Композиция спектакля

1. Начало. Известие о ревизоре

2. Встреча Городничего и Хлестакова

3. Смотр заведений

4. Что у трезвого на уме… (Хлестаков в доме городничего)

5. Правила дачи взяток

6. Любовная интрижка

7. Окончание. Известие о ревизоре

Выделив основные сцены я принялся за компоновку композиции.

Имея некоторый опыт написания сценариев, в своей работе над “Ревизором” я постарался сразу, при составлении текста прописывать режиссёрские ремарки. Компонуя и переставляя сцены, добавляя или удаляя слова героев пьесы я добился чётко выверенной композиции на час сценического времени.

Темпо-ритмическая партитура

1. Начало.

1. Бал у городничего

2. Письмо о приезде ревизора

3. Ревизор в городе по словам Бобчинского-Добчинского

4. Указания городничего.

2. Встреча городничего и Хлестакова

1. Монолог Осипа

2. Вход Хлестакова

3. Неприятный обед

4. Разговор городничего

5. Предложение переезда в дом городничего

3. Смотр Заведений

Т 1. Появление девушек

Е 2. Появление чиновников - официантов

М 3. Опьянение Хлестакова

П 4. Встреча городничим и его женой в доме

4. Что у трезвого на уме… (в доме у городничего)

1. Разговор Осипа и Мишки

2. Разговоры Хлестакова

3. Падение Хлестакова

4. Размышления Городничего по поводу Хлестакова

5. Правила дачи взяток

1. Обряд Взяточников

2. Судья Ляпкин - Тяпкин

3. А.Ф. Земляника

4. Л.Л. Хлопов

5. Почтмейстер и Бобчинский - Добчинский

6. Подсчёт денег Хлестаковым

7. Любовная интрижка и отъезд Хлестакова

1. Восточные танцы дочерей судьи

2. Вход Марьи Антоновны

3. Вход Анны Андреевны

4. Вход Марьи Антоновны

5. Вход городничего, благословение “ревизора”

6. Отъезд Хлестакова

7. Окончание

1. Мечты городничего

2. Приход чиновников на бал

3. Письмо о том, что Хлестаков не настоящий ревизор

4. Монолог - раскаяние городничего

5. Приезд настоящего ревизора

6. Ревизор берёт взятку. Продолжение бала

Жанр спектакля

Комедия, а это огромные и внутренние затраты при работе с ролью и внешние, то есть физические. Поэтому роль Хлестакова я доверил себе, ибо имея небольшой опыт пребывания на сцене, смогу вести в сценах. Так же на роль городничего был приглашен студент медицинского института, который тоже не раз бывал на сцене и плюс ко всему личный опыт поможет создать интересный образ чиновника. Составляя спектакль, перенося сцены в различные места, переставляя или убирая фразы, компонуя заново куски, я добился более сильной концентрации текстовой, смысловой…

Постоянно происходят нагнетания в сценах, нужное оставлено, что актуально сейчас, что может ударить в точку. Но авторский текст, с комедийными вставками, событиями, которые автор писал для комичности произведения, оставлены или сведены к конкретному, понятному зрителю минимуму.

Комедия - это основное состояние пьесы, но для себя и исполнителей решил обозначить жанр как “сцены из жизни провинциального города".

План
Введение
Сцена дачи взятки происходит, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков - ревизор.
Основная часть
Хлестаков уверен, что угождают ему «из чистого сердца»:
а) Хлестаков и судья;
б) Хлестаков и почтмейстер;
в) Хлестаков и Лука Лукич;
г) Хлестаков и Земляника;
д) Хлестаков и Добчинский и Бобчинский.
Заключение
Сцена дачи взятки важна для раскрытия характеров героев.
Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков - настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»),
Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно
отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья - хороший человек!».
Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».
Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.
Бобчинский и Добчинский - помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узако- нить внебрачного сына, другой - просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.
Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.

Уже в четвертом гоголевском акте все чиновники небольшого города из комедийной пьесы окончательно поверили в то, что Хлестаков , который по замыслу автора случайно оказывается в этом месте, является важнейшим чиновником. Все они думают, что этот мнимый ревизор должен проверить работу подведомственных государству учреждений, поэтому так сильно его боятся. И это позволило человеку, который ничего интересного собой не представляет, вдруг стать кем-то. Тем, кого они и хотели бы увидеть в нем. Сам автор его характеризует, что он пустой и никчемный человек - «пустышка», и добавляет, что тот «фитюлька».

Получается, что главный герой стал тем, кем его и хотели видеть. И вот теперь чиновники усердно стараются хоть немного сохранить свои подведомственные учреждения от каких-либо проверок. Они пытаются полностью обезопасить себя. А для этого они решают дать деньги, думая, что это самое чудесным решение, ведь в их мире все можно продать и все покупается. Как предлагает один из чиновников маленького города, «подсунуть» деньги ревизору, как это происходит, по мнению Артемия Филипповича, во всем «благоустроенном» обществе. А к ревизору все городские чиновники одеваются так, словно на парад. Они в мундирах и стараются выглядеть так, чтобы произвести положительное мнение на «ревизора». Так выглядит официальное представление так называемых «отцов города» перед лживым ревизором.

Чтобы показать, каково внутреннее состояние чиновников автор использует более точные ремарки, которые дают пояснение. Они - то и позволяют увидеть, как велик страх у чиновников, насколько они подобострастны и услужливы во всем. Гоголь так позывает их: «вытянувшись», «придерживая рукой шпагу». А когда они начинают дрожать перед проверяющим, то автор уже использует такие выражения: «потерявшись», стал ронять на пол много ассигнаций. Все действия чиновники выполняли по гоголевским репликам «поспешно» и все их тело дрожало от испуга и страха.

Иван Александрович, которого случайным образом приняли за проверяющего, не может даже догадаться о том, в чем истинная причина услужливости местного чиновничества по отношению к нему. А ведь они все так услужливы и внимательны, что Хлестаков вскоре даже начинает думать о том, что все это происходит, потому что он обладает самыми превосходнейшими качествами личности, которые и покорили местных чиновников. Поэтому он так смело и наивно играет роль гостя из высшего света, который любезен и благодарен этим людям за «теплый» прием.

Конечно же, темы для разговоров со всеми посетителями предлагает сам мнимый ревизор. И если сделать хоть небольшой анализ, то сразу же можно заметить, как невежественны его речи, скудны и убоги его интересы. Есть у него и сильнейшие слабости: это, прежде всего, сигары и женский пол, который никогда не может оставить его равнодушным. Любит Хлестаков хорошо и сытно покушать. А дальше его мысли взлетают еще выше. Например, он рассуждает о том, что ему больше нравится орден Владимира, а вот остальные уже ему нравится не так сильно. Хотя у него нет ничего, и заслуг-то у него тоже нет, чтобы ордена ему давать.

А как нелепо и смешно выглядят его вопросы к Луке Лукичу, у которого он все хотел узнать, какие же женщины ему нравятся больше всего: брюнетки или блондинки. А затем он еще и смог набраться смелости, чтобы заявить всем присутствующим о том, что в его глазах есть что-то такое неопределенное, которое так сильно действует на людей, что у них появляется вдруг робость. И когда он все это высказывает, и, понимая, что даже тема, где он рассказал о том, что он любит, довольно бедна, Хлестаков просто уже не знает, о чем же еще можно поговорить, поэтому в разговоре с Земляникой пытается сказать хоть какие-то фразы. Например, что он забывает фамилию своего собеседника и это же показывает его невежество.

Но и дальше разговор с Земляникой строится в виде странного диалога. Он, например, интересуется, есть ли у него дети. А когда узнает, что их пятеро, а двое даже взрослых, то задает свое глупые вопросы: «А как они того?». Но такого собеседника даже мнимый ревизор выбирает себе не случайно, так как Земляника все-таки выделятся среди остальных чиновников уездного города. Так, Артемий Филиппович с большой легкостью совсем за небольшой срок смог предать всех своих приятелей и даже родственников. А он их вот так «закладывает» только лишь с одной целью, чтобы продвинуться по службе. Сам автор так интересно описывает этого городского чиновника: смотритель местного училища. И тут же поясняет, что непонятно вообще, как ему вообще дали эту должность.

Но тут же обращает внимание и то, как сам Хлестаков реагирует на такое предложение, как не только ему рассказать обо всех, но и написать такой донос на бумаге. Он считает это забавным, поэтому сообщает Землянике, что такой донос ему будет очень приятным сюрпризом, и тогда, когда ему скучно, то он сможет прочесть и что-то забавное в этом доносе». Хлестаков посещает каждого чиновника и у каждого из них он берет деньги, якобы взаймы. И если первым оказывается судья, с которым такое денежное движение происходит совершенно случайно, то потом ему это начинает нравиться. А когда он входит уже во вкус, то начинает понимать: происходит что-то необычное и важное и эти деньги дают ему с удовольствием непросто так. Но это Хлестакова не останавливает, а только прибавляет желания.

И вдруг основной персонаж понимает, что его принимают за кого-то другого, какое-то важное, а может быть, даже государственное лицо. Но это его не останавливает, а лишь приводит к тому, что он действует быстро. Так, он старается выслушать внимательно всех, кто к нему обращается. И это так происходит, как это мог сделать важный чиновник, за которого его и принимают. Вот тут начинает проявляться новая манера общения для основного персонажа. И возникает она под воздействием той атмосферы, в которую он попадает. Так, эта атмосфера угодничества и раболепства. И каждый чиновник, который приходит к Хлестакову, чтобы представиться лишь только усиливает эту атмосферу и укрепляет новую манеру общения главного героя.

Но все-таки гоголевский персонаж так до конца и не понимает, что же это за взятки такие и зачем они ему даются. А ведь они имеют определенные цели. А наивный Хлестаков считает, что это чиновники уездного города так милы и что у них так чудесно заведено, поэтому ему так приятно общаться с этими учтивыми, приятными и все понимающими людьми. А ведь на самом деле гоголевский герой столь наивен и недалек, что он не способен завести какую-то интригу и вести действия, он может лишь только сам слепо следовать этому действию. В этом и есть своеобразие и необычность гоголевского сюжета о необыкновенном и странном ревизоре.

Спектакль «Спасти Хлестакова_?» по мотивам пьесы Гоголя «Ревизор»

Театр «Содружество актеров Таганки» нечасто собирал полный зал и радовал новыми спектаклями. В конце 2018 года премьера «Спасти Хлестакова_?» по мотивам пьесы Гоголя «Ревизор» прошла очень успешно. Актеры словно дорвались до ролей, играли самозабвенно и с удовольствием. Трудно назвать неудавшиеся образы, даже роли второго плана были сыграны великолепно.

Особенно понравилась игра Алексея Финаева-Николотова (Хлестаков), Дениса Муляра (Лука Лукич, смотритель училищ) и Нико Саладзе и Баина Бовальдинова (по нескольку ролей – слуги, крысы и пр.). Они были пластичными, харАктерными, эмоционально-насыщенными.

Большая роль в успехе спектакля, бесспорно, принадлежит Марии Федосовой – режиссеру-постановщику спектакля. Ей удалось вдохнуть современный стиль в эту классическую пьесу. Костюмы, грим, музыка, стихи – прекрасно дополнили замысел постановки.

Много интересных находок интриговали зрителей на протяжении всего действия: изумительная реальная парная на сцене, настоящие лужи, имитация бассейна, вынос игры со сцены в зрительный зал и пр. Единственным минусом, на наш взгляд, сбыл цыганский номер, не несущий особой идейной нагрузки и увеличивший продолжительность и так длинного спектакля.

Марии Федосовой удалось перенести актуальность событий XIX века в наше время. Спектакль кричит про уходящее (?) поколение воров, взяточников, лицемеров, коррупционеров. А в Хлестакове так и видишь собирательный образ современного молодого человека, выпускника ВУЗа, не нашедшего себе достойного занятия, всего в долгах, несущегося по жизни как перекати-поле. Это во многом про поколение нынешней молодежи, не умеющей ориентироваться в сложной ситуации, зарабатывать деньги собственным умением и знаниями, считающей, что все им должны и обязаны.

Спектакль заканчивается тем, что Хлестаков, набрав, якобы взаймы, кучу денег, «охмурив» дочь главы администрации, убегает из города, не преминув описать всё с ним случившееся другу-журналисту для публикации в прессе (фейсбука тогда еще не было). Что же с ним стало? Гоголь ответа не дает. А если порассуждать? Возможны варианты. У Марии Федосовой Хлестаков погибает. Можно ли было его спасти? Думаю, что нам всем надо спасать хлестаковых, которых мы сами вскармливаем своим поведением, примером, воспитанием.

Надеемся, что подобные спектакли театра послужат его возрождению.

Л.И. Королева-Мунц, Инесса Ланская,
ноябрь, 2018 г.

Театр » Спектакль "Спасти Хлестакова_?". Москва, 2018

Р оль Хлестакова стала когда-то стартовой для молодого актера Малого театра Юрия Соломина. Он сыграл ее в спектакле Игоря Ильинского. Много позже Юрий Мефодьевич поставил «Ревизора», отдав главную роль своему брату Виталию Соломину. И вот в 2006 году мастер в третий раз взялся за великую пьесу Гоголя. Этот «Ревизор» с успехом идет на сцене Малого уже десять лет. Его спокойно можно показывать детям, не опасаясь неожиданностей в трактовке произведения из школьной программы.

Малый театр - бастион академизма, за что нередко он подвергается критике прогрессивных деятелей сценического искусства и продвинутых зрителей. Но академизм - отнюдь не синоним косности. В Малом чтут отечественную театральную традицию и не позволяют себе вольничать с текстами Островского, Пушкина, Чехова, Гоголя. «Творческий коллектив спектакля следует замыслу автора, его «духу и букве», - заявляют создатели «Ревизора» в аннотации к спектаклю. Действительно, тут подошли к бессмертной комедии со всем уважением. Попыток осовременить материал XIX века не делали. Темы российского чинопочитания, взяточничества, трепета провинции перед столицей и так не перестают быть актуальными, так что персонажи Гоголя вовсе не нуждаются в том, чтобы их переодевали из сюртуков в свитера и джинсы.

Мы привыкли видеть в роли городничего актеров преклонного возраста, а в спектакле Юрия Соломина и Василия Федорова градоначальника сыграл совсем не старый артист Виктор Низовой. Это очень темпераментный, яркий характерный актер, и его Антон Антонович стал серьезным конкурентом Хлестакову в исполнении Дмитрия Марина. Прекрасную галерею образов провинциальных чиновников создали замечательные актеры Малого театра Александр Клюквин (Земляника), Борис Невзоров (Ляпкин-Тяпкин), Алексей Кудинович (Хлопов), Владимир Носик (Гибнер). В роли супруги городничего Анны Андреевны - Инна Иванова, которая в первые годы жизни спектакля играла Марью Антоновну. Теперь дочь градоначальника играет Ольга Жевакина. Не такая уж большая разница в возрасте актрис, играющих мать и дочь, делает более естественной борьбу их героинь за симпатию заезжего столичного гостя.

Стоит отметить художественное оформление спектакля. Усилия художника были направлены на то, чтобы подчеркнуть провинциальность места, в которое угодил Хлестаков. Дом городничего предстает не привычным ампирным особняком с колоннами, но деревянным домиком со скрипучей лестницей и геранями в окошках. Мебель являет собой наглядный пример «смеси французского с нижегородским»: диваны с подлокотниками в виде золоченых лебедей обтянуты тканью с яркими лубочными розанами. Разряженные в платья с кринолинами Анна Андреевна и Марья Антоновна выглядывают с ветхого крыльца, не покажется ли экипаж с таинственным незнакомцем, а по двору мимо них расхаживает баба с коромыслом, в затрапезном сарафане. Жизнь тут скучная, серая - потому и производит такую сенсацию появление молодого «ревизора».