(Литературное расследование)


В расследовании принимают участие:
Ведущий - библиотекарь
Независимый историк
Свидетели - литературные герои

Ведущий: 1956 год. 31декабря в «Правде» напечатан рассказ «Судьба человека» . С этого рассказа начался новый этап развития нашей военной литературы. И тут сыграли роль шолоховское бесстрашие и шолоховское умение через судьбу одного человека показать эпоху во всей сложности и во всем драматизме.

Основной сюжетный мотив рассказа - судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Его жизнь ровесника века соотнесена с биографией страны, с важнейшими событиями истории. В мае 1942 года он попал в плен. За два года он объехал «половину Германии», бежал из плена. Во время войны потерял всю семью. После войны, встретив случайно мальчика-сироту, Андрей усыновил его.

После «Судьбы человека» стали невозможны недомолвки о трагических событиях войны, о горечи плена, пережитых многими советскими людьми. В плену оказывались и очень преданные Родине солдаты и офицеры, попадавшие на фронте в безвыходное положение, но к ним часто относились как к предателям. Рассказ Шолохова как бы сдёрнул вуаль со многого, что было скрыто боязнью оскорбить героический портрет Победы.

Давайте вернемся в годы Великой Отечественной войны, в самый трагический её период - 1942-1943 годы. Слово независимому историку.

Историк: 16 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 270 , в котором говорилось:
«Командиров и политработников, во время боя сдающихся врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту, как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину»

Приказ требовал уничтожать пленных всеми «средствами как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи»

Только в 1941 году по немецким данным, в плен попали 3 млн. 800 тыс. советских военнослужащих. К весне 1942 года в живых из них осталось 1 млн. 100 тыс. человек.

Всего в годы войны из примерно 6,3 млн. военнопленных погибло около 4-х млн.

Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война, отгремели победные залпы, началась мирная жизнь советского народа. Как сложилась в дальнейшем судьба таких людей, как Андрей Соколов, прошедших плен или переживших оккупацию? Как наше общество относилось к таким людям?

Свидетельствует в своей книге «Моё взрослое детство» .

(Свидетельствует девушка от лица Л.М. Гурченко).

Свидетель: В Харьков стали возвращаться из эвакуации и не только харьковчане, но и жители других городов. Всех надо было обеспечивать жилплощадью. На оставшихся в оккупации смотрели косо. Их в первую очередь переселяли из квартир и комнат на этажах в подвалы. Мы ждали своей очереди.

В классе вновь прибывшие объявляли бойкот оставшимся при немцах. Я ничего не понимала: если я столько пережила, столько видела страшного, меня наоборот, должны понять, пожалеть… Я стала бояться людей, которые смотрели на меня с презрением и пускали в след: «овчарочка». Ах, если бы они знали, что такое настоящая немецкая овчарка. Если бы они видели, как овчарка ведет людей прямо в душегубку… эти люди так бы не сказали… Когда на экране пошли фильмы и хроника, в которых были показаны ужасы казни и расправы немцев на оккупированных территориях, постепенно эта «болезнь» стала уходить в прошлое.


Ведущий: … 10 лет минуло после победного 45-го года, Шолохова война не отпускала. Он работал над романом «Они сражались за Родину» и рассказом «Судьба человека».

По мнению литературоведа В. Осипова, этот рассказ не мог бы быть создан в любое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм - это сталинщина. Едва вышел рассказ - так похвалы чуть не от каждой газеты или журнала. Ремарк и Хемингуэй откликнулись - прислали телеграммы. И поныне ни одна антология советской новеллистики без него не обходится.

Ведущий: Вы прочитали этот рассказ. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вас тронуло в нем, что оставило равнодушным?

(Ответы ребят)

Ведущий: Существует два полярных мнения о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Давайте их послушаем.

(Свидетельствует юноша от лица А.И.Солженицынa)

Солженицын А. И.: «Судьба человека» - очень слабый рассказ, где бледны и неубедительны военные страницы.

Во-первых: избран самый не криминальный случай плена - без памяти, чтобы сделать это бесспорным, обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти, как было с большинством - что и как тогда?)

Во-вторых: главная проблема представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова ни слова), а именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас объявлялись предатели…

В-третьих: сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: «СМЕРШ-проверочно-фильтрационный лагерь».


Ведущий: СМЕРШ - что это за организация? Слово независимому историку.

Историк: Из энциклопедии «Великая Отечественная война»:
«Постановлением Госкомобороны от 14 апреля 1943 года образовано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» - «Смерть шпионам». Разведслужбы фашисткой Германии пытались развернуть против СССР широкую подрывную деятельность. Они создали на советско-германском фронте свыше 130 разведывательно-диверсионных органов и около 60 спецразведывательно-диверсионных школ. В действующую Советскую Армию забрасывались диверсионные отряды и террористы. Органы «СМЕРШ» вели активный розыск вражеских агентов в районах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечивали своевременно получение данных о засылке вражеских шпионов и диверсантов. После войны, в мае 1946 года органы «СМЕРШ» преобразованы в особые отделы и подчинены МГБ СССР».

Ведущий: А теперь мнение Вениамина Ларина.

(Юноша от лица В. Ларина)

Ларин В .: Рассказ Шолохова возносят только за одну тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают - безопасно для себя - истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у большого рассказа нет продолжения: как большое государство, большая власть относится к маленькому человеку, пускай и великому духом. Шолохов выдирает из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку - лозунги, лозунги, а какая, к чёрту, забота о человеке! Плен искромсал человека. Но он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся? Никому не нужен! Сирота! А с мальцом две сироты…Песчинки… И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов велик - не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему герою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий в адрес Сталина. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека - терпеливость и стойкость.

Ведущий: Давайте обратимся к творчеству писателей, которые пишут о плене, и с их помощью воссоздадим обстановку тяжелых военных лет.

(Свидетельствует герой рассказа «Дорога в отчий дом» Константина Воробьева)

Рассказ партизана: В плен я попал под Волоколамском в сорок первом, и хотя прошло с тех пор шестнадцать лет, и остался я жив, и семью развел, и все такое прочее, но рассказать о том, как я прозимовал в плену - не умею: нету у меня русских слов для этого. Нету!

Бежали мы из лагеря вдвоем, а со временем собрался из нас, бывших пленных целый отряд. Климов… восстановил нам же всем воинские звания. Понимаете, был ты, скажем до плена сержантом, - им и остался. Был солдатом - будь им и до конца!

Бывало …уничтожишь вражеский грузовик с бомбами, сразу вроде бы и выпрямится душа в тебе, и возликует там что-то - воюю же теперь не за одного себя, как в лагере! Победим же его сволоча, обязательно докончим, и вот так дойдешь до этого места до победы то есть, так и стоп!

И то, после войны сразу же потребуется анкета. А там будет один маленький вопрос - находился ли в плену? По месту этот вопрос всего лишь для ответа одним словом «да» или «нет».

И тому, кто вручит тебе эту анкету совсем не важно, что ты делал в войну, а важно, где ты был! Ах, в плену? Значит… Ну, что это значит - вы сами знаете. По жизни и по правде такое положение должно было быть совсем наоборот, а вот поди ж ты!...

Скажу коротко: ровно через три месяца мы присоединились к большому партизанскому отряду.

О том, как мы действовали до самого прихода своей армии, я расскажу другой раз. Да это, думаю, и не важно. Важно то, что мы не только живыми оказались, но и в человеческий строй вступили, что мы опять превратились в бойцов, а русскими людьми мы остались и в лагерях.

Ведущий: Давайте вслушаемся в исповеди партизана и Андрея Соколова.

Партизан: Был ты, скажем, до плена сержантом - им и оставайся. Был солдатом - будь им до конца.

Андрей Соколов : На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.

И для одного, и для другого война - тяжелая работа, которую нужно сделать добросовестно, отдать всего себя.

Ведущий: Свидетельствует майор Пугачёв из рассказа В. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»

Чтец: Майор Пугачев вспомнил немецкий лагерь, откуда он бежал в 1944 году. Фронт приближался к городу. Он работал шофером на грузовике внутри огромного лагеря на уборке. Он вспомнил, как разогнал грузовик и повалил колючую, однорядную проволоку, вырывая наспех поставленные столбы. Выстрелы часовых, крики, бешеная езда по городу в разных направлениях, брошенная машина, дорога ночами к линии фронта и встреча - допрос в особом отделе. Обвинение в шпионаже, приговор - двадцать пять лет тюрьмы. Приезжали власовские эмиссары, но он не верил им до тех пор, пока сам не добрался до красноармейских частей. Все, что власовцы говорили, было правдой. Он был не нужен. Власть его боялась.


Ведущий: Выслушав свидетельство майора Пугачева, невольно отмечаешь: его рассказ прямое - подтверждение правоты Ларина:
«Он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен! Сирота!»

Свидетельствует сержант Алексей Романов, в прошлом школьный учитель истории из Сталинграда, реальный герой рассказа Сергея Смирнова «Путь на Родину» из книги «Герои великой войны» .

(Свидетельствует читатель от лица А. Романова)


Алексей Романов: Весной 42-го я попал в интернациональный лагерь Феддель, на окраине Гамбурга. Там, в Гамбургском порту, мы пленные, работали на разгрузке кораблей. Мысль о побеге меня не оставляла ни на минуту. С моим другом Мельниковым решили бежать, продумали план побега, прямо скажем, план фантастический. Бежать из лагеря, проникнуть в порт, спрятаться на шведском пароходе и доплыть с ним в один из портов Швеции. Оттуда можно с британским судном добраться до Англии, а потом с каким-нибудь караваном союзных судов прийти в Мурманск или Архангельск. А затем опять взять в руки автомат или пулемет и уже на фронте расплатиться с гитлеровцами за все, что пришлось пережить в плену за эти годы.

25 декабря 1943 года мы совершили побег. Нам просто сопутствовала удача. Чудом удалось перебраться на другую сторону Эльбы, в порт, где стояло шведское судно. Забрались в трюм с коксом, и вот в этом железном гробу без воды, без пищи мы плыли на Родину, а ради этого мы были готовы на все даже на смерть. Очнулся через несколько дней в шведской тюремной больнице: оказалось, что нас обнаружили рабочие, разгружающие кокс. Вызвали врача. Мельников был уже мертв, а я выжил. Я стал добиваться отправки на Родину, попал к Александре Михайловне Коллонтай. Она и помогла в 1944 г. вернуться домой.

Ведущий: Прежде чем мы продолжим наш разговор, слово историку. Что говорят нам цифры о дальнейшей судьбе бывших военнопленных

Историк: Из книги «Великая Отечественная война. Цифры и факты» . Вернувшиеся из плена после войны (1 млн. 836 тыс. человек) были направлены: более 1 млн. человек - для дальнейшего прохождения службы в частях Красной Армии, 600 тыс. - для работы в промышленности в составе рабочих батальонов, и 339 тыс. (в том числе некоторая часть гражданских лиц), как скомпрометировавшие себя в плену - в лагеря НКВД.

Ведущий: Война - это материк жестокости. Оградить сердца от сумасшествия ненависти, ожесточения, страха в плену, в блокаде порой не возможно. Человек буквально подводится к вратам страшного суда. Порой вынести, прожить жизнь на войне, в окружении труднее, чем вынести смерть.

Что же общего в судьбах наших свидетелей, что роднит их души? Справедливы ли упреки адрес Шолохова?

(Выслушиваем ответы ребят)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в «Бородине», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Лев Толстой. Все это есть Андрея Соколова, у партизана из рассказа Воробьева, у майора Пугачева, у Алексея Романова.



Остаться на войне человеком - это не просто выжить и «убить его» (т. е. врага). Это - сохранить свое сердце для добра. Соколов ушел на фронт человеком, им же остался и после войны.

Чтец: Рассказ на тему трагических судеб пленных - первый в советской литературе. Писался в 1955-м! Так почему Шолохов лишен литературного и нравственного права начинать тему так, а не иначе?

Солженицын попрекает Шолохова, что писал не о тех, кто «сдался» в плен, а о тех, что «попали» или «взяты». Но не учел, что Шолохов иначе не мог:

Воспитан на казачьих традициях. Не случайно отстаивал перед Сталиным честь Корнилова примером бегства из плена. И в самом деле, человек с давних батальных времен прежде всего сочувствие отдает не тем, кто «сдался», а тем, кто «попадал-брался» в плен по неодолимой безысходности: ранение, окружение, безоружие, по измене командира или предательства правителей;

Взял на себя политическую смелость отдать свой авторитет, чтобы защитить от политической заклейменности тех, кто был честен в исполнении воинского долга и мужской чести.

Может, приукрашена советская действительность? Последние строки о горемыках Соколове и Ванюшке начинались у Шолохова так: «С тяжелой грустью смотрел я им вслед…».

Может, приукрашено поведение Соколова в плену? Нет таких упреков.

Ведущий: Сейчас легко анализировать слова и поступки автора. А может стоит задуматься: легко ли было ему прожить его собственную жизнь? Легко ли было художнику, который не смог, не успел сказать все, что хотел, и, конечно, мог сказать. Субъективно мог (хватало и таланта, и мужества, и материала!), но объективно не мог (время, эпоха, были таковы, что не печаталось, а потому и не писалось…) Как часто, как много во все времена теряла наша Россия: не созданные скульптуры, не написанные картины и книги, как знать, может быть, самые талантливые…Большие русские художники рождались не вовремя - то ли рано, то ли поздно - неугодными правителям.

В «Разговоре с отцом» М.М. Шолохов передает слова Михаила Александровича в ответ на критику читателя, бывшего военнопленного, пережившего сталинские лагеря:
«Ты что же полагаешь, я не знаю, что бывало в плену или после него? Что мне, неизвестны крайние степени человеческой низости, жестокости, подлости? Или считаешь, что, зная это, я сам подличаю?… Сколько умения надо на то, чтобы говорить людям правду…»



Мог Михаил Александрович в своем рассказе о многом умолчать? - Мог! Время научило его молчать и недоговаривать: умный читатель все поймет, обо всем догадается.

Немало лет прошло с тех пор, как по воле писателя все новые и новые читатели встречаются с героями этого рассказа. Думают. Тоскуют. Плачут. И удивляются - тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нем доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего.

Литература:

1. Бирюков Ф. Г. Шолохов: в помощь преподавателям, старшеклассникам. и абитуриентам / Ф. Г. Бирюков. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 111 с. - (Перечитывая классику).

2. Жуков, Иван Иванович. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве. - М. : Газ.-журн. об-ние "Воскресенье", 1994. - 254, с., л. ил. : ил.

3. Осипов, Валентин Осипович. Тайная жизнь Михаила Шолохова... : документальная хроника без легенд / В.О. Осипов. - М. : ЛИБЕРЕЯ, 1995. - 415 с., л. порт p.

4. Петелин, Виктор Васильевич. Жизнь Шолохова: Трагедия рус. гения / Виктор Петелин. - М. : Центрполиграф, 2002. - 893, с., л. ил. : портр. ; 21 см. - (Бессмертные имена).

5. Русская литература XX века: пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Л. А. Иезуитова, С. А. Иезуитов [и др. ] ; ред. Т. Н. Нагайцева. - СПб. : Нева, 1998. - 416 с.

6. Чалмаев В. А. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Чалмаев. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 123 с. - (Перечитывая классику).

7. Шолохова С. М. Казненный замысел: К истории ненаписанного рассказа /С. М. Шолоховва // Крестьянин.- 1995. - № 8.- февр.

"Судьба человека": как это было

Оставил в отечественной литературе яркий след – роман-эпопею «Тихий Дон», за написание которого в свои неполные 30 лет был удостоен Нобелевской премии. В центре изображения оказались события Гражданской войны 1918-1920 годов. Однако другое трагическое событие в истории нашей родины – Великая Отечественная война – получило не менее масштабное изображение в небольшом по объему произведении – рассказе «Судьба человека».

Масштабность изображения достигнута благодаря не широким картинам действительности, что свойственно произведениям крупной формы, а, прежде всего, типичности судьбы главного героя Андрея Соколова. По сути, в судьбе этого человека воплощена судьба всего советского народа: счастливая довоенная жизнь, рождение красивых и талантливых детей, мобилизация на фронт, немецкий плен и потеря всех родных.

Шолохов написал этот рассказ за считанные дни. При этом в основу рассказа положена реальная история настоящего Андрея Соколова, рассказ которого услышал Шолохов весной 1946 года. Однако между встречей с прототипом и появлением в печати «Судьбы человека» прошло десять лет. Автор в память об этом событии оставил такую композиционную особенность: повествование ведется от лица рассказчика, которому и поведал свою жизненную историю герой Соколов.

В биографии Андрея Соколова отражена трудная история страны. Уроженец Воронежской области, он прошел Гражданскую войну в Красной Армии, в голодные двадцатые годы подался работать на Кубань. После вернулся в Воронеж, где выучился на слесаря и отправился работать на завод. Когда женился, стал не только заботливым мужем, но и отцом. А когда грянула война, не сомневаясь ни минуты, вместе с другими миллионами мужчин отправился на фронт.

Трагичен его путь на войне: плен, неудачная попытка бегства и, наконец, счастливое возвращение в ряды Советской Армии. Многие критики упрекали Шолохова в искажении правды, ведь всем известно, что возвратившиеся из плена бойцы автоматически становились врагами народа и попадали в советский исправительный лагерь. Но герой показан несломленным, не признавшим над собой власти врага. В плену он спасает взводного, который ему не знаком. Его хочет выдать немцам Крыжнев - такой же, как сам Соколов, обычный солдат, для которого прежние «товарищи остались за линией фронта, а своя рубашка ближе к телу» , и Андрей вынужден задушить предателя, после чего ему «страшно захотелось руки помыть, будто не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…»

Самой сильной можно считать сцену у лагерфюрера Мюллера, собравшегося лично расстрелять Соколова за его дерзкие слова в адрес гитлеровской Германии. Перед казнью предлагают Андрею выпить за свою погибель, но голодный, истощенный за время плена мужчина, выпив, отказывается, по обычаю, закусывать после трех стаканов шнапса, так как захотелось ему доказать, что «есть еще русское достоинство и гордость» , что «в скотину не превратили, как ни старались» . Это вызывает уважение у немецкого палача, который не только отпускает героя обратно в барак, но и дает ему буханку хлеба и кусок сала, которые делятся на всех: «досталось каждому по хлеба по кусочку со спичечную коробку» , а сала – «только губы помазать, зато поделили без обиды» .

Когда через некоторое время доверие к Соколову было восстановлено, благодаря своему шоферскому прошлому, Андрей становится водителем немецкого майора и при первой возможности бежит из плена, взяв с собой «языка» - майора с портфелем важных документов. Именно этот факт сыграл важную роль в реабилитации рядового Соколова, но его ждет другой удар: герой узнает, что его дом разбомбили, а семья погибла. Получив отпуск, он приезжает взглянуть на заросшую воронку, оставшуюся от его родного дома, и возвращается на фронт, чтобы отомстить за счастливую довоенную жизнь. Узнает он и о том, что его старший сын жив, стал командиром и бьет врага уже в Германии. Но не суждено было увидеться им с Анатолием, так как в День Победы сын погибает от пули немецкого снайпера. Через весь рассказ красной нитью проходит мысль о том, какой ценой досталась победа.

Похоронив сына, Андрей не находит силы вернуться в родной город, где когда-то был счастлив, а подается в Урюпинск, к своему сослуживцу. Наступила долгожданная мирная тишина, пришла пора весеннего пробуждения не только в природе, но и в жизни людей. Только Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом» , а с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?...» Герой чувствует душевную пустоту, пока не встречает сироту Ванюшку, став для него новым отцом.

Михаил Шолохов раскрывает героя с разных сторон: как работника, так и семьянина, как воина, так и победителя. В образе Соколова типизированы те качества, которые были свойственны всем советским людям того времени. Главную же особенность видит автор в естественности его героизма, в том, что скромность, мужество и бескорыстие – это черты каждого советского человека сороковых годов ХХ века. Как будто Андрей становится олицетворением идеалов эпохи. Рассказ вызывает у читателя не просто жалость или сочувствие, а гордость за человека, который все в жизни может вытерпеть, пройти через все испытания с гордо поднятой головой.

Рассказ "Судьба человека", анализ которого мы вам представляем, был опубликован в газете "Правда" в номерах от 31-го декабря 1956-го года и от 1-го января 1957-го года, и это странным образом совпало с его этапным знамением в послевоенной литературе: Шолохов как бы открывал новую, "постсталинскую" эпоху, когда в лучших литературных произведениях в центре внимания оказывались не "партия" и "народ" в абстрактном значении, а человек как средоточие народа, его мудрости и жизненной силы.

История жизни Андрея Соколова - это история трагическая, однако сам образ главного героя рассказа "Судьба человека" не может не вызвать восхищения и удивления. Шолохову удалось создать образ не "советского человека", а настоящего Человека, в котором соединяются лучшие черты русского народа и общечеловеческие черты, присущие любому человеку, отстаивающему своё право на жизнь в страшных условиях произвола, когда, кажется, жизнь мало что стоит и сам человек мало что может. Образ Андрея Соколова убеждает читателя, что это не так, что настоящий человек всегда выше тех обстоятельств, которые направлены против него, что в его душе сокрыты огромные запасы жизненных сил, которые и помогают ему сохранить человеческое достоинство, человечность и нравственную высоту.

Жизнь Андрея Соколова - это цепь страшных потерь, делающих человека бесконечно одиноким. Когда он уходит на фронт, гибнут его жена и дочери, потому что, как говорит герой, "построился я неловко": его дом был рядом с авиазаводом, и "одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку"... Но самый, наверное, страшный удар судьба нанесла ему тогда, когда, казалось бы, всё осталось позади и война уже почти закончилась: "Аккурат девятого мая, утром, в день победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер..." Это произошло как раз тогда, когда отец строил планы, "как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить"... К этому времени герой уже прошел через плен, где вынес нечеловеческие страдания и где проявил себя как необыкновенно мужественный человек, мужество которого вызвало уважение даже у врагов; к этому времени он бежал из плена, пережил потерю жены и детей и радость от обретения сына, и вот оказалось, что дальше жить незачем и нечем.

Душевную силу и стойкость героя рассказа "Судьба человека" Шолохов показывает с помощью детали: узнав о гибели сына, Соколов "качнулся..., но на ногах устоял". Вот только с тех пор взгляд его стал взглядом, о котором автор говорит: "Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника". Однако, по убеждению Шолохова, в настоящем человеке всегда остаются душевные силы, которые позволяют ему не замыкаться в своём горе, а обостренно воспринимать горе других людей, и это сочувствие помогает ему жить даже тогда, когда он, в общем-то, и не видит смысла в своей собственной жизни - он живёт ради других, ради людей, которым он по-человечески необходим. Так было всегда в жизни Андрея Соколова: выжить в плену ему помогали мысли о семье, а оставшись один, он начинает жить ради мальчишки Ванюшки, который остался сиротой после войны. "Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло", - так описывает автор принятие героем решения, изменившего его жизнь и вернувшего маленькому сироте семью и родительское тепло.

Несмотря на убедительность образа главного героя, сам рассказ Шолохова "Судьба человека" отличается рядом фактических неточностей, некоторым приукрашиванием действительности, налётом сентиментализма в описании обстоятельств, и это существенно снижает его художественную значимость, достоверность изображенной в нём действительности. Вероятно, объяснить это можно особенностями образа автора, который, будучи много повидавшим и испытавшим в жизни человеком (ведь далеко не каждому такой человек, как Андрей Соколов, откроет душу!), сохранил способность сочувствовать чужому горю, сопереживать ему: "Я весь превратился в слух”, - говорит автор в самом начале рассказа. О сентиментальности автора говорит и сцена прощания героев: "Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву". Можно ли осуждать автора за это? Нет, конечно, ведь это его авторское право - видеть мир и героев именно так, как он видит, и описывать их так, как он описывает. В рассказе "Судьба человека", анализ которого мы провели, при определённых художественных недостатках, автор проявил себя как писатель-гуманист, создавший цельный, достоверный и привлекательный образ героя, несущего в себе общечеловеческое начало и достойно противостоящего обстоятельствам, которые намеревались разрушить его как личность.

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо-лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь-ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло-хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно-венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» — рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» — так определил образ рядового советского сол-дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко-нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…

— В ружье! — В ружье!.. — По градам шло, по весям, В набатное «Вставай!» переходя… И встал народ, Их было миллионы… —

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

После возвращения к своим, Андрей получает еще одно страшное из-вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни-чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай-пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про-клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда-ет приемному сыну — сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим-патию и уважение.

Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек — непременным условием его существова-ния являются обстоятельства, доля: иными словами — судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества — это судьба каж-дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре-делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз-ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо-жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах — «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов — человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу-деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус-тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он — поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении. Материал с сайта

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге-роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож-но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди — это мы не раз повторяем, но не всегда дума-ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус-ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова — это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об-разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за-ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • народный характер в судьбе человека
  • смысл финала рассказа судьба человека
  • м.шолохов судьба человека вывод
  • сочинение на тему русский национальный характер в рассказе шолохова судьба человека
  • сочинение на тему русский характер

Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для всего русского народа. Конечно, последствия того времени можно заметить спустя годы. Для каждого отдельного человека и отдельно взятой семьи война 1941-1945 годов принесла множество бед, страхов, горестей, болезней и смертей. События того времени часто освещаются и по сей день. Написано множество книг, в которых главной темой является Великая Отечественная война. Одной из таких книг является рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Сюжет этого произведения построен на реальных событиях. Однажды автор встретил человека, рассказавшего ему свою печальную историю жизни, которая позже превратилась в литературный шедевр 20 века.

Главной темой произведения выступает тема человека на войне. Любое трагическое событие, особенно в масштабах целой страны, заметно ударяет по качеству жизни каждого человека, меняя или полностью раскрывая его личностные качества. Главный герой рассказа Андрей Соколов в мирной жизни не был ничем отличен от любого другого человека. Но в ходе военных действий, пережив страхи и опасности для жизни, побывав в плену, он раскрыл свои лучшие качества человека: стойкость, отвагу, силу, волю, смелость и глубокое чувство любви и преданности родине.

Кроме этого М. А. Шолохов поднимает тему человеческой силы воли. Ведь Андрей Соколов не только смог отважно преодолеть тяготы войны, но и сумел выдержать боль от потери семьи. После войны перед ним, как и перед множеством других людей, стоял вопрос: «Как жить дальше и где брать силы для последующей жизни?» Соколов смог проявить стойкость и не сломиться, а найти смысл жизни в заботе о мальчике, сироте, также потерявшего все из-за войны.

Множество проблем охватывает этот небольшой по объему рассказ. Проблема выбора прослеживается постоянно. Так, например, Андрею Соколову из раза в раз следовало выбрать верность Родине или предательство, слабость или духовную силу. Проблема беззащитности человека перед ужасами военных действий прослеживается в течение всего прохождения нелегкого пути Соколова. От героя не зависит порой ничего, обстоятельства обрушиваются на его голову, пытаясь сломить его. Соколов теряет семью и кров, но это далеко не его вина.

«Судьба человека» - это своеобразное послание читателю. Рассказ, несущий нам мысль о том, что необходимо помнить о боли, которую несет за собой война. Каждый должен видеть над собой мирное небо и пытаться, во что бы то ни стало, не повторять ошибок прошлого.

Литературный анализ

Произведение относится по жанровой направленности к реалистическим новеллам писателя, основанным на реальных событиях, ключевой темой которых является изображение проявления человеческой силы воли в условиях военного времени.

Композиционная структура рассказа условно разделяется на две части, в первой из которых повествование осуществляется от имени автора, а вторая часть представляется собой жизненную историю, рассказанную случайно повстречавшимся человеком. При этом финал произведения завершается авторским заключением. Тем самым писатель использует в произведении художественный прием, именуемый рассказ в рассказе.

Главным героем рассказа является Андрей Соколов, представленный писателем в образе обыкновенного человека, простого рабочего, не отличающегося высокой грамотностью, вынужденного отправиться на фронт для защиты родины, где проявляет свое душевное благородство, мужество и силу духа. Втором основным персонажем представляется мальчик по имени Ванюшка, оставшийся в результате наступления войны полным сиротой.

Сюжетная линия рассказа объединяет двух героев произведения, пострадавших во время ожесточенной войны, и дает им надежду на дальнейшее мирное и спокойное будущее. Андрей Соколов по окончании войны, пройдя через тяжелейшие испытания, немецкий плен, ранения, предательства и трусость товарищей, остается в полном одиночестве, поскольку его семья погибает во время бомбовых обстрелов, а старшего сына убивают на фронте. Случайно повстречав Ванюшку, который беспризорничает в районе вокзала, Соколов называется мальчику его отцом и решает приютить ребенка.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении двух людей, оставшихся на белом свете одинокими, неприкаянными и ненужными, обретающих при встрече истинный жизненный смысл, возрождая в собственных душах веру в счастье.

Отличительной особенностью произведения является языковой прием, используемый писателем в повествовательном содержании, выражающий многоголосье и лейтмотивы русских характеров в виде народных поговорок, пословиц и выражений.

Писатель намеренно в названии рассказа не использует фамилию своего героя, поскольку демонстрирует созвучие судьбы Соколова с огромным количеством иных русских людей, на долю которых выпадает военное время, сумевших, несмотря на это, сохранить в себе человечность и любовь.

Вариант 3

Одним из самых значимых и известных произведений в литературном творчестве Михаила Александровича Шолохова является рассказ "Судьба человека". В его основу легли реальные события. Повстречав на переправе мужчину с ребенком, Михаил Александрович узнал их судьбу, и спустя 10 лет в печати появилось произведение "Судьба человека", повествующее читателю о ужасах войны и тяжелых человеческих судьбах.

На первой странице рассказа Михаил Андреевич оставил посвящение: " Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года". Эта женщина, издательский и библиотечный работник, член ВКП, сыграла большую роль в жизни писателя. Именно она была первым читателем многих его работ.

Произведение повествует читателю о состоянии России в первый послевоенный год. Действия происходят весной, это - символ расцвета, оживания страны после долгой войны. Место событий - Верхний Дон, родина писателя. Все географические названия не являются выдуманными: при желании можно посетить Букановскую станицу - место встречи рассказчика и главного героя.

Война оставила свой отпечаток на жизни людей. Особенно сильно это заметно в деревенском быте: во время пути главному герою и его товарищу приходится переправляться через речушку на видавшем виды "виллисе". Во время войны люди не могли ухаживать за хозяйством, потому большинство из этих вещей состарилось и испортилось, как лодка.

Дальнейшее повествование посвящено рассказу о жизни и судьбе главного героя - Андрея Соколова, представляющего собой общий образ всех солдат, побитых войной. Впервые он появляется в рассказе вместе с мальчиком Ванюшей. Их образы связаны ненавязчивым противопоставлением как в одежде, так и в общих образах героев.

Андрей предстает очень добродушным человеком, однако при воспоминании о войне резко меняется в лице:"он положил на колени большие темные руки, сгорбился".

Рассказывая о своей жизни, Андрей упоминает самые значительные ее факты. Из этого монолога читатель понимает, что жизненные трудности настигли героя еще до начала войны. Андрей - очень трудолюбивый и чуткий человек. Вспоминая о жене, Андрей не назвал ни одного ее недостатка, искренне ценил и любил ее, свою "Иринку". Также он относится и к детям, называя их "Настенькой и Олюшкой". В ходе повествования героя автор сравнивает прошлое с о степью, затянутой легкой дымкой.

В рассказе героя особенно выделяется сцена прощания с женой и детьми, отправление Андрея на войну. Его жена, Ирина, чувствовала, что видит мужа в последний раз, а потому восприняла расставание с такой горечью. Вспоминая об этом спустя многие годы, Андрей корит себя за то, что оттолкнул ее в тот момент, тем самым не признавая ее предчувствия, надеясь на скорейшее возвращение.

Особую роль играет сцена в церкви. Она показывает, какой набожностью и высокой моралью обладают русские солдаты. Многие из них не смогли сходить в туалет в церкви - им было совестно, их нравственное воспитание не позволяло подобные вещи. Немцы же повели себя бесчеловечно - на просьбы солдат выпустить их на несколько минут, они открыли дверь и расстреляли многих из них. Этим они показали свое наплевательское отношение к ценностям других людей, желание уничтожения русского народа.

Находясь в плену, Андрей вел себя мужественно и смело. Придя к немецкому генералу, Андрей отказался пить за успех своих врагов. Это показывает то, что герой готов защищать и отстаивать права своей родины ценой жизни.

Из монолога Андрея читатель понимает, что тот испытал многое - побывал в плену, потерял жену и детей, был ранен и, вернувшись обратно, не нашел ничего сохранившегося. Однако герой не опустил руки, а продолжил жить дальше. Андрей усыновил мальчика Ванюшу, взял на себя ответственность за него, т.к. увидел в нем родственную душу.

С самого раннего детства каждого из нас учат, что природу необходимо беречь и относиться к ней бережно.

  • Характеристика и образ Порфирия Петровича в романе Достоевского Преступление и наказание

    Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа "Преступление и наказание". Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры

  • Как бы смешно это не звучало, но три самых главных слова в моей жизни – надейся, верь и жди

    В мире много выдающихся спортсменов, которые навсегда останутся в истории мирового спорта. Один из таких спортсменов это Владимир Кличко и соответственно его брат Виталий.