Примечание от редакции сайт: В этом году, день Ашура наступает 30-го сентября (суббота). Это значит, что поститься желательно 29-го и 30-го сентября, или 30-го сентября и 1-го октября.

Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. Как передает сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», - и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)

Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала:

«Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)

Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)

Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.

Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.

Согласно науке хадисов, данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.

То, о чем говорится выше, - это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.

Недавно мы вступили в новый год 1440 год по мусульманскому лунному календарю – который начинается с месяца мухаррам. Именно в это время Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его благородные сподвижники совершили переселение – хиджру из Мекки в Медину, и с этого события начался отсчет мусульманского летоисчисления.

Месяц мухаррам – само название которого происходит от слова «харам», запрет, считался одним из четырех священных, запретных, месяцев еще у арабов до ислама. В эти месяцы – мухаррам, раджаб, зуль-када и зуль-хиджжа – было запрещено начинать войны. В Коране говорится об этих месяцах:

«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев, как это записано в писании Аллаха, в тот день, (когда) Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных (месяца)» (9:36).

Самым значимым днем в этом месяце считается десятый день – день Ашура (название которого происходит от слова «ашара», десять). В 2018 году этот день приходится на 20 сентября.

В этот день, согласно различным сообщениям, произошло много знаменательных событий нашей священной истории – на десятый день этого месяца были сотворены Небеса, Земля, ангелы и первый человек – Адам. День Ашура считается днем, когда поминают посланников и пророков – в этот день ковчег пророка Ноя (Нуха), мир ему, благополучно пристал к горе Арарат (Джуди), а пророк Моисей (Муса), мир ему, и его община спаслись от преследований фараона.

Пост в день Ашура

Самым желательным действием, которым следует отмечать этот день, считается пост. По преданию, пророк Нух, мир ему, постился в этот день в благодарность Аллаху за спасение от потопа (передается у имама Ахмада). Арабы до ислама, как передается, также постились в этот день (сообщение передается у Табарани).

Когда заключительный Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его община переселились в Медину, они увидели, что иудейская община держит пост в этот день.

Наш Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался у иудеев: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост?». Они ответили, что это – великий день, в который Господь спас Мусу (мир ему) и его общину (сынов Израиля) от преследований фараона, когда он утонул в Красном море вместе со своим войском. Поэтому Муса и постился в этот день в благодарность Творцу. И мы соблюдаем пост в этот день». Услышав это, Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) воскликнул: «Мы (мусульмане) ближе к пророку Мусе и более достойны следовать ему, чем вы» , и поэтому сам он держал пост в этот день и повелел своей общине держать в этот день пост (Сахих Муслим).

Как передается в хадисах, пост в день Ашура считался обязательным до того, как месяц Рамадан стал месяцем обязательного поста. Когда же был установлен пост в месяц Рамадан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Ашура является одним из дней Аллаха. Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься» (Сахих Муслим). То есть, пост в этот день считается желательным действием, в отличие от поста во время Рамадана.

В сборнике хадисов имама Ахмада приведен хадис, где Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поститесь в день Ашура’ и не будьте (излишне) похожи на иудеев. (Для этого) держите пост за день (до дня Ашура) и день после него».

Отсюда ученые заключают, что самым правильным будет держать пост в девятый, десятый или девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам.

В то же время нужно не забывать, что, хотя пост в этот день является желательным, но воздаяние за него очень велико. Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего года» (Сахих Муслим).

Имам ан-Навави, комментируя подобные хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь прощаются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом» (Комментарии имама Навави к сборнику Сахих Муслим).

Преданный Всевышнему человек, разумеется, не должен думать, что можно грешить весь год, а потом держать пост один или два дня, и все грехи будут прощены. Речь идет о том, что совершение благих дел в некоторые дни особенно вознаграждаемо и ценно для этой и будущей жизни.

Как еще можно отметить день Ашура?

По традиции мусульмане в разных странах в этот день готовят особые блюда, приглашают гостей и раздают садака. Причиной этому служит сообщение, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто увеличивает свои расходы на свою семью в день Ашура, Аллах увеличит его пропитание на весь оставшийся год» (Передают Табарани и Байхаки).

Отсюда делают вывод, что в день Ашура помимо поста, весьма приветствуется щедрость в отношении семьи и трата денег, которые обычно расходуются на еду.

В Турции и некоторых других мусульманских странах на день Ашура готовят особое блюдо, которое так и называют ашуре или ашура, представляющее собой нечто вроде каши из зерен пшеницы, бобов и сухофруктов.

По легенде, история его восходит еще ко временам пророка Нуха (мир ему). Когда ковчег Нуха (мир ему) пристал к горе Джуди (Арарат), он велел своей общине собрать – у кого осталась какая пища. У них оставалось всего по чуть-чуть: немножко зерна, немножко фруктов. И тогда было приготовлено это сытное и вкусное блюдо. Несмотря на то, что это предание вряд ли достоверно, тем не менее, это блюдо традиционно для многих мусульманских народов.

Среди мусульман бытует много заблуждений о дне Ашура. В частности, некоторые считают, что Ашура – это день траура и скорби о мученической смерти имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Для такого мнения нет никаких серьезных причин. День Ашура считался важным днем еще во времена Пророка (мир ему и благословение), тогда как имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) погиб через пятьдесят лет после смерти Пророка (мир ему и благословение).

Итак, день Ашура – это великий день, который следует провести с пользой, соблюдая, по возможности, пост и обращаясь с молитвами ко Всевышнему. ИншаАллах, это принесет нам пользу и успех в обоих мирах.

Муслима (Анна) Кобулова

День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара», что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10 мухаррама 1431 года по хиджре).

По преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

В мусульманской традиции день Ашура посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.

Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».

После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение . В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая - «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

Согласно мусульманской традиции, если кто посетит больного в день Ашура , то это будет равносильно тому, как если бы он посетил всех детей Адама. Тот человек, который в этот день даст напиться страдающему от жажды, получит за это вознаграждение, как если никогда не ослушивался Аллаха. Кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней. Кто проведет ночь, предшествующую дню Ашура, в поклонении (ибадате), а утро будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости от него, то Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ашура , или Шахсей-вахсей – знаменательная для мусульман-шиитов дата, которая отмечается в 10-й день Мухаррама, одного из самых значимых месяцев в исламском календаре. Это день траура, посвященный имаму Хусейну, который мученически погиб в 680 году в одном из самых почитаемых мусульманских городов – Кербеле. День Ашура неукоснительно соблюдается везде, где можно встретить шиитов: Афганистан, Азербайджан, Таджикистан, Ирак, Иран, Кувейт, Пакистан, Ливан, Бахрейн, Саудовская Аравия, Таджикистан и др. Смысл праздника – причастность к героическому поступку великого человека, готового бороться, смелого и отважного; того, кто смог принять мученичество ради Ислама, даже несмотря на то, что знал: борьба безнадежна и ведет к смерти.

День Ашура для шиитов

Основные сведения об имаме Хусейне
Полное имя имама – Хусейн ибн Али. Его отца звали Али ибн Абу Талиб и он был двоюродным братом пророка Мухаммада, четвертым (из 12-ти) преемником пророка. Считается первым имамом в учении шиитов и является первым мужчиной, принявшим Ислам. Мать Хусейна, Фатима Захра – дочь Мухаммеда – была образцом нравственности и чистоты. Хусейн стал третьим имамом шиитов, после того как его старший брат аль-Хасан, который должен был стать правителем, был отравлен по приказу династии Омейядов, желавшей видеть у власти своего наследника. Хусейн был имамом в течение 10-ти лет. Большую часть этого времени царствовал Муавия ибн Абу Суфиана (тот самый, который предположительно причастен к трагической смерти аль-Хасана), а последние 6 месяцев жизни великого имама правил сын Муавии – Язид.

Предпосылки восстания в Кербеле
Поводов для недовольства среди населения было более чем достаточно. Среди первых причин: несоответствие поведения правителей нормам Шариата, который опирается на 2 основных свода правил жизни мусульман: Коран и Сунна. Практически все представители династии Омейядов, кроме Умара второго, который славился своей набожностью и честностью, нарушали предписания Ислама. Например, Язид не стеснялся открыто предаваться развлечениям (вино, танцовщицы). Кроме того, мусульмане не всех национальностей при Омейядах были одинаково почитаемы, как это предписывается Исламом. Мусульмане-арабы явно были в привилегированном положении.

Неуважение к нормам Шариата и гонения в адрес представителей почитаемого семейства пророка Мухаммеда (его традиционное обозначение – Ахль аль-Байт) привели к появлению оппозиции, идейным выразителем которой стал имам Хусейн. На его сторону перешло немалое количество мусульман, которые выражали ему свою поддержку, в том числе письменно. Из Куфы (Ирак), города, ныне священного для шиитов, имаму приходило больше всего сообщений. Люди открыто предлагали поднять восстание и желали видеть своим лидером Хусейна. Он заслужил это своей непреклонностью – качеством, которое подтверждает множество событий. Например, Хусейн отказался принести присягу Язиду, когда его отец, Муавия ибн Абу Суфиан, противореча исламским нормам, пожелал передать ему власть.

Перед Ашурой
Хусейн находился в Мекке до того, как начались обязательные для каждого мусульманина паломничества – хадж. Паломники были весьма удобной ширмой для наемных убийц, которые по приказу Язида проникли к имаму. Хусейн был предупрежден о том, что его хотят уничтожить, но он не мог допустить пролития крови в городе, святом для мусульман. Кровопролитие в этом месте запрещено Кораном. Поэтому, собрав родных и близких, он оставил Мекку и направился в Куфу, не закончив положенных обрядов и заявив, что его жертвой Аллаху будут не животные, а он сам.

Часть жителей Мекки заняли его сторону и были готовы бороться с Язидом. По дороге в Куфу Хусейн узнал, что жители города сдаются под натиском лазутчиков Язиды и начинают убивать его последователей. Так был убит Муслим ибн Акил, посланный Хусейном в Куфу. Это было незадолго до смерти самого Хусейна, 5 мухаррама. Войско Язида настигло Хусейна в 44 км от Куфы, в Кербеле. 30 000 человек окружили имама, его сподвижников, семью. Среди осажденных были дети и женщины. Они провели 8 мучительных дней посреди пустыни, не имея доступа к воде.

В ночь на 10-й день Хусейн собрал своих сподвижников и сообщил им, что у них нет шансов и их ждет смерть мучеников. Он позволил всем, кто не хотел такой судьбы, покинуть лагерь ночью при погашенных факелах. Часть людей покинула лагерь, но утром с ним остались 72 человека, в том числе его родственники. Из них только 18 – взрослые, способные сражаться мужчины. Но точные цифры неизвестны. Согласно другим источникам, с Хусейном остались 120 человек. В этот же момент войско Язида подтянуло резервы и увеличилось до 45 000. Язид хотел начать бой 9-го числа, однако отнесся с уважением к просьбе Хусейна отложить битву до утра, чтобы последний и его сподвижники могли совершить намаз, то есть помолиться.

День Ашуры: сражение
10-го числа месяца мухаррама (слова «йаум аль-ашура» по-арабски означает «десятое число месяца») состоялась битва. Согласно арабской традиции, сподвижники Хусейна выходили по одному. Они бились, сколько хватало сил, но силы были слишком неравны, поэтому мучительная смерть от многочисленных ран для каждого из них была неизбежна. Один из родственников Хусейна, Абу-л Фадл Аббас сумел прорваться к реке (город Эль-Куфа стоит на реке Евфрат), чтобы набрать воды, но воины Язида отрубили ему руки, и он погиб. Точно неизвестно, когда именно это произошло, в день Ашуры или ранее. Тогда же погиб сын имама, Али Акбар, которому в тот момент было 17 лет. Были убиты племянники Хусейна, Аун и Мухаммад, сыновья родной сестры имама, которую звали Сейида Зайнаб бинт Али. Сторонники Язида убили еще двоих детей имама – подростков, которым было одиннадцать и тринадцать лет. Полугодовалый сын Хусейна, Али Асгар, был расстрелян из лука, когда отец просил дать ребенку воды. Сам имам Хусейн получил почти 30 резаных и колотых ран, а затем ему, еще живому, отрубил голову Шарахбиль, по прозвищу Шимр, что означает опытный.

Что стало с членами семьи имама Хусейна?
После того как имам Хусейн умер, его враги сожгли палатки в лагере, а всех, кто в нем находился, взяли в плен. Среди плененных было немало близких родственников имама:

  • Сестра Зайнаб бинт Али – внучка великого пророка. Была очень привязана к брату.
  • Сестра Умм Кулсум.
  • Жена имама Лейла, мать Али аль-Акбара.
  • Жена имама, принцесса Шахр Бану, мать Зайн-али-Абидина, четвертого имама.
  • Жена имама аль-Хасана, того самого, который должен был наследовать власть после Муавии.
  • Дочь имама Сукейна (4 года).
  • Сын имама Мухаммад (5 лет).
  • Али Зан аль-Абидин (20 лет). Он не смог выступить в битве, потому что был тяжело болен.
  • Пленные по пути в Куфу подвергались всяческим унижениям: с женщин сорвали хиджабы, всех пленных везли на лошадях без седел, как рабов. Стражники несли на копьях головы убитых ранее сподвижников Хусейна. Во дворце губернатора Куфы Ибн Зияда отличилась сестра Хусейна, Зайнаб бинт Али. Она не побоялась произнести обличительную речь в адрес Язида, который совершил ряд преступлений, нападая на родственников пророка Мухаммеда.

    Затем пленники побывали в других городах Персидского залива: Мосуле (Ирак), Хомсе (Сирия), Баальбеке (Ливан). Везде сторонники Язида пытались выставить их мятежниками. После этого они прибыли ко двору Язида, в Дамаск. Язид выразил свой гнев, колотя по голове мертвого имама Хусейна, выложенной на поднос. Именно здесь Сейида Зайнаб при поддержке сына Хусейна Али-Зайн-аль-Абидина произнесла речь, в которой высказалась против злодеяний Язида и всей династии Омейядов. Разгневанный Язид хотел убить обоих мятежников, но советники убедили его в опрометчивости подобного поступка.

    Траур в день Ашуры

    Все мероприятия в этот день направлены на то, чтобы по возможности разделить страдания имама Хусейна. Первые собрания в память о его смерти стала проводить его сестра Сейида Зайнаб в своем доме в Дамаске. Во время их собравшиеся читали стихи, посвященные мужеству имама, озвучивали события Ашуры. Подобным мероприятиям, позволявшим сохранить память об Ашуре, придавали огромное значение и следующие имамы.

    Современные шииты организуют вечера поминовения или шествия, которые длятся первые 10 день соответствующего месяца. Однако многие сообщества мусульман-шиитов соблюдают траур в течение 40 дней. Имамы читают хутбы (мусульманские проповеди), мусульмане бьют себя кулаком в грудь в знак верности Исламу и готовности пожертвовать ради него. Цвет одежды – черный, музыка – скорбная, также звучат траурные стихи, которые называют «латмийя» .

    Специально для проведения всех этих мероприятий строят навесы или здания, которые называются «хусейния» . Они похожи на мечети, но предназначены только для Ашуры. Часть традиций в этот день весьма специфична и распространена не везде, например шииты из Пакистана или Ирака считают обязательным истязать себя до появления крови при помощи мечей или цепей. Однако некоторые богословы Ислама (муджтахиды), такие как высший руководитель Ирана Али Хаменеи, еще один иранский великий аятолла Макарем Ширази и основатель движения Хезболла Мухаммад Хусейн Фадлулла, запретили наносить себе кровоточащие раны в день Ашуры. Запреты были обозначены в изданных ими фетвах.

    Суннитский день Ашура

    Сунниты говорят, что месяц, в котором проводят Ашуру, является первым месяцем в исламском календаре. Опираясь на Коран, они заявляют, что мухаррам – это один из 4-х месяцев, имеющих особенное, священное значение для мусульман, месяцев, в которые нельзя убивать, вести войны или охотиться. Существуют суннитские сборники хадисов, то есть преданий о пророке Мухаммеде, согласно которым в день Ашуры Ковчег Ноя наконец смог причалить к суше после долгого блуждания по водяной пустыне. Суннитские знатоки Ислама, улемы, также говорят, что Муса (в Библии – Моисей) в этот день нашел спасение от преследовавшего его египетского фараона.

    Таким образом, день Ашура по понятиям суннитов отмечается совсем иначе. На Каабе, главной святыне мусульман в Мекке, меняется старое покрывало. Вместо него расстилают новое. А старое разрезают на части и дарят общинам мусульман по всему миру.

    Шииты, разумеется, возражают такой трактовке дня Ашуры, утверждая, что хадисы, на которые опираются сунниты, были сфабрикованы во время правления Омейядов теми, кто желал, чтобы трагические события в Кербеле не получили широкой огласки и мусульманская умма предала их забвению.

    Ашура — это самый важный праздник в календаре мусульман шиитов. Он отмечается в 10-й день месяца Мухаррам — первого месяца в мусульманском календаре. Для шиитов, которые составляют около 15 процентов всех мусульман в мире, это самый большой праздник в году. Однако для остального мира он чаще всего ассоциируется с кровавыми шествиями, во время которых его участники бичуют себя, нанося удары цепями с острыми лезвиями на конце, кинжалами и саблями. Кровавая традиция праздника Ашура в объективе фотографов.

    16 ФОТО

    1. Процессия шиитов в Индии. (Фото: THAIER AL-SUDANI / REUTERS).

    Праздник Ашура — это день поминовения внука пророка Мухаммеда, который погиб в 680 году во время битвы при Кербеле (в центральной части Ирака) с войсками халифа Язида из династии Омейядов. Внук пророка Мухаммеда — Хусейн ибн Али — почитается шиитами как третий имам и их духовный предок. Шииты живут в основном в Ираке, Иране и Бахрейне, и являются меньшинством в таких странах как Афганистан, Пакистан, Ливан и Саудовская Аравия.


    2. Кровавая традиция праздника Ашура в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

    Для мусульман праздник Ашура — это день траура. Они оплакивают мученическую героическую смерть Хусейна во имя добра и справедливости. И хотя это праздник шиитов, в нем также принимают участие татарские сунниты.


    3. Мужчина разрезает кожу ребенка в знак скорби во время шествия в Мумбаи — столице индийского штата Махараштра. (Фото: DANISH SIDDIQUI/REUTERS).

    В этот день проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура по Хусейну калечат свои тела бичами, ножами, мачете и бьют себя в грудь. Так они выражают свою скорбь и солидарность с погибшим внуком пророка Мухаммеда.


    4. В празднике Ашура принимают участие также женщины, они не участвуют в кровавых шествиях, а в этот день в знак скорби носят черную одежду без украшений. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
    5. Что интересно, самобичевание и самоувечья несовместимы с принципами ислама. Шиитские духовные лидеры выносят против этой традиции фетвы (решение по какому-либо вопросу, основанное на принципах ислама). (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
    6. Кровавая процессия в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

    Однако не везде праздник Ашура связан с кровавыми обрядами. Известны, например, также обычаи публичного чтения отрывков из произведения XVI века — «Сад мучеников», в котором описываются трагические обстоятельства смерти внука пророка Мухаммеда.


    7. Ашура — самый большой праздник в шиитском мусульманском календаре. Во время процессий его участники часто подвергаются нападениям со стороны суннитских повстанцев, поэтому такие мероприятия теперь проходят с кордонами местной полиции. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
    8. Самобичевание в знак траура по погибшему Хусейну ибн Али. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
    9. Один из участников кровавой процессии в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
    10. Ливанские шииты, сторонники Хезболлаха, слушают историю жизни и смерти имама Хусейна ибн Али во время праздника Ашура в Бейруте. (Фото: HUSSEIN MALLA/AP).
    11. Самобичевание шиитов в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
    12. Кровавая традиция праздника Ашура в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
    13. Кровавый обычай должен напомнить шиитам о героической и мученической смерти внука пророка Мухаммеда. (Фото: PAP / EPA).