)


Горный пейзаж с крупным рогатым скотом (1663, Rijksmuseum , Amsterdam)


Animals near a Building (1663, National Gallery , London)


Спящие пастухи Sleeping Shepherds (1663, Cleveland Museum of Art , Ohio)


Arcadian landscape with resting herdsmen and cattle (1664, Rijksmuseum , Amsterdam)


Pastoral Landscape with Ruins, (1664, Art Institute of Chicago)


Landschaft mit Herde und Hirten (1664, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)


Landscape with cattle and figures (1664, Fitzwilliam Museum at the University of Cambridge)


Animals by the River (1664, Лувр, Париж)


Strandgezicht (1665, Mauritshuis Royal Picture Gallery , The Hague)


Моление о чаше (1665, Частная коллекция)


Milking a Cow (1666, Частная коллекция)


Cattle in a field, a village beyond a wood (Norwich Museums , England)


Haymakers Resting in a Field


The Farm (1666, Staatliche Museen, Berlin)


Паром (1666, Rijksmuseum , Amsterdam)


Семейный портрет в пейзаже. (1667, Rijksmuseum Amsterdam)

Благовещение (1667, Rijksmuseum Amsterdam)


Св. Иероним (Pommersfelden, Schloss Weißenstein)


Frozen Canal with Skaters and Hockey Players (1668, Лувр, Париж)


Golfers on the Ice near Haarlem (1668, National Gallery , London)


Развлечения на льду (1669,Gemldegalerie,Dresden, Germany)


The hunting party (1669,

Хенри (Анри) Клеманс ван де Велде (3 апреля 1863, Антверпен — 1957, коммуна Оберегери) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.

Цитата поста michletistka

Вот позирует фотографу семья художника:


Доченьки с бантиками, в цветастых платьицах - интернат на выпасе, да и только...


Домик, на фоне которого семейство чаевничает - построен архитектором в Веймаре.


Не плохая такая дачка. "Высокие тополя" сегодня выглядят не совсем так, как при жизни создателя.

Еще один семейный особняк, собственно, первый, с которого началась слава архитектора, Ван де Вельде построил в местечке Уккеле под Брюсселем в 1895 году.


Красиво, но красные львы у входа, имхо, все опошляют...

Впрочем там, где здания предназначены для общественного использования Ван де Вельде становится интереснее:
Архив Ницше в Веймаре:


Слева - сестра Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше. Снимок сделан в 1904 году.
Ничего так размерчики? Шляпка дамы на уровне дверных ручек...

А это - комната для чтения внутри архива. Мебель и все оформление спроектированы Ван де Вельде.

А вот этот монстр, так и не построенный, должен быть стать Nicshe-stadium

Еще один проект - музей прикладного искусства в Веймаре.


Вроде бы все хорошо, но меня напрягают глухие стены фасада.

А вот это чудо - Гавана-Табакко компани.


Больше всего интересует, кто раскладывал коробочки по стеллажам...

Неожиданный штрих - салон императорского брадобрея Франсуа Хаби в Берлине. 1901 год.

Квартира графа Кесслера. 1902 год.


Эх, мне бы пожить среди панелей Мориса Дени...

Другой ракурс

Фолькванг-музей в Хагене. Если правильно понимаю, Вельде его только декорировал, и не все здание, а преимущественно вход и вестибюль.

А вот это мне, пожалуй, нравится:


1906 год. Холл музея прикладного искусства в Дрездене.
Живопись принадлежит Людвигу фон Хофманну.

Здание которое на тебя недобро смотрит - Веркбунд-театр в Кельне. Построен в 1914 году, до наших дней не сохранился.

Отдельно покажу несколько выставочных интерьеров.


Брюссель. 1902 год.


1905 год. Галерея Арнольд в Дрездене

Картинки посканены с книжки "Ар Нуво" Клауса-Юргена Зембаха

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам — январь 1672 г., там же) — нидерландский художник и гравёр, принадлежит к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего и Эсайаса ван де Велде.

В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, нередко писал фигуры в композициях других голландских мастеров. Однако известность Адриан ван де Велде приобрел прежде всего как пейзажист.

Adr. van den Velde. Illustration from Part 3 of Arnold Houbraken"s Schouburg (1721)

Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. Он обнаружил способности к рисованию и живописи в годы первой молодости и на четырнадцатом году уже гравировал. Если эти первые его гравюры несовершенны, то впоследствии он выполнял их очень хорошо. По протекции отца Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и . Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман , но в его произведениях больше естественности и простоты, свободного демократизма образов.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена , а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк.

В пейзажах Велде главную роль играют дали, почва, облака — во всем воздушная перспектива; но он не изображал леса по преимуществу. Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении. Фигурки кисти Адриана ван де Велде встречаются в пейзажах его учителя Яна Вийнантса , у Яна Хаккерта , Яна ван дер Хейдена , Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы ; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де Велде могут быть отнесены к разряду бытовых.

Для его живописи также характерны свежесть и яркость цветовых решений. При этом пейзажи художника отличают изысканная нарядность, приукрашенность (облагороженность) изображаемого, придающие им своеобразную идилличность. Таковы его картины "Ферма", "Коровы на пастбище" (Картинная галерея, Дрезден), "Пейзаж со стадом коров" (1671. Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Романтичностью наполнены морские пейзажи А. ван де Велде. Среди них одно из самых известных произведений художника - "Берег моря в Схевенингене" (1658. Картинная галерея, Кассель). Другие известные произведения: "Аллегория". 1663. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Охота". ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, напр. "Снятие со креста" (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.



Hilly landscape with high road (Rijksmuseum , Amsterdam)



Winter scene with a group of golfers on a frozen river (1654-1672, Manchester City Art Gallery)


Коза и козленок. (1655-72, National Gallery , London)


A Farm with a Dead Tree (1658, National Gallery , London)


Школа верховой езды (ок.1658, North Carolina Museum of Art , Raleigh)


Cattle and Goats in a Meadow (1658, Частная коллекция)


Опушка леса (1658, National Gallery , London)

Коровы на пастбище (1658, Berlin - Gemäldegalerie)


Песчаное побережье в Схевенинге. (1658, Картинная галерея. Кассель)


Дюны в Схевенингене (ок.1659, Indianapolis Museum of Art , Indiana)


Carriage on the Beach at Scheveningen (1660, Лувр , Париж)


Остановка в пути (1660, Эрмитаж , С.-Петербург)


A Landscape with a Farm by a Stream (1661, National Gallery , London)


Landscape in summer (ок.1661, Museum Bredius , Netherlands)


Peasants with Cattle fording a Stream (ок.1662, National Gallery , London)


Горный пейзаж с крупным рогатым скотом (1663, Rijksmuseum , Amsterdam)


Animals near a Building (1663, National Gallery , London)


Спящие пастухи Sleeping Shepherds (1663, Cleveland Museum of Art , Ohio)


Arcadian landscape with resting herdsmen and cattle (1664, Rijksmuseum , Amsterdam)


Pastoral Landscape with Ruins, (1664, Art Institute of Chicago)


Landschaft mit Herde und Hirten (1664, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)


Landscape with cattle and figures (1664, Fitzwilliam Museum at the University of Cambridge)


Animals by the River (1664, Лувр, Париж)


Strandgezicht (1665, Mauritshuis Royal Picture Gallery , The Hague)


Моление о чаше (1665, Частная коллекция)


Milking a Cow (1666, Частная коллекция)


Cattle in a field, a village beyond a wood (Norwich Museums , England)


Haymakers Resting in a Field


The Farm (1666, Staatliche Museen, Berlin)


Паром (1666, Rijksmuseum , Amsterdam)


Семейный портрет в пейзаже. (1667, Rijksmuseum Amsterdam)

Благовещение (1667, Rijksmuseum Amsterdam)


Св. Иероним (Pommersfelden, Schloss Weißenstein)


Frozen Canal with Skaters and Hockey Players (1668, Лувр, Париж)


Golfers on the Ice near Haarlem (1668, National Gallery , London)


Развлечения на льду (1669,Gemldegalerie,Dresden, Germany)


The hunting party (1669,

» участника Nicola_Perscheid_-_Henry_van_de_Velde_1904.jpg : Nicola Perscheid derivative work: Amano1 (talk ) - Nicola_Perscheid_-_Henry_van_de_Velde_1904.jpg . Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада .

Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств.

В 1884—1885 годах он продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства».

В 1888 году был принят в авангардистское общество «Ле Вингт», где познакомился с Гогеном и Моррисом. Первый период творческой жизни ван де Велде — до 1900 года — период творческого самоопределения.

Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

В 1892 г. ван де Вельде принял решения оставить занятия живописью и целиком посвятить себя прикладному искусству. Желание делать "реальные вещи" постепенно привело художника к увлечению архитектурой, и в 1895 г. он спроектировал собственный дом "Блуменверф" (Bloemenwerf) в Уккеле близ Брюсселя.

Это здание стало типичным образцом стиля модерн с его отказом от прямых линий и углов в пользу более органичных, "природных" форм. По мысли архитектора, искусство призвано облагораживать все стороны жизни человека - отсюда столь пристальное внимание ван де Вельде к деталям. Даже дизайн столовых приборов для своего дома мастер придумывал сам.

С конца 1890-х годов творчество ван де Вельде начало пользоваться большим успехом в Германии. Особую популярность он снискал в качестве дизайнера мебели и интерьеров. В 1900 г. он окончательно перебрался в Германию, а через два года выполнил в стилистике модерна внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума (Folkwang Museum) в Эссене.

В 1902 г. ван де Вельде переехал в г. Веймар, где основал Школу искусств и ремесел. Именно из этого учебного заведения через полтора десятка лет родился легендарный Баухаус. Ван де Вельде также принадлежит проект нового здания (Kunstschule), примечательный отказом от формальной экстравагантности и декора в пользу архитектурного рационализма.

В течение следующих пяти лет ван де Вельде работал над целым рядом проектов, наиболее знаменитыми из которых стали его собственный дом "Высокие тополя" (Haus Hohe Pappeln, 1908) в пригороде Веймара, а также здание театра Веркбунда в г. Кельн (1913).

В 1917 г. ван де Вельде покинул Германию. Проработав несколько лет в Швейцарии, он вернулся на родину и в 1925 г. встал во главе Высшего института декоративного искусства (Брюссель). С 1933 года ван де Вельде работал над проектом здания Музея Кроллер-Мюллер (Kröller-Müller Museum, Оттерло, Нидерланды). Эта работа архитектора отличается простотой и функциональностью, мало напоминающей о былом увлечении мастера эстетикой модерна.

Последние годы жизни ван де Вельде были посвящены созданию мемуаров. Однако архитектору так и не доведелось увидеть свою книгу напечатанной. "История моей жизни", написанная ван де Вельде, увидела свет лишь спустя пять лет после его смерти в 1957 году.


Вот позирует фотографу семья художника:


Домик, на фоне которого семейство чаевничает - построен архитектором в Веймаре.


"Высокие тополя" сегодня выглядят не совсем так, как при жизни создателя.

Еще один семейный особняк, собственно, первый, с которого началась слава архитектора, Ван де Вельде построил в местечке Уккеле под Брюсселем в 1895 году.


Красиво,

Архив Ницше в Веймаре:


Слева - сестра Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше. Снимок сделан в 1904 году.
Шляпка дамы на уровне дверных ручек...

А это - комната для чтения внутри архива. Мебель и все оформление спроектированы Ван де Вельде.


Еще один проект - музей прикладного искусства в Веймаре.


Вроде бы все хорошо, но меня напрягают глухие стены фасада.

А вот это чудо - Гавана-Табакко компани.


Больше всего интересует, кто раскладывал коробочки по стеллажам...

Неожиданный штрих - салон императорского брадобрея Франсуа Хаби в Берлине. 1901 год.

Квартира графа Кесслера. 1902 год.


Эх, мне бы пожить среди панелей Мориса Дени...

Другой ракурс

Фолькванг-музей в Хагене. Если правильно понимаю, Вельде его только декорировал, и не все здание, а преимущественно вход и вестибюль.

А вот это мне, пожалуй, нравится:


1906 год. Холл музея прикладного искусства в Дрездене.
Живопись принадлежит Людвигу фон Хофманну.

Здание которое на тебя недобро смотрит - Веркбунд-театр в Кельне. Построен в 1914 году, до наших дней не сохранился.

Отдельно покажу несколько выставочных интерьеров.


Брюссель. 1902 год.


1905 год. Галерея Арнольд в Дрездене

Картинки посканены с книжки "Ар Нуво" Клауса-Юргена Зембаха