Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (хорезм. и перс. ; 4 октября 973, город Кят, Хорезм - 9 декабря 1048, Газни, совр. Афганистан) - средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Перечень работ, составленный его учениками, составил 60 страниц мелким шрифтом. Писал на арабском языке.

Биография

Аль-Бируни родился 4 октября 973 года в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в республике Каракалпакстан в Узбекистане). По другим данным Бируни родился 4 сентября 973 года.

Бируни отличал свой родной хорезмийский язык от персидского, когда он писал: «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок». В общей сложности, он знал хорезмийский, персидский, арабский, еврейский, сирийский, греческий и санскрит.

Выйдя из ремесленнических кругов, получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абу-л-Хариса Мансура ибн Нуха, вступил в обширную переписку с Ибн Синой (Авиценной), с которым обсуждает вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию». В итоге, вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997-1009) и Мамуна II.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он вместе с другими пленными учёными был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. Покровительствовавшему ему Масуду аль-Бируни посвятил сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное как «Канон Масуда».

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» - воскликнул тот. «Эх ты! - сказал Бируни еле слышно. - Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Главное сочинение Бируни по астрономии - «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел - планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Аль-Бируни родился 4 сентября 973 года в городе Кят, столице государства Хорезм. Полное имя – Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни. Молодой Аль-Бируни получил прекрасное образование у выдающегося астронома и математика Ибн Ирака. Образование включало не только математику, но и философию. Изучил, помимо хорезмийского, девять языков Востока, в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.


Аль-Бируни был человеком очень широких интересов. Он изучал всё: историю и географию, математику и астрономию, геодезию и филологию, минералогию и фармакологию – этот список можно было бы продолжить. По всем этим направлениям он вёл самостоятельные исследования, написал 45 трудов по разным дисциплинам.

Уже в первом сочинении, посвящённом хронологии, учёный собрал и проанализировал все известные в то время календарные системы и составил объёмную хронологическую таблицу.

Аль-Бируни составил описания известных в то время лекарств, в труде по минералогии описал свойства 50 металлов, сплавов и минералов. Вёл математические исследования. Разработал теорию перевода научных терминов с одного языка на другой…

Во время работы над своим главным трудом - «Канонам Мас‘уда по астрономии и звёздам» - ученый рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звёзд и солнца, в отличие от планет.

Неутомимый Аль-Бируни посетил много городов Востока и даже жил несколько лет в Индии, куда дошёл с походом султана Махмуда Газневи. Результатом стало сочинение о философских системах Индии, включая теорию санкхьи, космической эволюции и т.д. В этой же книге была изложена и ставшая знаменитой легенда о мудреце, царе и зернышках, выкладываемых в геометрической прогрессии на каждую клетку доски - прообраза шахматно-шашечной.

Умирая 9 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Абу Рай-хан Му-хам-мад аль-Би-ру-ни /973, го-род Кят, Хо-резм – 1048, Газ-ни/ – ве-ли-кий уче-ный Сред-не-ве-ковья, ав-тор мно-го-чис-лен-ных ка-пи-таль-ных тру-дов по ис-то-рии, гео-гра-фии, фи-ло-ло-гии, аст-ро-но-мии, ма-те-ма-ти-ке, гео-де-зии, ми-не-ра-ло-гии, фар-ма-ко-ло-гии, гео-ло-гии и др. Аль-Би-ру-ни вла-дел поч-ти все-ми на-ука-ми сво-е-го вре-ме-ни. По-смерт-ный пе-ре-чень его ра-бот, со-став-лен-ный его уче-ни-ка-ми, за-нял 60 мел-ко ис-пи-сан-ных стра-ниц.

Аль-Би-ру-ни по-лу-чил ши-ро-кое ма-те-ма-ти-чес-кое и фи-ло-соф-ское об-ра-зо-ва-ние. Его учи-те-лем в Кя-те был вы-да-ю-щий-ся ма-те-ма-тик и аст-ро-ном ибн Ирак. Пос-ле взя-тия в 995 го-ду Кя-та эми-ром Гур-ганд-жа и пе-ре-но-са сто-ли-цы Хо-рез-ма в Гур-гандж аль-Би-ру-ни уехал в Рей, где ра-бо-тал у ал-Ход-жан-ди. За-тем он ра-бо-тал в Гур-га-не при дво-ре Шамс аль-Ма’али Ка-бу-са, ко-то-ро-му он око-ло 1000 го-да по-свя-тил «Хро-но-ло-гию», за-тем вер-нул-ся в Хо-резм и ра-бо-тал в Гур-ганд-же при дво-ре хо-рез-м-ша-хов Али /997 – 1009/ и Ма-му-на II. С 1017 го-да, пос-ле за-во-е-ва-ния Хо-рез-ма сул-та-ном Мах-му-дом Газ-не-ви он был вы-нуж-ден пе-ре-ехать в Газ-ну, где ра-бо-тал при дво-ре сул-та-на Мах-му-да и его пре-ем-ни-ков Ма-су-да и Мау-ду-ди. Аль-Би-ру-ни участ-во-вал в по-хо-дах Мах-му-да в Ин-дию, где про-жил не-сколь-ко лет.

В са-мом пер-вом со-чи-не-нии «Хро-но-ло-гия, или па-мят-ни-ки ми-нув-ших по-ко-ле-ний» (1000 год) аль-Би-ру-ни со-брал и опи-сал все из-вест-ные в его вре-мя сис-те-мы ка-лен-да-ря, при-ме-няв-ши-е-ся у раз-лич-ных на-ро-дов ми-ра, и со-ста-вил хро-но-ло-ги-чес-кую таб-ли-цу всех эпох, на-чи-ная от биб-лей-ских пат-ри-ар-хов.

В за-вер-шен-ном в 1030 го-ду тру-де «Ин-дия, или Кни-га, со-дер-жа-щая разъ-яс-не-ние при-над-ле-жа-щих ин-дий-цам уче-ний, при-ем-ле-мых ра-зу-мом или отвер-га-е-мых» аль-Би-ру-ни дал де-таль-ное на-уч-но-кри-ти-чес-кое опи-са-ние бы-та, куль-ту-ры и на-уки ин-дий-цев, из-ло-жил их ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ские сис-те-мы, до-ста-точ-но точ-но пе-ре-ло-жив уче-ние клас-си-чес-кой сан-кхьи, те-о-рию кос-ми-чес-кой эво-лю-ции, уче-ние о свя-зи ду-ши с «тон-ким те-лом» и др. Здесь же из-ло-же-на зна-ме-ни-тая ле-ген-да о со-зда-те-ле иг-ры в шах-ма-ты.

Аст-ро-но-мии уче-ный по-свя-тил свы-ше 45 со-чи-не-ний, глав-ное из ко-то-рых – «Ка-нон Мас‘уда по аст-ро-но-мии и звез-дам», в ко-то-ром при-ве-де-ны под-роб-ные экс-пе-ри-мен-таль-ные и ма-те-ма-ти-чес-кие до-ка-за-тельст-ва всех из-ла-га-е-мых по-ло-же-ний. Он рас-смот-рел ги-по-те-зу о дви-же-нии Зем-ли во-круг Солн-ца; он утверж-дал оди-на-ко-вую ог-нен-ную при-ро-ду Солн-ца и звезд, в от-ли-чие от тем-ных тел – пла-нет, по-движ-ность звезд и ог-ром-ные их раз-ме-ры по срав-не-нию с Зем-лей, идею тя-го-те-ния. Аль-Би-ру-ни со-здал пер-вую мо-дель Зем-ли (гло-бус), смог с по-мощью ма-те-ма-ти-чес-ких рас-че-тов до-ка-зать, что Зем-ля круг-лая и на дру-гой час-ти зем-ли есть ма-те-рик (Аме-ри-ка) и там жи-вут лю-ди (позд-нее его тру-ды по аст-ро-но-мии ис-поль-зо-вал Га-ли-лей, как ос-но-ву и смог пол-ностью до-ка-зать фор-му Зем-ли-ша-ра). Аль-Би-ру-ни про-во-дил на-блю-де-ния на по-стро-ен-ном на-На-са-ви в Рее стен-ном квад-ран-те ра-ди-у-сом 7,5 м, вы-пол-няя их с точ-ностью до 2′. Он уста-но-вил угол на-кло-на эк-лип-ти-ки к эк-ва-то-ру, рас-счи-тал ра-ди-ус Зем-ли, опи-сал из-ме-не-ние окрас-ки Лу-ны при лун-ных за-тме-ни-ях и сол-неч-ную ко-ро-ну при сол-неч-ных за-тме-ни-ях.

Боль-шое вни-ма-ние аль-Би-ру-ни уде-лял ма-те-ма-ти-ке, осо-бен-но три-го-но-мет-рии: по-ми-мо зна-чи-тель-ной час-ти «Ка-но-на Мас‘уда», он по-свя-тил ей со-чи-не-ния «Об опре-де-ле-нии хорд в кру-ге при по-мо-щи впи-сан-ной в не-го ло-ма-ной ли-нии» (здесь рас-смат-ри-ва-ет-ся ряд при-над-ле-жа-щих Ар-хи-ме-ду те-о-рем, не со-хра-нив-ших-ся в гре-чес-ких ру-ко-пи-сях), «Об ин-дий-ских ра-ши-ках» (в этой кни-ге об-суж-да-ет-ся так на-зы-ва-е-мое трой-ное пра-ви-ло), «Сфе-ри-ка», «Кни-га жем-чу-жин о плос-кос-ти сфе-ры» и др. Во-про-сам при-клад-ной ма-те-ма-ти-ки по-свя-ще-ны трак-тат «Те-ни», не-сколь-ко трак-та-тов об аст-ро-ля-бии и дру-гих аст-ро-но-ми-чес-ких ин-ст-ру-мен-тах, ряд со-чи-не-ний по гео-де-зии.

В 1038 го-ду аль-Би-ру-ни на-пи-сал «Ми-не-ра-ло-гию, или Кни-гу сво-док для по-зна-ния дра-го-цен-нос-тей», в ко-то-рой опре-де-лен удель-ный вес мно-гих ми-не-ра-лов и да-ны под-роб-ные све-де-ния о бо-лее чем пя-ти-де-ся-ти ми-не-ра-лах, ру-дах, ме-тал-лах, спла-вах и др. Им же со-став-ле-на «Фар-ма-ког-но-зия» – кни-га о ме-ди-цин-ских ле-кар-ст-вах.

Как ис-сле-до-ва-тель аль-Би-ру-ни под-чер-ки-вал не-об-хо-ди-мость тща-тель-ной про-вер-ки зна-ния опы-том, про-ти-во-пос-тав-ляя экс-пе-ри-мен-таль-ное зна-ние умо-зри-тель-но-му. С этих по-зи-ций он кри-ти-ко-вал арис-то-те-лев-скую и авицен-нов-скую кон-цеп-цию «ес-тест-вен-но-го ме-с-та» и ар-гу-мен-та-цию про-тив су-щест-во-ва-ния пус-то-ты.

По-ми-мо сво-е-го род-но-го хо-рез-мий-ско-го язы-ка, аль-Би-ру-ни вла-дел араб-ским, пер-сид-ским, гре-чес-ким, ла-тин-ским, ту-рец-ким, си-рий-ским язы-ка-ми, а так-же ив-ри-том, сан-скри-том и хин-ди. Эти зна-ния спо-собст-во-ва-ли вы-ра-бот-ке им прин-ци-пов пе-ре-во-да ес-тест-вен-но-на-уч-ной тер-ми-но-ло-гии с од-но-го язы-ка на дру-гой. Со-здан-ная аль-Би-ру-ни на поч-ве араб-ской гра-фи-ки сис-те-ма тран-скрип-ции во мно-гом пред-вос-хи-ща-ла со-вре-мен-ную сис-те-му пе-ре-да-чи ин-дий-ских слов в ур-ду.

Ин-те-рес-ный факт: аль-Би-ру-ни уми-рал в пол-ном со-зна-нии и, по-про-щав-шись с друзь-я-ми, спро-сил по-след-не-го: «Что ты тол-ко-вал мне од-наж-ды о ме-то-дах сче-та не-пра-вед-ных при-бы-лей?» «Как Вы мо-же-те ду-мать об этом в та-ком со-сто-я-нии?» – изум-лен-но вос-клик-нул тот. «Эх ты! – ска-зал уче-ный еле слыш-но. – Я ду-маю, что по-ки-нуть этот мир, зная от-вет на этот во-прос, луч-ше, чем уй-ти из не-го не-веж-дой…»

По ма-те-ри-а-лам: Бул-га-ков П.Г. Жизнь и тру-ды Бе-ру-ни. Таш-кент, «Фан», 1972.

Аль-Бируни — учёный, преуспевший в самых разных областях научных знаний своей эпохи, говорил и писал на пяти-шести языках и готов был учиться до самого конца жизни.

Краткие вехи жизненного пути.

Родился будущий учёный и мыслитель 4 сентября 973-го года в городке Кят на территории Хорезмского государства (ныне Афганистан). По рождению он получил имя Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада Аль-Бируни. Считалось, что Аль-Бируни вышел из кругов ремесленников, а семья имела иранские корни. Не смотря на скромное происхождение юноша проявлял серьёзное увлечение наукам и получил приличное образование у довольно известного математика и астронома тех времен Ибн Ирака. Кроме вышеперечисленных наук педагог обучал ученика также философии.

Смышленому молодому человеку хотелось разбираться во всем. Таким образом в числе его многочисленных трактатов и трудов числятся работы по геологии, математике, астрономии, тригонометрии, естествознанию, минералогии, медицине, истории и другим.

Владение языками.

В детстве Абу Райхан разговаривал на родном для тех мест, где родился Хорезмском наречии. В дальнейшем обучился арабскому, позднее персидскому, греческому и другим языкам, освоил в том числе и санскрит. Как и все «большие» мыслители скромно говорил, чтоб слабо знает каждым из этих языков. Общался и работал, в основном, на арабском, считал, что на родном языке удобно только сказки читать. У ученого по этому поводу есть довольно известное высказывание, что ему приятнее слышать ругательства на арабском, нежели получать похвалу по-персидски.

Служба и путешествия.

Мыслитель успел послужить в правительственных кругах почти всех династий, правивший в Афганистане в ту эпоху, когда он изучал мир. И поэтому ему пришлось немало путешествовать по странам и городам Востока. Удалось ему провести несколько лет и в Индии, что оказало на учебного серьёзное влияние. Здесь помимо местной истории, обрядов и канонов Аль-Бируни посвятил много времени астрологии, описал теорию лунных и солнечных затмений и попробовал изучить их влияние на Землю, попытался описать солнце и звезды, правда приписывал звёздам в отличии от планет огненное происхождение. Своим главным трудом учёный считал «Трактат Мас’уда» — учение по астрологии и тригонометрии, в котором он рассчитал диаметр планеты, а также угол отклонения оси Земли (эклектики) относительно линии экватора. Данный трактат назван именем покровителя ученого.

Аль-Бируни очень заинтересовался трудами Аристотеля и позднее, познакомившись с Авиценой, обсуждал значение этих исследований с ним, а также в своей переписке учёные обсуждали естествознание. Как ученый-энцеклопедист Аль-Бируни в первых же своих трудах систематизировал различные методы и варианты календарных исчислении. Позднее описал и дал характеристики более пятидесяти минералам и металлам, позднее попавшим в Менделеевскую таблицу.

04.10.973Учение до последнего вздоха.

Современников исследователи всегда поражало его стремление к постоянному самообразованию и расширению своих знаний во всех сферах, а не в одной конкретной. До последних дней жизни Аль-Бируни сохранил ясность ума, вёл беседы со своими учениками. Говорят, что даже когда 75-летний учёный почувствовал приближение конца, то поинтересовался у одного из друзей о системе подсчёта нечестных прибылей, которую тот разрабатывал. И когда друг сказал, что не об этом нужно думать в такие моменты, умирающий учёный ответил, что не хотел уйти из жизни невеждой. Официальной датой кончины считается 9 декабря 1048-го года.

Немного об историческом наследии.

Родной город Хорезмского государства Кят позднее переименован в Беруни в честь своего известного выходца. В Ташкенте это имя носят институт, техникум и станция метро. За достижения в астрономии этим именем названы астероид и один из лунных краторов. Памятники ученому установлены на его родине.