Тематическое занятие «Учится - что это значит?»

Клуб «Подросток», 16.09.2017 г.

Ясинская О.В., руководитель клуба

Цель: сформировать у учащихся представление об учебной мотивации и способах ее повышения

Задачи:

Изучить отношение учащихся к учебе, сформировать представление о причинах недостаточно высокого уровня учебной мотивации и возможности его повышения

Развивать логическое мышление, умение высказывать свое мнение, работать в группе и совместно находить ответ на поставленный вопрос

Способствовать воспитанию межличностного взаимодействия между учащимися.

Оборудование

Ход занятия

Приветствие ведущего.

Здравствуйте ребята. Совсем недавно начался учебный год, начались уроки, вы взялись за учебу. Как правило, в начале года у большинства подростков есть желание учиться, но со временем у многих оно постепенно уменьшается. Сегодня я предлагаю вам задуматься над таким вопросом: «Учиться – что это значит?» . Что стоит за этим словом? Мучение или увлечение? Скучные нудные уроки или интересные и полезные в жизни знания?

Кто из вас любит учиться? А кому нравится ходить в школу?

Игра на приветствие «В школе мне нравится…»

Ведущий бросает каждому из участников мячик. Тот, кто поймал, должен продолжить высказывание.

Ведущий:

- Каждый школьник хочет хорошо учиться. Об этом же мечтают и его родители. Но подчас у ребят возникают проблемы с успеваемостью, и тогда от взрослых приходится слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.

Такая ситуация зачастую связана не с ограниченной работоспособностью ребенка или его невысокими интеллектуальными возможностями, а с падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. О том, что такое учебная мотивация и как ее повысить, мы сегодня и поговорим.

И начнем наш разговор с народной мудрости: “Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя”. Как вы понимаете это выражение?

Игра “Собери пословицы”

Педагог-психолог предлагает ребятам снова обратиться к народной мудрости и вспомнить пословицы об учебе. Можно провести между командами. Каждая команда получает разбросанные пословицы. Задача: собрать правильно пословицы и объяснить их.

Пословицы:

Век живи... (век учись).

Ученье - свет, а... (неученье - тьма).

Не стыдно не знать... (стыдно не учиться).

Ученья корень горек... (да плод сладок).

Ученье лучше... (богатства).

Рукой победишь одного... (головой - тысячи).

Учиться всегда... (пригодится).

Учиться никогда... (не поздно).

После обсуждения данных пословиц ребята приходят к выводу: в народе учение всегда считалось великим и почетным трудом.

Проблемная ситуация

Предлагается проблемный вопрос: с чем может быть связано нежелание подростка учиться, если учеба изначально должна восприниматься им как самое важное дело?

Ребята высказывают свое мнение в ходе свободной беседы. Педагог может фиксировать на доске варианты ответов. Один из них обязательно будет связан с проблемой мотивации. На нем педагог акцентирует внимание детей и отмечает:

- Слово “мотивация” происходит от латинского глагола movere - двигать. Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Мотив можно представить как энергетическую батарейку личности. От уровня заряда этой батарейки зависит интенсивность деятельности человека. Нет у человека внутреннего мотива к выполнению какого-либо дела - значит, не будет и движущей силы. И дело это обречено на провал, так как человек воспринимает его как нудное, скучное, ненужное.

Мозговой штурм”

Ребята разбиваются на 4 группы. Каждая получает листок со своим вопросом, обсуждает его и записывает ответ в течение 2 мин. Затем передает листок с вопросом соседней группе по часовой стрелке, а от другой группы получает новый вопрос для обсуждения. Таким образом, за 8 мин. обсуждения все группы составляют свои ответы на предложенные вопросы:

Что значит учиться?

Важно ли самообразование?

С чем могут быть связаны трудности в учебе?

Должны ли помогать родители в учебе?

Организуется обсуждение: каждая группа отвечает на свой первоначальный вопрос, остальные соглашаются или высказывают иное мнение.

В итоге приходят к выводу: если ребенок заинтересован в обучении, то он способен к самообразованию, преодолению различных трудностей в учебной деятельности, не требует постоянной помощи родителей.

Проблемная беседа “Что снижает учебную мотивацию? Как с этим бороться?”

В ходе обсуждения определяются следующие ответы на поставленные вопросы (педагоги их комментируют):

1. Отвлекающие факторы детской жизни .

Обучение требует от школьника значительного количества времени, причем не только в школе, но и дома. И здесь возникает проблема противостояния различным соблазнам, которых рядом с современным ребенком предостаточно: телевизор, компьютер, телефон и др. Как решить эту проблему? Тренировать силу воли. Ставить перед собой четкую задачу: сначала сделаю уроки, а затем буду развлекаться.

2. Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина.

В школе зачастую детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, совместных с учителями и родителями творческих дел. В этой связи подросткам нужно не бояться проявлять инициативу, предлагать учителям приемлемые способы разнообразить урок (в рамках той или иной учебной темы) или совместный досуг. Если педагоги увидят заинтересованность и ответственность своих учеников, они всегда поддержат эти начинания, а, возможно, и внесут встречное предложение, которое окажется еще более интересным.

3. Повышенная требовательность родителей к результатам учебы.

В некоторых семьях, к сожалению, существует лишь одна тема для разговора подростков и родителей: тема учебы. Причем родители интересуются только отметками в дневнике, не утруждая себя расспросами о проблемах, которые возникают у ребенка в школе. Ситуация эта довольно сложная. Она может быть связана с недоверием родителей, вызванным случаями обмана, отсутствием в семье традиции обмениваться своими впечатлениями о прошедшем дне, личными переживаниями. Чтобы как-то исправить ситуацию, подростку необходимо не отгораживаться от родителей, а стремиться к общению с ними: рассказывать о своих делах, интересоваться их успехами и, конечно, стараться всегда говорить правду, чтобы родители узнавали о промахах своего ребенка от него самого, а не от посторонних людей. Чем больше родители доверяют ребенку, тем спокойнее относятся к его неудачам.

4. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Осложняют учебную деятельность такие качества характера человека, как неусидчивость, нетерпеливость, невнимательность. Преодолеть их можно только самовоспитанием. Сложности в учебе могут быть вызваны и несформированными общеучебными умениями и навыками - работы с книгой, счета, письма, умения слушать учителя и одноклассников, концентрироваться на учебном материале, формулировать свою мысль и четко ее излагать и др. Эти навыки неслучайно называются общеучебными - они являются основой всей учебной деятельности, залогом ее успешности. Подростку важно знать свои слабые места и самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Например, высокая скорость чтения позволяет быстро и качественно усваивать большой объем учебного материала. Повысить ее можно специальными упражнениями, частым чтением книг, что, кстати, способствует и расширению кругозора, так необходимого для успешной учебы.

Вывод:

современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, сильное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки, к преодолению всех трудностей в учебной деятельности. Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей необходимыми способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе.

Ролевая игра “У меня нет... ”

В центре класса выставляются две парты со стульями. Четыре ученика занимают места за партами. Они будут принимать участие в ролевой игре. Остальные ребята - наблюдатели.

На парте перед каждым учеником педагог выкладывает набор школьных принадлежностей - тетрадь, учебник, дневник, простой карандаш, ручка, линейка. Затем демонстративно забирает у каждого ученика по одному предмету: у первого - ручку, второго - тетрадь, третьего - учебник, четвертого - карандаш. Далее проводит с ребятами импровизированный мини-урок, в ходе которого просит найти информацию в учебнике, открыть тетрадь, записать правило, начертить геометрическую фигуру. В ходе урока постоянно выясняется, что кто-то из учеников не может выполнить задание, так как у него отсутствуют необходимые принадлежности. Учитель каждый раз прерывает урок, просит ребят помочь однокласснику. В конце организуется обсуждение увиденного.

Вопросы для обсуждения:

Было ли вам комфортно на уроке?

Все ли у вас получалось?

Можно ли быть успешным на уроке, если не готов к нему?

От чего зависит успех школьника на уроке?

Завершающий этап

Ребята смотрят сюжет “Через 30 секунд твоя жизнь изменится”.

Вопросы для обсуждения:

Что с вами произошло за эти 30 секунд? Почему?

Вывод: учиться - это специальная, особая работа!

Алгоритм научения

Ведущий предлагает ребятам вспомнить случаи из жизни, когда они захотели чему-то научиться и добились этого. Что для этого пришлось сделать?

После того как ребята расскажут свои истории, педагог делает вывод: существует общий алгоритм научения чему-либо. Он предполагает три шага:

1. Выявление причины затруднения. Я хочу что-то сделать, но не могу. Почему?

2. Построение проекта выхода из затруднения. Что я должен сделать, чтобы устранить причину затруднения? Каков будет план моих действий?

3. Реализация построенного проекта. Действую по плану. У меня есть новый способ! Повторю его еще раз!

Вопросы для обсуждения:

Так что значит учиться? (Учиться - это когда ты сам хочешь получить какой-то навык, ищешь для этого необходимую информацию, осваиваешь ее и в итоге делаешь то, что раньше не получалось.)

Какое же самое главное правило учения - одно для всех? (Учиться надо самому.)

Демонстрация и обсуждение видеосюжета

Дети смотрят сюжет “Уилл Смит - мотивация”.

После обмена мнениями делается вывод: успех в учебе - это успех в жизни!

Рефлексия

Смайлики (учащимся предлагается по очереди нарисовать на листочке смайлик, который соответствует их настроению на уроке: !! особенная улыбка – если все понравилось и получили полезную информацию,  - простая улыбка, если было интересно, без эмоций - если занятие не вызвало особенных эмоций, грустный  если было скучно и неинтересно)

Заключительное слово ведущего

Выводы по рефлексии. Благодарность за работу. Пожелание успешного дня.

Статья

Учебная деятельность и умение учиться

Долгополик Валентина Николаевна,
Козьмина-Соколова Татьяна Борисовна ,
учителя начальной школы ГБОУ СОШ №10

Что значит учиться? Как на начальной ступени ребёнок научится действовать при решении разнообразных учебных, практических, игровых, познавательных и других задач, зависит не только успешность его дальнейшего обучения, но и его развитие, личностное становление, судьба. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют стиль поведения в учебном процессе. Школа должна так построить своё влияние на ребёнка, чтобы этот стиль эффективно помогал каждому учащемуся познавать мир и себя, определять своё место в нём адекватно своим способностям и особенностям.

Уметь учиться - это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. В педагогическом толковании учиться - выполнять всё то, что предусмотрено образовательным учреждением. Учебная деятельность ребёнка в этом смысле состоит из разных действий или видов и подвидов учебной деятельности, например: выполнение домашней работы; подготовка своего рабочего места к уроку; ведение дневника; написание строчек букв цифр; решение математических задач; вычерчивание геометрических фигур; списывание текста или написание изложения на уроках русского языка; выполнение физических упражнений на уроках физкультуры и во время физкультминуток на уроках по другим учебным предметам; заучивание стихотворений и т. д.

Термин учебная деятельность в этом смысле иногда заменяют терминами учебная работа, учебный труд. Использование термина учебная деятельность в этом смысле целесообразно при рассмотрении вопроса общей организации учебного процесса в школе, классе, на уроке, при выполнении классных и домашних работ, использовании групповых и индивидуальных, репродуктивных и интерактивных форм обучения. Уместно использование этого термина в рассматриваемом смысле и тогда, когда говорят о рациональной организации в целом той части жизни ребёнка, которая обусловлена его обучением в школе. Такая учебная деятельность является характеристикой учебного процесса, а не обучаемого индивида.

Жизнь современного школьника, его учебная деятельность в рассматриваемом понимании существенно изменилась. Уметь учиться в современных условиях - это уметь выбирать виды и формы своей учёбы (например, выбирать факультативы, уровень сложности заданий и т.п.); рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течении дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создаёт угрозу здоровью или по другим основаниям.

В психологии в рамках деятельной парадигмы выработалось другое содержание понятия учебная деятельность. Оно возникло в трудах Л.С.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, Г.А.Цукермана и других, основано на психологическом понятии деятельности(А.Н.Леонтьев) и оформилось в виде концепции учебной деятельности в начале 80 - х годов прошлого века. Коротко, содержательно и конструктивно эта концепция представлена в статье В.В.Давыдова и А.К.Марковой « Концепция учебной деятельности».

Смысл психологического понятия учебная деятельность происходит от понятия деятельности, представленного в работе А.Н.Леонтьева «Деятельность, сознание, личность», и связан с классификацией видов деятельности.

Таким образом, учебная деятельность в психологическом смысле - это деятельность субъекта, в которой главной и осознаваемой целью субъекта является получение знаний(о мире, человеке, себе, математике, числе, правилах орфографии, животном мире, способах анализа литературного произведения, способах изготовления изделий из бумаги и т. д.), овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, овладение способами получения знаний.

Структуру учебной деятельности в психологическом смысле составляют: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличии условий её достижения; учебные действия, направленные на решение учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели.

Обучение умению учиться или процесс формирования учебной деятельности понимается при этом как «управление взрослым… процессом становления учебной деятельности школьника. Полноценное управление процессом предполагает отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи, постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.

Уметь учиться - значит уметь эффективно выполнять учебную деятельность: ставить учебные цели, выявлять и выбирать условия для их достижения, выбирать и конструировать учебные действия, адекватные учебные цели, осуществлять рефлексию своих действий, самоконтроль и самооценку степени достижения принятой цели, коррекцию или дополнение учебных действий (если это необходимо), умение выполнять все действия сначала в специально организованных учителем условиях и под его руководством, а затем самостоятельно в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Работа учащихся в режиме учебной деятельности на уроках и дома всё ещё редка. Направленность обучения на формирование учебной деятельности - один из резервов повышения его эффективности.

Использованная литература

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьника//Вопросы психологии.1981.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,личность.М.,Политиздат,1977.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.Учипедгиз.1946

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.Знание.1974

Сегод ня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Объём научной информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Научить учиться не просто, иначе и мы с вами – педагоги давно бы этому научились. Для начала на заседаниях ШМО мы решили разобраться, а что же это значит – уметь учиться?

Ребёнок пришёл в школу с красивым портфелем – он уже умеет учиться? Ясно, что дело не в портфеле и не в том, что он пришёл в школу, -учиться можно и дома.

Вот ученик выполнил задание учителя – он учится учиться? Опять нет, так как он учится точно выполнять предписание. А учиться, то есть «учить – себя» - значит, самому давать себе предписания.

Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно построить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития, ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности.

Возникают новые вопросы. Что такое учебная деятельность? Какое место занимают в учебной деятельности учащиеся и педагог? Что является исходным материалом и продуктом учебной деятельности? Какова её структура? И наконец, какие деятельностные способности, и при каких условиях будут развиваться у учащихся в учебной деятельности.

Для ответа на эти вопросы мы изучили много литературы, слушали выступления своих коллег в других школах и итогом данной работы для нас стали эталоны:

Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию в жизни.

Вторым важным выводом для нас стало то, что функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководители мы выбираем способы и средства обучения, организуем образовательный процесс, задаём учащимся вопросы, предлагаем задания. Как помощники – отвечаем на их вопросы. В ходе урока мы постоянно меняем свою позицию, но в какой бы роли мы не выступали, основная задача – помочь учащимся в самоизменении, в том, чтобы научить их учиться.

Поэт Борис Слуцкий писал: «Ничему меня не научит

То, что тычит, талдычит, жучит»,

А это значит, чтобы научиться чему-либо, учащийся должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку – поставить цель. Это может произойти в том случае, если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам. Включить каждого ребёнка в учебную работу помогает технология деятельностного метода, так как именно эта технология создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения; решает проблему преемственности и непрерывности образовательного процесса между ступенями обучения; развивает самостоятельность мышления, интерес к предмету, творческие способности учащихся обеспечивает психологическую комфортность, нацеливает детей на успех. Вот так мы пришли к выводу, что системно-деятельностный подход позволяет нам – учителям не на словах, а на деле обеспечить качественную реализацию социального заказа нашего общества: саморазвитие личности и создание условий для её реализации.

Причём использовать деятельностный метод можно как в урочной так и внеурочной деятельности. Хочу предложить вашему вниманию заседание клуба «Мы и окружающий мир», которое проходило совместно у учащихся 2-х и 4-х классов. Четвёртый класс обучается по УМК «Перспективная начальная школа», здесь программой предусмотрены темы: «Учимся делать научное сообщение», «Даём оценку выступлению своих товарищей», да и сами заседания клуба. Второй класс обучается по УМК «Школа 2100». У четвероклассников такие заседания проходят систематически. На одном из них и родилась идея провести заседание вместе с второклассниками. Важно не пропустить этот момент в жизни младшего школьника: когда дети уже могут и ещё хотят расширять свой кругозор путём самостоятельного поиска информации и передаче её другому под ненавязчивым руководством учителя.

Итак, на заседании практически сразу перед детьми возникла проблема: вместе с Афанасием найти объяснение:

Что могут обозначать числа 6, 6 и 4?

Прозвучало много предположений. Дети начали искать правильное среди них. Сначала работа проходила в парах. Перед детьми стояла задача восстановить деформированный текст. На данном этапе работы был сделан предварительный вывод: данные числа каким то образом связаны с материками, океанами и частями света.

Затем с опорой на уже восстановленный текст работа проходила в группах малого состава, а точнее это два ученика 2 класса и ученик – консультант из четвёртого класса. Перед детьми стояла задача разгадать кроссворд. Проверка происходила с помощью интерактивной доски. Получив слово «материк» учащиеся ещё раз убедились в том, что они на правильном пути. Далее все разгаданные объекты надо было найти и показать на карте полушарий. Последним был назван и показан материк на котором живём мы. На следующем этапе роль старшего наставника перешла к четвероклассникам. Они выступали с научными сообщениями о расположении, населении, животном и растительном мире, используя ресурсы интерактивной доски: это и защита презентаций подготовленных в творческих группах. Причём второклассники не были пассивными слушателями, так как и материал преподносился не шаблонно и параллельно шло закрепление услышанного и увиденного с помощью дополнительного материала учебника. Так незаметно мы подошли к логическому завершению, сделав вывод: материков-6, частей света-6, океанов-4.

Зачем же стоять на месте, нужно двигаться вперёд: учить иначе – так, чтобы дети работали на уроке по-новому, лучше, сами.

Учиться - значит учить себя

Для чего люди учатся? Для того чтобы стать образованным, т.е. приобрести некоторую сумму систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности, а также достигнуть определенного уровня духовного развития. Так понимают цель учения, очевидно, не все. Иногда, принимая решение учиться, некоторые исходят из довольно упрощенных побуждений, например, учиться, чтобы занять более высокое положение на служебной лестнице и т.п. Но даже те, кто вначале руководствовался подобными целями, обычно рано или поздно приходят к пониманию объективной ценности образования. Зато в понимании того, как получить образование, как учиться, весьма нередки и ложные представления, и прямые заблуждения. Иногда рассуждают так: «Вот поступлю в школу, в школе есть учителя, они меня научат, сделают образованным». Конечно, очень хорошо, что приступающие к учению полны такой веры в учителя, в значительность его роли как носителя знаний, организатора и руководителя учебно-воспитательной работы. Но если человек все надежды возлагает только на учителя и не задумывается о собственных обязанностях в учебном процессе, представляя себя в роли лишь некоего механического приемника знаний, идущих от учителя, то он глубоко заблуждается относительно плодотворности начатого дела.

Нельзя стать подлинно образованным человеком лишь на основе пассивного восприятия и запоминание того материала, который излагает учитель. Во-первых, человеческая память – не магнитофонная лента, она не в состояние зафиксировать и прочно удержать все сказанное и услышанное, а те обрывки, которые не произвольно удерживаются в памяти, не составляют системы и не дают образования. Во-вторых, без собственных мыслительных усилий, без самостоятельного обдумывания и переработки того, что услышано от учителя или прочитано в книгах, не будут развиваться познавательные силы человека, следовательно, также не будут достигнуты цели образования. Л. Н. Толстой справедливо утверждал, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Прогрессивные педагоги считали, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщится, должен достигнуть это своей деятельностью, собственным напряжением…

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится, то есть и осмысливает программный материал, и овладевает необходимыми умениями и навыками, и вырабатывает у себя нужные моральные качества. Поэтому, приняв решение, учится, каждый поступающий в школу любого типа должен запомнить следующее.

1. Главную работу по изучению курса основ наук каждый учащийся должен выполнить самостоятельно, всемерно используя при этом помощь, которую оказывает своим питомцам школа. В вечерних школах удобные для учащихся формы обучения – очная и заочная. Отличие очного обучения от заочного лишь в том, что очник может больше времени, чем заочник, уделять классовым занятием, непосредственному общению с учителями, но это не освобождает его от обязанности и необходимости самостоятельно работать над учебным материалом.

2. Умение самостоятельно учиться – не простое занятие, это целое искусство, но им может и должен овладеть каждым учащимся.

3. Глубокие, прочные и систематические знания приобретают только постоянным, добросовестным и правильно организованным трудом. Нельзя приобрести никаких серьезных знаний, если учиться не систематически, то, посещая занятия, то, пропуская их, то, берясь за книгу, то надолго ее забрасывая.

4. Жажда знаний, целеустремленность и крепкая воля должны быть неотъемлемыми качествами каждого, кто решил учиться; поэтому объективные помехи (например, выезд в командировку, служебная перегрузка и т.п.) не должны прерывать учебных занятий. Возможно придется переменить форму учения (с очной перейти на заочную), обратиться к кому-то за помощью, но не надо сдаваться, надо найти в себе силы продолжить учебу даже в самых трудных условиях.

5. В учебном плане общеобразовательной школы нет ненужных или малозначащих предметов: только усвоение всех учебных дисциплин делает человека всесторонне образованным.

6. Встречаясь в ходе самостоятельной работы с трудностями и непонятными вопросами, можно обращаться за помощью не только к учителям, но и к более сильным товарищам, родственникам, знакомым и т.д. Одного не следует делать: просить, чтобы кто-то в порядке «помощи» решил задачу, дал списать сочинение и т.п., точно так же не следует механически списывать с доски решение задач и примеров, предложений с орфографическими трудностями. Все письменные работы, как классные, так и домашние, нужно выполнять самостоятельно. Необходимо составить расписание домашних занятий, выделяя для них ежедневно 1-2 часа. Заниматься следует всеми предметами, чтобы закреплять домашней самостоятельной работой, знания, полученные в классе. Нужно готовиться к каждому классному занятию и зачету, помня, что не сделанное сегодня увеличивает учебную нагрузку завтрашнего дня. Не допускать отставания в учебной работе, помнить, что потеря темпа и ритма в занятиях часто приводит к потере учебного года.

РАБОТА С КНИГОЙ

Книга – не только собирательница и хранительница все умножающихся человеческих знаний. Она стала главным источником обогащения знаниями сменяющих друг друга поколений.

Иногда можно услышать мнение, будто сейчас время книги уже миновало, что она начинает утрачивать свое положение главного источника знаний, ибо появились и все больше укрепляют, свои позиции такие источники информации, как телевидение, кино, радио, компьютер. Никто не отрицает великой роли этих средств массовой передачи мыслей, но неправильно было бы противопоставлять их книге, думать, что они способны вытеснить и заменить книгу.

ЧТЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО

Никакое нужное человеку богатство не лежит свободно на поверхности и не дается в руки без труда. Металл можно добыть из земных недр, выплавить его из руды, обработать. Для получения хлеба нужно вспахать землю, посеять зерно, убрать урожай. И все это требует труда и умения.

Так и со знаниями, хранящимися в книгах. Книга не отдает своих сокровищ легко и любому человеку. Недостаточно владеть лишь элементарной техникой чтения, книга требует от читателя большего – владения всеми «секретами» искусства чтения, рациональными методами чтения. Книга преданно и безотказно служит тому, кто сумел её подчинить, сделать её своим другом и помощником. Она держит себя недоступно по отношению к тем самонадеянным и самообольщающимся людям, которые думают, что уже научились читать, лишь постигнув, как складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Великий немецкий поэт и мыслитель Гёте, очевидно, о таких людях говорил, что они и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Имея за плечами почти восьмилетний читательский опыт, он все ещё продолжал считать себя далёким от цели.

Научиться читать – это, значит, научиться извлекать из книги всю пользу, которую она способна дать; говоря языком физики, - максимально поднять коэффициент полезного действия чтения. Ведь нередко неумелый читатель уподобляется тем нерадивым хозяевам, которые чуть ли не половину выращенного урожая оставляют на земле. А разве редки случаи, когда за целый учебный год учащийся не усваивает и половины содержащегося в учебнике ценнейшего и интереснейшего материала, и лишь потому, что не научился правильно пользоваться книгой.

Следовательно, подлинную пользу приносит не всякое чтение, а только чтение правильное, разумно поставленное.

Чтение называют одним из самых эффективных инструментов познания. И как всяким инструментом, им необходимо уметь пользоваться. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть элементарной техникой дифференцированного (расчленяющего) чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренировать и совершенствовать эту технику.

Что же это за «техника дифференцированного чтения » и как ею овладеть?

Для человека, серьёзно поставившего перед собой задачу учиться самостоятельно, это один из важных вопросов. В школе овладеть методами работой с книгой помогают учителя. Но много можно достигнуть и самостоятельно, если проявить достаточно воли, желания и настойчивости. Для этого необходимо знать, что читать, как читать, какие вспомогательные средства следует использовать для повышения эффективности чтения.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Для человека, обучающегося в вечерней или заочной школе, а также самостоятельно готовящегося к сдаче экзаменов в порядке экстерна, этот вопрос решается как будто просто: прежде всего, читать то, что требует школьная программа, то есть читать учебники, рекомендуемые художественные произведения и критические статьи, первоисточники (например, по истории и обществоведению). Ответ этот правилен, но не полон. Ведь программой определен только минимум вопросов, если оно ограничивается лишь кругом тех вопросов, которые возможно рассмотреть в классе. Поэтому самостоятельное внеклассное чтение как по дисциплинам гуманитарного, так и естественно-математического цикла является неотъемлемой частью образования.

Чем руководствоваться при выборе книг для внеклассного чтения?

Меньше всего даёт бессистемное, беспорядочное, нецелесообразное чтение, по принципу «что под руку попало». Уже сейчас книжная продукция необъятна, она непрерывно и стремительно пополняется, наряду с хорошими книгами, появляются произведения слабые, малоценные. Все это требует тщательного отбора материала для чтения, решительного отметания того, что для читателя представляет незначительный интерес.

Выбор книга для самостоятельного внеклассного чтения всегда будет определяться интересами, склонностями, индивидуальными качествами каждого читателя. У человека, интересующегося техникой, в списке будет преобладать техническая литература; человек, интересы которого лежат в области истории, будет читать книга на исторические темы и т.д. Однако не следует полностью пренебрегать литературой, выходящей за круг личных пристрастий. Так, многие произведения классической литературы не изучают в школе текстуально. Но немыслимо представить культурного человека, который увлекается техникой и не читал, например, «Обломова» И.А. Гончарова, «Былое и думы» А.И. Герцена, «Анну Каренину» и «Воскресенье» Л.Н. Толстого, «Тихого Дона» М.А. Шолохова и т.д. Равным образом обедняет себя и тот почитатель поэзии и искусства вообще, который не считает нужным знакомиться с достижениями науки и техники, со значительными трудами в области биологических и общественных наук. Кто же поможет составить личный план внеклассного чтения? Как в необъятном море найти нужную и ценную книгу?

Первым консультантом в этих вопросах является, без сомнения, учитель, который в своей области знает и основную и дополнительную литературу и может дать квалифицированный совет. Второй консультант – это библиотекарь, особенно если он получил соответствующее образование и имеет опыт работы с читателями. В библиотеках, где свободный доступ к книжным полкам, многое может дать самостоятельный просмотр книг, ознакомление с помещенными в них аннотациями, беглое чтение оглавлений. Кроме того, в каждой библиотеке ведется катаог систематическом порядке. В большинстве библиотек пользуются систематическими каталогами, в которых книги по отраслям знаний. Просмотр каталога – еще один путь, помогающий узнать о существовании книги и отобрать для данного читателя работы. Особенно полезны каталоги, снабженные аннотациями, т.е. краткими описаниями содержания книг, а иногда и их оценкой. Каждый, что решил серьезно использовать чтение в качестве инструмента познания, должен знать о существовании такой отрасли знания, как библиография (от двух греческих слов: biblion - книга + qrapho – пишу). В задачу библиографии входит выявление, описание, раскрытие и оценка произведений печати. Результаты этой работы оформляются в виде различных указателей, обзоров, списков литературы. Словом “библиография” обозначают не только отрасль знаний, но и списки, указатели и образы книг. Для людей, самостоятельно изучающих основы наук, особое значение имеет рекомендательная библиография, помогающая в существующих книжных богатствах и отбирать из них самое необходимое. Библиография справедливо называют “компасом в книжном мире”. Как нельзя пускаться в открытое море без компаса, так невозможно ориентироваться в обилии книг без библиографических указателей, справочников, описаний. Библиографические материалы печатают в специальных периодических изданиях, таких, как журнал “В мире книг”, газета “Книжное обозрение”, в отдельных тематических библиографических сборниках, указателях, справочниках. Библиографические материалы в большем или меньшем объеме можно найти почти в каждой газете, в толстых и тонких журналах. (обратите внимание на ударение и правильно произносите это слово),т.е. перечень книг, имеющихся в библиотеке. Чаще каталоги составляют в форме карточек, расположенных в каком-либо

Итак, при отборе литературы для самообразования (а самообразованием должны заниматься и учащиеся очных школ, рассматривая уроки лишь как начало и базу для самостоятельных занятий) никто не представлен самому себе. Направляющая и руководящая деятельность учителей, работа разветвленной сети библиотек, широко и квалифицированно поставленная библиографическая работа – все это призвано тем, кто оправляется в поход за знаниями. Не всякую потребовавшуюся в данный момент литературу можно тут же приобрести в книжном магазине в личное пользование, да и не всегда это следует делать: подбор книг для личной библиотеки - вопрос особый, поэтому нужно помнить, что первыми помощниками являются общественные библиотеки – вопрос особый. По этому нужно помнить, что первыми помощниками при самообразовании являются общественные библиотеки, и следует приучить себя пользоваться их услугами.

КАК ЧИТАТЬ?

Мы установили, что даже выбор книги для чтения - не такая простая задача, как это представляется некоторым малосведующим людям, что и в самом, казалось бы, несложном деле нужна опора на определенные принципы, необходим, например, известный запас библиографической осведомлённости. Тем больше умения требуется для того, чтобы суметь правильно прочитать книгу, извлечь из неё всю пользу и богатство, которые она таит в себе. Это значит, что нужно знать методы работы с книгой и хорошо владеть ими.

Методы работы с книгой не универсальны, они зависят от цели, которую ставит перед собой читатель в каждом конкретном случае. Суммируя взгляды разных исследователей, можно назвать следующие четыре основных метода чтения.

1. Чтение – просмотр, когда книгу быстро перелистывают, изредка задерживаясь на некоторых страницах. Цель такого просмотра – первое знакомство с книгой, получение общего представления о её содержании.

2. Чтение выборочное, или не полное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.

3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (конечно, в собственной книге).

4. Чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.

В самостоятельной работе с книгой применяют все перечисленные методы, но в период, когда человек систематически работает над условиями основ наук, особое значение имеет последний метод – изучение книг.

Для успеха всякого чтения важно отчетливо знать его цель, помня, что цели могут быть широкими и узко практическими. Так, человек может обратиться к книге для того, чтобы удовлетворить жажду познания, овладеть специальностью или усовершенствоваться в ней; лучше познать прошлое или научиться разбираться в окружающей жизни; научиться логически, мыслить, рассуждать; научиться решать задачи, писать сочинения, выступать с докладами; удовлетворить свои эстетические запросы и т.д. Могут быть и другие цели:

· найти подтверждение, обоснование какой-то мысли, вывода; получить справку по интересующему вопросу;

· получить возможность решить такую-то задачу, выполнить такую-то работу;

· узнать мнение, чтобы принять его к руководству или, на оборот, оспорить его;

· подготовиться, чтобы передать знания другим;

· добыть данные для сопоставления или противопоставления каких-то явлений, событий, литературных персонажей;

· понять, как пользоваться чем-нибудь (машиной, инструментом, препаратом) и т.д.

Каждая из перечисленных или другая из неназванных, но возможны целей, накладывает свой отпечаток на характер чтения. Однако, во всех случаях, при любых поставленных целях читатель должен придерживаться определенных правил чтения и настойчиво развивать в себе определенный ряд качеств, повышающих эффективность самообразовательной работы.

Ясно осознанная цель чтения облегчает уже первое знакомство с книгой, она служит своеобразным ориентиром, помогающим быстрее заметить то, что читателю важно, необходимо, интересно. Для повышения эффективности чтения–просмотра большое значение имеет также целесообразный порядок знакомства с содержанием книги. Этот порядок может быть не одинаковым у разных читателей, но важно, чтобы, во–первых, он неизменно соблюдался, и, во–вторых, чтобы прежде чем взяться за основной текст, читатель обязательно ознакомился с имеющейся в каждой книге титульной страницей, а также с оглавлением (содержанием), предисловием (введением), заключением (послесловием), методическим справочным аппаратом (если эти элементы имеются в книге). Привычка, принимаясь за новую книгу, проходить мимо указанных элементов вредна, так как оставляет читателя в неведении относительно многих характеристик, освещающих содержание книги и облегчающих предстоящую работу с текстом.

Титульная страница знакомит читателя с фамилией автора книги, её заглавием (а заглавие чаще всего и тему всей работы), указывает, где, каким издательством и в каком, году издана или переиздана.

Предисловие , написанное автором, редактором книги или авторитетным специалистом рассматриваемых в книге вопросов, обращено обычно непосредственно к читателю. Задача предисловия–облегчить читателю понимание основного текста, раскрыть замысел всего произведения, иногда–подсказать, как пользоваться книгой, словом – как быпредставить книгу читателю. Роль предисловия к книге можно сравнить с ролью напутствия местного жителя человеку, который собирается пройти по незнакомой местности. Получив общее представление о характере местности, путник, несомненно, лучше ориентируется в новых обстоятельствах, быстрее пройдёт нужное расстояние, больше заметит интересного и существенного. Введение тоже преследует цель облегчить понимание основного текста, сообщая те сведенья, которые вводят читателя в круг разбираемых автором вопросов.

Многие книги, особенно капитальные научные исследования, собрание сочинений и т. п., содержат в помощь читателю особый справочный аппарат: примечания, комментарии, именные и предметные указатели, списки использованной или относящейся к исследуемому вопросу литературы, таблицы, схемы, рисунки и т. д. Ознакомившись с титульной страницей, оглавлением и предисловием, бегло просмотрев основной текст, обратив внимание на справочные материалы, просмотрев, наконец, заключение или последние абзацы произведения, читатель, без сомнения, получит довольно определенное представление о книге. Если мнение о просмотренной книге сложилось отрицательное или, несмотря на явные достоинства книги, она не соответствует нынешним интересам, потребностям или возможностям читателя, таким чтением или просмотром можно ограничиться. Если же просмотр показал, что книга полезна и обещает удовлетворить запросы читателя, она будет читаться теперь с двойным интересом и вниманием.

В период школьного учения, когда происходит интенсивное овладение основами наук, особо важную роль играет чтение для изучения содержания книг, учебников в первую очередь. Изучить что-либо, – значит получить об изучаемом предмете, явлении основательные познания, постичь в деталях, стать знатоком в данном вопросе. Но такая степень овладения достигается не сразу, а как завершение целого процесса, в котором можно различить ряд этапов. В начале этого процесса стоит первое сосредоточенное и внимательное чтение, позволяющее охватить содержание книги, раздела, главы в целом. Такой охват содержания как целого еще не дает отчетливого знания, но создает условия для того, чтобы разобраться в прочитанном и понять его. Разобраться же в тексте – это, значит, перейти от целого к частям, мысленно разбить целое на смысловые куски, установить, как эти подразделения текста связаны друг с другом и со смыслом всего целого. Всю эту работу можно проводить мысленно, но ее польза многократно возрастет, если прочитанное и продуманное зафиксировать в той или иной форме. Записывание является важным вспомогательным средством при чтении, без записывания не возможно обеспечить подлинно серьезную работу с книгой. Видам и методике записывания прочитанного посвящена специальная глава в настоящем пособии.

Правильно понятый и отчетливо представляемый после разбора материал обычно хорошо и прочно запоминается (по крайней мере в своей главной сути), чему в большой мере способствует записывание прочитанного. Ведь в ходе записывания проводится такая обработка текста, которая как раз и ведет к выделению в нем наиболее важного, существенного. Одной только отчетливости не достаточно для того, чтобы прочно запомнить материал. От изучающего требуются еще дополнительные активные усилия – попытки воспроизвести (пересказать) изучаемый текст и повторные чтения того, что он уже знает прочитанное. Это иллюзия, самообман. Пока читатель не в состоянии воспроизвести прочитанное, выразить его своими словами, текст не может считаться ни понятым, ни закрепленным в памяти. Однако даже после полного и правильного, но однократного воспроизведения прочности запоминания еще не возникает. Требуется еще ряд повторений, причем лучше через определенные промежутки времени, чтобы изучаемый материал лучше «улегся», закрепился в памяти. И, наконец, последний этап в процессе изучения текста – условие, т.е. не только закрепление в памяти, но своеобразное «срастание» изученного с сознанием читателя, когда материал как бы «переварился», стал «своим».

Совершенно необходимым качеством при всяком чтении, а при чтении с проработкой особенно, является умение полностью сосредоточить свое внимание на читаемом, не думать во время чтения о другом, не отвлекаться поминутно посторонними занятиями или разговорами. Речь идет не о внешних помехах, которые не редко возникают в неблагоприятных бутовых условиях, а о помехах внутренних, причина которых находится в самом человеке, в его не собранности, в отсутствии самоконтроля. Заметив в себе подобную дурную привычку, нужно настойчиво и упорно подавлять ее, волевым усилием заставлять себя во время чтения думать только о читаемом.

Как показывают наблюдения, к числу довольно распространенных помех при чтении относится привычка не вдумываться в читаемое, скользить по верхам, не отделять существенного от второстепенного. Торопливое и поверхностное чтение создает только видимость усвоения содержания и экономии времени. На деле оно, как правило, оборачивается лишь потерей времени и напрасной тратой сил. Для полноценного усвоения материала необходимо поставить четыре задачи:

ü Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить прочитанный материал;

ü Вторая задача – продумать прочитанное;

ü Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки;

ü Четвертая – дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга.

Как видим, чтение – это прежде всего активная работа мысли. Приобрести навык такого чтения возможно, конечно, не сразу, а постепенно, постоянно контролируя себя, на первых порах, несомненно, замедлит темп чтения, но это не должно смущать читателя, серьезно взявшегося за дело. Необходима быстрота чтения, к которой, без сомнения надо стремится, нужно стремится (ведь читать надо много, а время ограниченно), придет в свой час, но уже на прочной основе навыка сосредоточенного и вдумчиво чтения. О быстром или так называемом, динамическом, чтении (которое не следует смешивать с чтением торопливым или поверхностным), в последние годы написано не мало. Такое чтение имеет свои научные основания и сочетается с не менее быстрым и глубоким осмысливание читаемого. Путем особой тренировки читатель может научится одним взглядом быстро схватывать сразу несколько слов, а то и целый небольшой абзац. Люди, не владеющие скорочтением, обычно, даже читая про себя, мысленно произносят все слова. Метод динамического чтения основан на умении воспринимать значение всех схватываемых глазом слов без мысленного их произнесения. При этом память и мышление должны быть так активизированы, чтобы внимательно воспроизвести весь текст. Динамическое чтение требует специальной тренировки, и к овладению им следует подходить с известной осмотрительностью. При этом оно применимо не к каждому виду литературы. Например, вряд ли человек получит удовлетворение своих эстетических запросов от динамического чтения художественного произведения. Зато научную и публицистическую литературу нужно приучатся читать по возможности быстро. Методом динамического чтения владели и успешно им пользовались многие замечательные читатели как в нашей стране, так и в других странах мира.

ЗАПОВЕДИ ЧИТАТЕЛЯ

А. Общие:

1. Не читая все книги на один лад. Способы чтения должны соответствовать цели чтения.

Б. При чтении для образования:

2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».

3. Хотя одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.

4. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.

5. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.

6. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понятно.

7. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.

8. Не бросай книгу недочитанной без самых серьезных причин.

9. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.

10. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».

11. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки.

12. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.

13. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.

14. Чужую критику на книгу читай после книги.

15. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

В. О выборе книги для самообразования:

16.Читай хотя бы немного, но основательно.

17.Читай необходимое, хотя бы интересное.

18.Читай самое лучшее, что можно достать.

19.Читай не слишком легкое, не слишком трудное.

20.Руководись каким – нибудь планом чтения (по программе или совету специалиста).

До сих пор рассматривалось как процесс, связанный с мышлением и сферой чувств человека. Но нельзя забывать, что чтение – это и физическое напряжение, труд, в котором участвует весь организм человека, а всякий труд требует соблюдения определенных правил гигиены. Успех работы с книгой в значительной мере зависит от того, как соблюдает читатель правила гигиены умственного труда. Следует запомнить, что эти правила нельзя понимать как безусловные и обязательные при всех случаях работы с книгой. Жизненные условия и личные особенности людей, совмещающих учение с работой на производстве, столь многообразные и сложные, что общие правила могут служить лишь известными ориентирами и применять их следует, сообразуясь с конкретной обстановкой и возможностями.

Правила эти следующие.

1. Периоды работы с книгой надо отчетливо отделять от периодов отдыха.

2. В работе с книгой не следует делать частых перерывов, но не надо заниматься чтением более 1-2 часов хотя бы без небольшого перерыва.

3. Надо стремиться организовать регулярность занятий, закрепляя для чтения определенное время.

4. Для работы с книгой более предпочтительны утренние или дневные часы; по возможности надо избегать чтения поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

5. Следует рационализировать рабочее место (стул, стол), обстановку, условия работы и орудия труда (пособия, приспособления, письменные принадлежности и т.п.).

6. Надо следить за чистотой воздуха в рабочем помещении, поддерживать умеренную температуру, следить за правильностью освещения (умеренный и ровный свет должен падать на книгу, по возможности, сверху или слева), создавать во время чтения тишину в комнате (выключать радио и т.д.).

7. Надо работать с книгой возможно спокойнее, без лишних движений, потягиваний, болтания ногами и т.п.; не следует читать лежа; не надо читать за едой.

8. Не надо приучать себя к небрежной работе с книгой, однако надо уметь пользоваться и малыми промежутками свободного времени для просмотра и разметки книг, продумывания прочитанного, заучивания наизусть и тому подобных занятий.

9. Надо избегать переутомления и за счет своевременного отдыха увеличивать свою работоспособность. Можно использовать пассивный отдых (кратковременное лежание) или активный отдых (перемена работы). Во второй половине дня желательно применять в различных комбинациях «физиологические стимуляторы» (холодную воду, сахар, физзарядку, усиленное дыхание). Все это особенно важно помнить в периоды наиболее напряженной умственной работы (например, во время подготовки к экзаменам или к сдаче очередного зачета).