М. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей художественной силой.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал ему печальную историю о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил писателя. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель

С охоты необычайно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком». Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через десять лет. Повествуя о жизни отдельного человека, Шолохов представил типический характер, написал о судьбе героического многострадательного народа, прошедшего сквозь огонь жесточайшей из войн.

В биографии Соколова отразилась история страны – трудная и героическая. Борьба, труд, лишения, мечты молодой республики были жизненным университетом миллионов людей его поколения. В небольшом по объему произведении

Перед нами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Скромный труженик, отец семейства жил и был по-своему счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной жизни: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны – девятого мая. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» – спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

Страшным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких и крова, полное одиночество. Андрей Соколов вышел из войны победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Оставшись один на белом свете, Андрей Соколов всю сохранившуюся в сердце теплоту отдает сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому стал понемногу возвращаться к жизни. Маленький приемыш, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Анализ финала романа дает нам очень многое для понимания авторского замысла. Закончив свой рассказ о нелегкой судьбе, Андрей Соколов, взяв за руку приемного сына, отправляется в далекий путь, в Кашарский район, где надеется подыскать себе работу. «Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной». Глубокое авторское сочувствие к судьбе Андрея Соколова и Ванюшки звучит в словах: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?..»

Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы, достойный своего отца, своего великого народа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В финале рассказа звучит голос автора. Автор-повествователь, потрясенный рассказом своего собеседника, размышляет о его судьбе, задумывается о силе человека, о его возможностях, о его долге и праве. С глубоким сочувствием относится он к этому чужому, но ставшему ему близким человеку. Когда Ванюшка, расставшись с Шолоховым, повернулся и помахал на прощание розовой ручонкой, сердце писателя как будто сжала «мягкая, но когтистая лапа», а на глаза навернулись непрошеные слезы. Это слезы жалости и сострадания, слезы прощания и памяти о хорошем человеке. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая слеза…»

Глубокое сочувствие писателя к судьбе простого русского человека, яркое повествование о нем – нашло отклик в сердцах читателей. Андрей Соколов стал национальным героем. Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы, выносливость, душевная человечность, непокоренность, национальная гордость и достоинство советского человека – вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова.

«Судьба человека» произведение исключительно ёмкое по своему содержанию, по мыслям, вложенным в него. Суровая правда жизни выражена в этом рассказе, драматическом по характеру и эпическом по звучанию. Вновь раскрылась в нем народность шолоховского таланта, громадная сила его жизнеутверждающего искусства, великий гуманизм писателя-патриота, вера в свой народ, в его будущее.

В 1917 году в России была великая Октябрьская Социалистическая Революция. Почти во всех сферах жизни общества произошли изменения. В том же числе были изменения и литературе. Нужны были новые образы, новые герои, с новыми идеалами, ценностями. Так, на смену Евгению Онегину, Чичикову, Печорину пришли люди из рабочего класса. Стали цениться такие качества как трудолюбие, мужество, честность, товарищество. Вся литература перестраивалась под коммунистическую идеологию.

Одним из таких произведений стал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека».

Это не просто интересная история, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Сюжет рассказа не выдуман. Как то весной 1946 года автор случайно встретил на речной переправе мужчину, который вел за руку мальчика. Усталые путники подошли к нему и сели рядом отдохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный собеседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал Шолохов замысел этого произведения. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, и вскоре за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

В довоенное время Андрей

Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война.

В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.

Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.

Таким образом, мы увидели Андрея Соколова храбрым, мужественным героем, характеризующего русского человека в советский период. В его облике автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.

Сочинения по темам:

  1. Рассказ М Шолохова «Судьба человека» по праву занимает одно из главных мест среди литературных произведений о Великой Отечественной войне. Талант...
  2. Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством. Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал...
  3. Михаил Александрович Шолохов — один из величайших писателей XX века, который доказал, что талантливый автор может создавать гениальные произведения в...
  4. Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряженной двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно - снег...

Анализ рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» - это рассказ о невосполнимых утратах, о человечес­ком горе и о вере в жизнь, в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа (встреча с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшкой у переправы через весеннюю разлившуюся реку в начале, прощание в конце с мальчиком и «чужим», но ставшим теперь близким человеком) не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова авто­ром отбирается только то, что позволяет осмыслить отдель­ную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость добро­го, мирного, пронзительно человечного - и бездушно-жес­токого, варварски беспощадного отношения к людям.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор - слушатель, случай­ный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдер­жанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его...

Автор-повествователь в рассказе Шолохова становится активно действующим и воспринимающим лицом. Автор помогает читателям не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает нас к одной из самых сокро­венных тем, проходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ Андрея Соко­лова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» - сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве... Как нашел в донской станице Ванюшу. «Ночью то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, стано­вится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...» Повествование как бы переводится из трагически безна­дежного в тональность, пронизанную верой и надеждой.

Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на чело­веческую долю.

Тема оскорбленного детства издавна в русской лите­ратуре была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке, остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страш­ного и непрощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством.

В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма - не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расста­вание.

Сила добра, красота человеческого открываются в Со­колове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами - неизбежными спутниками войны.

Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье - раздумье много видевшего и знающего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вы­терпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом раздумье утверждение величия и красоты ис­тинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Эти две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле его.

В рассказе довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются и по своему содержа­нию, и по эмоционально-смысловой тональности начало рассказа - вступление, три части рассказа Андрея Соко­лова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя.

В начальном описании возникает мотив тяжелой до­роги. Сначала это дорога автора, который должен был ехать по каким-то своим неотложным делам. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и Ва­нюши. Ведь и они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что дове­лось пережить...»

В каждой части рассказа Андрея есть своя внутренняя завершенность содержания, в то же время в каждой из них звучат общие мотивы; повторяясь, они придают, всему трагедийную напряженность переживаний. Автор показы­вает читателям все новые и новые стороны характера Андрея Соколова в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т.д.

Герой рассказа словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза... был ранен, но оба по легости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то непоказное мужество, челове­ческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека.

Идеология фашизма и войны связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В судьбе Андрея Соколова с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое. Мир­ный человек оказался сильнее войны. Он устоял под со­крушающими ударами самой страшной бури и вышел из нее победителем.

Рассказ "Судьба человека", анализ которого мы вам представляем, был опубликован в газете "Правда" в номерах от 31-го декабря 1956-го года и от 1-го января 1957-го года, и это странным образом совпало с его этапным знамением в послевоенной литературе: Шолохов как бы открывал новую, "постсталинскую" эпоху, когда в лучших литературных произведениях в центре внимания оказывались не "партия" и "народ" в абстрактном значении, а человек как средоточие народа, его мудрости и жизненной силы.

История жизни Андрея Соколова - это история трагическая, однако сам образ главного героя рассказа "Судьба человека" не может не вызвать восхищения и удивления. Шолохову удалось создать образ не "советского человека", а настоящего Человека, в котором соединяются лучшие черты русского народа и общечеловеческие черты, присущие любому человеку, отстаивающему своё право на жизнь в страшных условиях произвола, когда, кажется, жизнь мало что стоит и сам человек мало что может. Образ Андрея Соколова убеждает читателя, что это не так, что настоящий человек всегда выше тех обстоятельств, которые направлены против него, что в его душе сокрыты огромные запасы жизненных сил, которые и помогают ему сохранить человеческое достоинство, человечность и нравственную высоту.

Жизнь Андрея Соколова - это цепь страшных потерь, делающих человека бесконечно одиноким. Когда он уходит на фронт, гибнут его жена и дочери, потому что, как говорит герой, "построился я неловко": его дом был рядом с авиазаводом, и "одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку"... Но самый, наверное, страшный удар судьба нанесла ему тогда, когда, казалось бы, всё осталось позади и война уже почти закончилась: "Аккурат девятого мая, утром, в день победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер..." Это произошло как раз тогда, когда отец строил планы, "как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить"... К этому времени герой уже прошел через плен, где вынес нечеловеческие страдания и где проявил себя как необыкновенно мужественный человек, мужество которого вызвало уважение даже у врагов; к этому времени он бежал из плена, пережил потерю жены и детей и радость от обретения сына, и вот оказалось, что дальше жить незачем и нечем.

Душевную силу и стойкость героя рассказа "Судьба человека" Шолохов показывает с помощью детали: узнав о гибели сына, Соколов "качнулся..., но на ногах устоял". Вот только с тех пор взгляд его стал взглядом, о котором автор говорит: "Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника". Однако, по убеждению Шолохова, в настоящем человеке всегда остаются душевные силы, которые позволяют ему не замыкаться в своём горе, а обостренно воспринимать горе других людей, и это сочувствие помогает ему жить даже тогда, когда он, в общем-то, и не видит смысла в своей собственной жизни - он живёт ради других, ради людей, которым он по-человечески необходим. Так было всегда в жизни Андрея Соколова: выжить в плену ему помогали мысли о семье, а оставшись один, он начинает жить ради мальчишки Ванюшки, который остался сиротой после войны. "Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло", - так описывает автор принятие героем решения, изменившего его жизнь и вернувшего маленькому сироте семью и родительское тепло.

Несмотря на убедительность образа главного героя, сам рассказ Шолохова "Судьба человека" отличается рядом фактических неточностей, некоторым приукрашиванием действительности, налётом сентиментализма в описании обстоятельств, и это существенно снижает его художественную значимость, достоверность изображенной в нём действительности. Вероятно, объяснить это можно особенностями образа автора, который, будучи много повидавшим и испытавшим в жизни человеком (ведь далеко не каждому такой человек, как Андрей Соколов, откроет душу!), сохранил способность сочувствовать чужому горю, сопереживать ему: "Я весь превратился в слух”, - говорит автор в самом начале рассказа. О сентиментальности автора говорит и сцена прощания героев: "Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву". Можно ли осуждать автора за это? Нет, конечно, ведь это его авторское право - видеть мир и героев именно так, как он видит, и описывать их так, как он описывает. В рассказе "Судьба человека", анализ которого мы провели, при определённых художественных недостатках, автор проявил себя как писатель-гуманист, создавший цельный, достоверный и привлекательный образ героя, несущего в себе общечеловеческое начало и достойно противостоящего обстоятельствам, которые намеревались разрушить его как личность.

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя. Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица.
Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора. Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу.
Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый».
Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.»
Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный».
Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь.
После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика. Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова.
Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова. В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины.
Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!» В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».
На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.