Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

С учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.

1. По содержанию и целевому назначению можно выделить следующие:

1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).

В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т.п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:

— краткая справка об авторе;
— вкратце — о форме (жанре) текста;
— информация о том, чему посвящен текст;
— описание содержания документа;
— причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
— описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
— информация о целевой читательской аудитории произведения.

Пример справочной аннотации:

Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.

«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».


2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.

— информация об авторе;
— характеристика авторского творчества в целом;
— характеристика данного произведения;
— оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
— описание особенностей стилистических и художественных приемов;
— описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
— указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию аннотации бывают:

1) Общими — они характеризуют книгу в целом.

Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.

Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.

Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.

…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».

3. По объему аннотации бывают:

1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.

Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.

Пример краткой аннотации к книге:

«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».

2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.


4. Еще один тип — обзорная аннотация.

Иногда ее еще называют групповой.

Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).

Пример обзорной аннотации:

Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».

Фомин Олег Владимирович

Республиканская научно-практическая конференция « Истоки»

Секция - Фотография

II место в конференции

Великое в малом. В фокусе – природа Шумерли.

Фомин Олег, СОШ № 1 г. Шумерля,11 класс

Научный руководитель: Фомина Вера Александровна, учитель ИЗО СОШ № 1 г. Шумерля

Среди шумных дубрав и сосновых боров, на берегу третьего по величине притока Волги – Суры - расположился небольшой и красивый городок Шумерля. Многое можно рассказать об истории моего родного города, о людях, живущих в нём. Я же хочу показать природу Шумерли, ту которая окружает нас повседневно, ту, которую иногда просто не замечают.

Для аннотации к фотографиям я выбрал хокку – лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой.Своими работами я хочу пробудить у зрителя его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях.

Аннотация к фотографии «Ландыш»

Лес майский в дымке.

Ландыша в балке цветок –

Символ весенний.

В городском парке однажды весной я увидел чудо – цветок ландыша. На ниточках стебелька дрожали белые жемчужины бутонов среди изумрудной зелени листьев. Свежесть и чистота присущи этим цветам. Заворожённый, я вдыхал благоуханный аромат и мечтал о предстоящем лете.

Аннотация к фотографии «Яблоня»

Июль в разгаре.

Не скоро будет осень.

Яблоко на ветке поспеть успеет.

Весной наш сад утопал в пенном пожаре бело-розовых яблоневых цветов. В июле деревья склонилась под тяжестью плодов. На их коре бусы росы переливаются на солнышке. А под деревьями – свежая зелень трав. Из окна моей комнаты я смотрю на сад, и счастье просыпается со мной каждое утро. А сад, будто понимая это, за короткое время стремится показать все свое великолепие: и звуки, и краски, и запахи.

Аннотация к фотографии «Улыбка розы»

Роза проснулась в ночи.

Капли дождя разбудили

Её улыбку.

Прекрасная принцесса! Можно с вами познакомиться? Ваши яркие лепестки так трепетны и нежны. Благоухание аромата исходит от ваших бутонов. Капельки дождя омывают Вас. Вы так прекрасны, что можно смотреть на это очарование до бесконечности…

Аннотация к фотографии «Черёмуховый рай»

Черёмухи белая кипень

Заворожила пчелу.

Осенью мёд будет.

Родной город … Название моего города происходит, согласно одной из версий, от чувашского слова «Çĕмĕртлĕх», что в переводе означает «местность, усеянная черёмухой». Куда бы ни забросила нас судьба, о своей малой родине мы всегда вспоминаем с любовью в сердце и теплотой в душе. Родные места у каждого отзываются в памяти то в образе рябины под окном, то в виде березы, наряженной в желтое покрывало… А я свой любимый город Шумерля буду вспоминать в кипении черёмухового цвета.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВЕЛИКОЕ В МАЛОМ. В ФОКУСЕ – ПРИРОДА ШУМЕРЛИ АВТОР: Фомин Олег, 1 1 класс МБОУ «СОШ №1» РУКОВОДИТЕЛЬ: Фомина В.А., учитель ИЗО МБОУ «СОШ №1» г. Шумерля, Чувашская Республика

Лес майский в дымке. Ландыша в балке цветок – Символ весенний. Ландыш

Июль в разгаре. Не скоро будет осень. Яблоко на ветке поспеть успеет. Яблоня

Роза проснулась в ночи. Капли дождя разбудили Её улыбку. Улыбка розы

Черёмухи белая кипень Заворожила пчелу. Осенью мёд будет. Черёмуховый рай


"Фотографии на память " Марии Мартиросовой - это не просто история жизни, которую довелось прожить одной маленькой армянской девочке в Баку, это история одной души, переполняемой как радостью, так и болью. Это уже рассказ не о конкретном человеке, а о нас всех. Мы уже не просто читатели - мы участники. И мы ясно видим, как внезапно вспыхивает национальная вражда, как хрупко бывает благополучие и как заразна ненависть. И как сопротивляются этому мудрость, любовь и надежда.
Повесть "Фотографии на память" получила премию им. А. Гайдара от журнала "Пионер" и вошла в шорт-лист Национальной детской...

Читать полностью

Наша жизнь - это альбом с фотографиями, в котором, как правило, остаются лишь самые главные воспоминания. У каждого они свои. И эта книга - альбом Маргарет Манукян. Некоторые ее фотографии подчас размыты и нечетки - это воспоминания детства; какие-то слишком стремительны - это моменты, которые в одночасье изменили ее жизнь; какие-то болезненно статичны, ведь боль всегда въедается надолго.
"Фотографии на память" Марии Мартиросовой - это не просто история жизни, которую довелось прожить одной маленькой армянской девочке в Баку, это история одной души, переполняемой как радостью, так и болью. Это уже рассказ не о конкретном человеке, а о нас всех. Мы уже не просто читатели - мы участники. И мы ясно видим, как внезапно вспыхивает национальная вражда, как хрупко бывает благополучие и как заразна ненависть. И как сопротивляются этому мудрость, любовь и надежда.
Повесть "Фотографии на память" получила премию им. А. Гайдара от журнала "Пионер" и вошла в шорт-лист Национальной детской литературной премии "Заветная мечта".
"Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чём-то хорошем, ему обязательно захочется это хорошее сделать снова. А если плохое не забыл, то, значит, никогда больше его не повторит".
По словам Марии Мартиросовой, "Фотографии на память" были написаны для очень узкого круга читателей - в дальнейшем вовлеченных в действие повести и, конечно, не хуже ее знавших, что на самом деле происходило в Баку в 1947-1989 гг. Поэтому возможность крупномасштабного художественного вымысла была исключена с самого начала. "Прощались" лишь небольшие вольности вроде смены имён героев, профессий и т.д. Хотя одно имя так и не было изменено - дяди Вовино. Он до сих пор живет в США, любит и переживает за свою приёмную дочь Татьяну, периодически перечитывает журнальный вариант повести и просит Марию написать ещё что-нибудь о Баку.
Для старшего школьного возраста.